Способ регулирования углового положения ротора двигателя двойного питания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании низкоскоростных следящих систем переменного тока. Цель изобретения - повышение точности регулирования углового положения ротора двигателя двойного питания. Существо способа заключается в том, что на две многофазные обмотки двигателя двойного питания подают питающие напряжения с одинаковой частотой, при этом каждое из этих напряжений формируют в виде модулированной последовательности тактовых импульсов и для поворота ротора изменяют дискретно фазовый сдвиг между напряжениями, число тактовых импульсов в периодах напряжений устанавливат различным и изменяют фазу того питающего напряжения или фаз обоих напряжений, которое обеспечивает минимальную погрешность регулирования углового положения. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ154175 (51)5 Н 02 Р 7/46
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ <0. Iì1II Ö
ПЦН f yn
БиБяц
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (2 1) 4227637/24-07 (22) 03.04.87 (46) 07.02.90. Бюл. 11 - 5 (71) Красноярский политехнический институт (72) C.А.Бронов (53) 621. 313. 333. 072, 9 (088. 3) (56) Авторское свидетельство СССР
11- 1179511, кл. H 02 Р 7/46, 1983.
Авторское свидетельство СССР
9 1372582, кл. Н 02 Р 7/46, 1986. (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ РОТОРА ДВИГАТГЛЯ ДВОЙНОГО
ПИТАНИЯ (57) Изобретение относится к электрот ехнике и может быт ь использовано при создании низкоскоростных следящих систем переменного тока. Цель изобИзобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании низкоскоростных следящих систем переменного тока с исполнительными двигателями двойного питания.
Целью изобретения является повьпнение точности регулирования углового положения ротора двигателя двойного питания.
На чертеже представлена функциональная схема электроПривода, реализующего способ регулирования углового положения ротора двигателя двойного питания.
Электропривод содержит двигатель
1 двойного питания с двумя многофазными обмотками 2 и 3, инверторы 4 и 5, блоки 6 и 7 управления инверто2 ретения — повьппение точности регулирования углового положения ротора, двигателя двойного питания. Существо способа заключается в том, что на две многофазные обмотки двигателя двойного питания подают питающие напряжения с одинаковой частотой, при этом каждое из этих напряжений формируют в виде модулированной последовательности тактовых импульсов и для поворота ротора изменяют дискретно фазовый сдвиг между напряжениями, число тактовых импульсов в периодах напряжений устанавливают различным и изменяют фазу того питающего напряжения или фаз обоих напряжений, которое обеспе" чивает минимальную погреыность регулирования углового положения. 1 ил, I
;рами, постоянные запоминающие устройства 8 и 9, сумматоры 10 и 11, счетчики 12 и 13, блок 14 задания приращений фаэ, блок 15 задания приращения угла, блок 16 задания тактовых частот и задающий генератор I 7.
У двигателя 1 двойного питания обмотки 2 и 3 подключены к выходам инверторов 4 и 5 соответственно. К входу инвертора 4 подключен выход блока 6 управления инвертором, а к входу инвертора 5 — выход блока 7 управления инвертором. К входу блока б управления инвертором подключен выход постоянного запоминающего устройства 8, а к входу блока 7 управления инвертором — выход постоянного запоминающего устройства 9. Адресный вход постоянного запоминающего устройства
1541752
2 и 21Гй
1 . и 1 > где Ы вЂ” элементарный шаг двигателя двойного питания;
K — коэффициент электрической
Р
/ редукции,для двигателеи двойного питания на основе асинхронных двигателей с фаэным ротором равен числу пар полюсов, а для индукторных двигателей двойного питания - числу зубцов ротора); и — число тактовых широтно-модулированных или амплитудномодулиронайных импульсов н
3 соединен с выходом сумматора 10, а
l адресный вход постоянного з апоминаю пего устройства 9 - с выходом сумматора 1! . I(первым входам сумматора
10 и 11 подключены выходы счетчиков соответственно 12 и 13 а к вторым входам сумматоров 10 и 11 — соответ.ственно первый и второй выходы блока 14 задания приращений фаз, вход которого соединен с выходом блока 15 з ада1и.я приращения угла. К входам начетчиков 12 и 13 подключены соответственно первый и второй выходы блока
| б задания тактовых частот, вход 15, которого соединен с выходом задающего генератора 17.
Способ регулирования углового по1
Лож ения осуществляют следующим о бр а ом. 26
Иногофазные обмотки 2 и 3 двигателя двойного питания эапитывают от отдельных источников питания соответственно первым и вторым многофазными цитающими напряжениями переменного Гока одинаковой частоты с широтно-модулированными или амплитудно-модулиров анными по синусоидальному .з акону тактовыми импульсами, и для поворота ротора двигателя на требуемый угол 30
Изменяют фазовый сдвиг между питаю1цими напряжениями пропорционально требуемому углу поворота ротора и коэффициенту электрической редукции ,с дискретностью, определяемой дли- 35 тельностью периода тактовых импульсов. Элементарный шаг перемещения ротора двигателя (дискрета перемещения) определяется фазовой дискретой (наименьшей величиной изменения фа- 40 ! зового сдвига между питающими напряжениями) и вычисляется следующим образом: периоде первой гармоники питающих напряжений; частота первой гармоники питающих напряжений;
f., — частота тактовых импульсов, широтно-модулиро.ванных или амплИтудно-модулированных по синусоидальному закону.
При равенстве числа тактовых импульсов в периоде первой гармоники первого питающего напряжения и числа тактовых импульсов в пеоиоде первой гармоники второго питающего напряжения величина элементарного шага, вычисляемая по выражению (1), не зависит от того, фаза какого из питающих напряжений изменяется при регулировании, Повышение точности регулирования углового положения ротора двигателя двойного питания может быть обеспечено за счет увеличения числа импульсов в периоде первой гармоники питающих напряжений. Это эквивалентно увеличению частоты тактовых импульсов, что на практике всегда ограничено рядом факторов: быстродействием силовых ключей источников питания, осуществляющих широтную или амплитудную модуляцию, возрастанием динамических потерь в источниках питания при увеличении частоты работы ключей. Эти ограничения существенны, если двигатель двойного питания рассчитан на высокую частоту питакицих напряжений (400 Гц и более по первой гармонике). В этом случае частота тактовых им| ульсов f, необходимая в соответствии с выражением (1) для обеспечения требуемого элементарного шага перемещения ротора двигателя (т.е. заданной точности регулировани я ), может ок аз ат ься недо пу стимо высокой и практически не реализуемой.
В соответствии с рассматриваемым способом число тактовых импульсов в периоде первой гармочики первого питающего напряжения устанавливают отличным от числа тактовых импульсов в периоде первой гармоники второго питающего напряжения, а величину и знак изменения фаэ каждого питающего напряжения определяют из условия Минимума отклонения действительного угла по вор от а ротор а от требуемо го.
Фазу первого и фазу второго питающих напряжений можно изменять на одинаковое число фазовых дискрет, кратное разности между фаэовой дискретой
15417 первого питающего напряжения и фазовой дискретой второго питающего напряиения, при этоМ знаки изменения фаз первого и второго питающих напря5 жений устанавливают одинаковыми и соответствующими требуемому направлению перемещения ротора двигателя двойного питания.
Способ регулирования углового положения ротора двигателя двойного .питания реализует шаговый режим работы двигателя с шагом, кратным задаваемому фазовому сдвигу между питающими напряжениями, В начале и в конце ре- гулирования двигатель двойного питания находится в режиме синхронного стояния за счет равенства частот обоих питающих напряжений, что позволяет, надежно фиксировать угловое положение 20 ротора. Изменение фазового сдвига между питающими напр:тиениями фактически означает разовое (на одном периоде первой гармоники питающих напряжений) изменение частот питающих напряжений, 25 что вызывает появление импульса вращающего момента и перемещения ротора на некоторый угол. Этот угол. пропорционален заданному изменени о фазового сдвига между питающими напряжениями 3Q и обратно пропорционален коэффициенту электрической редукции. Поэтому для поворота ротора двигателя на требуемый угол фазовый сдвиг между питающими напряжениями изменяет пропорционально требуемому углу поворота ротора и коэффициенту электрической редукции.
Так как питание обмоток двигателя двойного питания осуществляется ши- 4п .ротно-модулированными или амплитудномодулиров анными по синусоидальному закону импульсами (для получения наибольшей величины первой гармоники и уменьшения влияния высших гармоник), 45 то изменение фазового сдвига между питающими напряжениями осуществляется дискретно с дискретностью, определяемой длительностью периода тактовых импульсов (в долях периода первой гармоники питающих напряжений, приходящихся на один тактовый импульс).
Когут быть четыре варианта изменения фазового сдвига между питающими напряжениями: изменение фазы только первого питающего напряжения (с фазовой дискретой первого питающего напряжения), изменение фазы только второго питающего наппяя Ill ÿ (c фанояой диск52 6 р етой второго питающего папряжения), совместное изменение фаз первого и второго питающих напряжений с одинаковыми знаками приращения фаэ (обе фазы увеличиваются или обе фазы уменьшаются) и совместное изменение фаз первого и второго питаюших напряжений с разными знаками приращения фаз (увеличение фазы одного питающего напряжения и уменьшение фазы другого питающего напряжения) .
Так как число тактовых импульсов в периоде первой гармоники первого питающего напряжения устанавливают отличным от числа тактовых импульсов в периоде первой гармоники второго питающего напряжения (при этом частота первых гармоник обоих питающих напряжений одинаковы), то величина фазовой. дискреты (и величина элементарного шага перемещения ротора) зависит от указанных вариантов изменения фазового сдвига между питающими напряжениями. В случае изменения фазы только первого питающего напряжения фазовая дискрета равна той доле периода первой гармоники первого питающего напряжения, которая приходится на один тактовый импульс первого питающего напряжения. В случае изме.нения фазы только второго питающего напряжения фазовая дискрета равна доле периода первой гармоники второго питающего напряжения, приходящейся на один тактовый импульс второго питающего напряжения, и отличается по величине от фазовой дискреты первого питающего напряжения (поскольку число тактовых импульсов в периоде первой гармоники первого и второго питающих напряжений различно).
При совместном изменении фаз обоих питающих напряжений с одинаковыми знаками приращений фаз (одновременное увеличение или одновременное уменьшение) результирующая фаэовая " дискрета равна разности между фазовой дискретой первого питающего напряжения и фаэовой дискретой второго пи- тающего напряжения (т.е. тоже отличается от фазовых дискрет в первых двух вариантах изменения фазового сдвига между питающими напряжениями). При совместном изменении фаз обоих питающих напряжений с разными знаками приращений фаз (фаза одного питающего напряжения увеличивается, а другого уменьшается), результирующая дискрета
1541752 8
" Xt2 — Хй2
Iip (г) 30
2!! дт
2м1111 П <
2Й
"r мин и
1 (4) равна сумме дискрет первого и второг пи т ающи х н апр я жени й, Таким образом, имеется воэможность выбора величины фазовой дискреты (четыре различных величины), для чего задают. тот или иной вариант изменения фазового сдвига между питающими напрт1жениями. Четвертый вариант изменения фазового сдвига между питающими 10 напряжениями может быть сведен к последовательной реализации первых двух вариантов (так как ротор двигателя пфремещается в одном направлении).
ОСновными являются первые три вариан- 15 та изменения фазового сдвига между питающими напряжениями. Выбор варианта осуществляется из условия минимум отклонения действительного угла п1 ворота ротора от требуемого. Нали- 20 чие трех возможных величин фазовой д11скреты позволяет выбирать такую комбинацию приращений фаз первого и второ го пи т ающих н апряже ни й, к отор ая обеспечивает в сравнении с известным р6шением уменьшение ошибки угла поворота ротора, Регулирование углового положения ротора дш1гателя двойного питания происходит следующим образом.
Двигатель двойного питания имеет т1ервую 2 и вторую 3 многофазные об° ° отки. Например, у двигателя двойного итания на основе асинхронного двиг àòåëÿ с фазным ротором первой обмотКой является обмотка статора, а нторой - обмотка ротора, У индукторного двигателя двойного питания обе обмотки располагаются на статоре. Первую 40
Л вторую многофазные обмотки двигателя двойного питания 3апитывают от отдельных источников питат1ия (инверторов} тактовыми импульсами, широтномодулированными илп амплитудно-модулированными по синусоидальному закону . Первые rap ìîïèêè (от иб ающи е) об оих питающих напряжений имеют в точности одинаковую частоту, Это легко может быть обеспечено синхронизацией работы обоих инверторов от одного задающего генератора. И!иротная или амплитудная модуляция позволяет уменьшить содержание высших гармоник в питающих напряжениях, Вынужденная сОставля1ощая угловой скорости ротора двигателя двойного питания в общем виде определяется следующим выражением: где t — время; ур- угловая скорость ротора; т!1, и и> — угловые частоты первых гармоник соответственно первого и второго питающих напряжений. .Так как частоты питающих напряжений одинаковы, т.е. w,= ж,„ то в соответствии с выражением (2) ротор двигателя неподвижен (режим синхронного стояния) ° .Формулу для угла поворота ротора получают, интегрируя выражение (2);
t 6
,() = $ т 1,()дК = -,- ) (11,(t)1 (t)3 t + ро > (3) где ц, — начальный угол поворота ротора (до начала регулирования);
Ag„, A< — приращения фаз соответственно первого и второго питающих напряжений; иэмерение всех углов ведется относительно общей оси координат, связанной со статором.
Если приращения фаз равны нулю (регулирования нет), то ротор неподвижен и угол его поворота т = ц >.
Если задать приращение одной из фаз, то в соответствии с выражением (3) ротор повернется на некоторый угол
Д1p относительно прежнего углового положения. Направление перемещения ротора зависит от того, фаза какого питающего напряжения меняется и в какую сторону (в сторону увеличения или в сторону уменьшения). Так как питающие напряжения представляют собой последовательности тактовых импульсов, широтно-модулированных или амплитудно-модулированных по синусоидальному закону, то существует минимальное значение приращения фазы (фазовая дискрета) для каждого иэ питающих напряжений;
A piмия д„— фазовые дискреты соответт мин ственно первого и второт о питающих напряжений;
9 15417 и и n — число тактовых импульсов г в периопе первой гармоники соответственно первого и второго питающих напряжений.
Изменение фазы каждого питающего, напряжения осуществляется дис.кретно, а величины дискрет определяются в соответствии с (4). !О
С учетом выражений (3) и (4) результирующая фаэовая дискрета д 1оп-. ределяется следующим образом:!
5 а элементарный шаг двигателя двойного питания д « мцн д мин
К, (6) 217 (= — — — —--К (n + ап)
Р
Элементарный шаг переменного ротора двигателя двойного питания при совместном изменении фаз обоих питаю3 щих напряжений на одну дискрету опре30 деляется в соответствии с выражением (6) 25 к(ZII 4n о(Кр n(n + дп)
Отношение et / 0(показывает Во сколько раз шаг при совместном изменении фаз обоих питавших напряжений меньше шага при изменении фазы только одного питакшего напряжения:
40 gl (7)
Например, для трехфаэных двигателей из соображений. симметрии число тактовых импульсов в периоде первой
4 гармоники питающих напряжений должно
45 быть кратным шести. Поэтому наименьшее значение дп = 6. При типичном значении n„п = 24 (и n = n +
+ an = 30) согласно выражению (7) (/
--=4 (й 1 т.е. при совместном изменении фаз обоих питающих напряжений величина элементарного нага перемещения ротора двигателя двойного питания уменьшается в четыре раза по сравнению с режимом изменения фазы только одного питающего напряжения, 27t(1 1 1 2Г Гп — n«1 (1 Г
Кр п1 nz К п«п
Так как согласно способу п, Ф и то и д I!I„ „„g д „„. Это означает, что результирующая фазовая дискрета
Дсрв соответствии с (5) имеет различную вЕличину в зависимости от того, фаза какого иэ питающих напряжений меняется. Это позволяет выбирать для изменения ту фазу, которая обеспечивает наименьшее отклонение действительного угла поворота ротора от требуемого. Программа изменения фаз зависит от величины требуемого угла поворота, но для каждой конкретной .величины требуемого угла поворота она определяется однозначно, так как всегда существует единственная комбинация приращений фаз первого и второго питаюших напряжений, которая обеспечивает минимум отклонения действительного угла поворота ротора от требуемого, Технически наиболее просто реализуется такая программа регулирования, при которой фазы обоих напряжений изменяются одинаково (одновременно увеличиваются или одновременно уменьшаются) и на одинаковое количество дискрет. В этом случае результирующая фазовая дискрета (и элементарный шаг двигателя) имеют наимен ьшую величину, т.е. обеспечивается высокая точность регулирования углового положения ротора, Согласно выражению (6) уменьшить величину элементарного шага можно не только путем увеличения числа тактовых импульсоз в периоде первой
52 10 гармоники питающих напряжений, но и выбором близких значений чисел импульсов для первого и второго питающих напряжений (т.е. уменьшением разности и, — n«,). Это позволяет при относительно невысоких частотах тактовых импульсов получать весьма малые значения элементарного шага.
Сравним по точности режим изменения фазы только одного питающего напряжения с режимом совместного изменения фаз обоих питающих напряжений.
Пусть число тактовых импульсов в периоде первой гармоники первого питающего напряжения равно и, а число так товых импульсов в периоде первой гармоники второго питающего напряжения равно n + дп, Элементарный шаг перемещения ротора двигателя при изменении фазы только одного (второго) питающего напряжения сов с близкими, но различными частотами) ° Счетчики 12 и 13 осуществляют подсчет тактовых импульсов соответственно первого и второго питающих напряжений (получаемых от инверторов 4 и 5. соответственно), т.е. фактически формируют текущее значение фаз питающих напряжений. Емкость счетчиков 12 и 13 выбирается равной числу тактовых импульсов в периоде первой гармоники соответственно первого и второго питающих напряжений. При отсутствии регулирования,текущие значения фаз пиI тающих напряжений с выходов счетчиков 12 и 13 передаются через сумматоры 10 и 11 на адресные входы постоянных запоминающих устройств 8 и 9 соответственно и абеспечивается последовательное считывание импульсов управления состоянием силовых ключей иэ ячеек постоянных запоминающих устройств 8 и 9.
Блок 15 задания приращения угла задает электроприводу требуемое изменение углового положения, Блок 14 задания приращения фаз выполняет функции регулятора и в зависимости от величины заданного приращения угла формирует задания для приращения фаз каждого из питающих напряжений, На выходах блока 14 появляются коды чисел, равных числам дискрет, на которые необходимо изменить фазы питающих напряжений (для каждого питающего напряжения — свое значение), Сумматоры 10 и 11 прибавляют заданные приращения фаз к текущим фазам, получаемым с выходов счетчиков 12 и 13 соответственно, В результате на входы постоянных з апоминавщих устройств 8 и 9 поступают коды фаэ, увеличенные на заданные приращения фаз. При отсутствии регулирования коды на выходах счетчиков )2 и )3 увеличиваются равномерно на единицу с приходом каждого импульса от блока 16 задания тактовых частот и также равномерно изменяются коды на входах постоянных запоминающих устройств 8 и 9.
При регулировании углового положения ротора двигателя двойного питания к равномерно изменяющимся кодам с выходов счетчиков 12 и 13 прибавляются с помощью сумматоров 10 и 11 дополнительные коды приращений фаз с первого и второго выходов блока 14 задания приращений фаз соответственно. В результате при просмотре ячеек
154) 752
Электропривод, реализующий способ регулирования углового положения ротора двигателя двойного питания, работает следующим образом.
Обмотки 2 и 3 двигателя 1 двойноS го пит ания з апит аны от отдельных инверторов питающими напряжениями. с одинаковой частотой первой гармоники.
Питающие напряжения представляют собой последовательности импульсов, широтно-модулированные или амплитудно модулированные по синусоидальному за .кону. Инверторы 4 и 5 содержат сило,вые ключи для осуществления модуля ции. Блоки 6 и. 7 управления инверто рами формируют управляющие импульсы для силовых ключей инверторов 4 и 5
,соответственно. На входы блоков б
ln 7 управления инверторами поступают 20 импульсы с постоянных запоминающих устройств 8 и 9 соответственно, обе,спечивающие получение многофазных
) (в данном слечае — трехфаэных) питающих напряжений. В постоянные запоминающие устройства 3 и 9 эаренее заПисана информация о состоянии силовых ключей .
При по сл едов ател ьном счи тын анни автои информации на выходах постоян- 30 ых запоминающих устройств 8 и 9 формируются такие последовательности импульсов, которые обеспечивают си нусоидальнув форму выходных напряже ний инверторов 4 и 5 (средних значе35 ний этих напряжений). При этом легко . обеспечивается и требуемый фазовый
,сдвиг между фазами каждого из питаю)цих напряжений (для трехфазной систео ,ьы ) 20 ) . Последовательное считыва- щ (,ние информации о состоянии силовых ключей из постоянных запоминающих устройств 8 и 9 осуществляется с помощью сигналов с выходов сумматоров
10 и 11 соответственно. Зти сигпапы поступают на адресные входы постоянных запоминающих устройств 8 и 9, на выходах которых появляются сигналы, считанные иэ ячеек с адресами, соответствующими сигналая с выходов. 50 сумматоров 10 и 11, Задающий генератор 17 синхронизирует работу обоих инверторов 4 и 5, обеспечивая равенство частот первых гармоник обоих питающих напряжений.
Блок 1б задания тактовых частот формирует из частоты задающего генератора 17 две тактовые частоты (две последовательности тактовых импуль1З 15
B l o с т О Я HHbl х:3 Я по м1 I H R II>IIII 1 х g с ТР ОЙ cT вах 8 и 9 происходит "проскакивание" через несколько очередных ячеек (при положительном приращении соответст1 нующей фазы) или возврат к предыдущим ячейкам (при отрицательном приращении соответствующей фазы) на такое количество ячеек, которое задано бло-. ком 14 задания приращений фаз. Таким образом обеспечивается изменение фаз питающих напряжений и фазового сдвига между ними. В результате ротор двигателя двойного питания поворачивается на угол, заданный блоком 15 задания приращения угла.
Алгоритм работы блока 14 задания приращений фаз, с помощью которого определяют величину и знак приращения фазы каждого питающего напряжения, может быть, например, таким, что приращения фаз обоих питающих напряже» ний, выраженное в числе фазовых дискрет, выбирают одинаковыми как по величине, так и по знаку. Результирующая фазовая дискрета фазового сдвига между питающими напряжениями в этом режиме равна разности между фазовой дискретой первого питающего напряжения и фазоной дискретой вто>ого питающего напряжения, а элементарный шаг двигателя двойного питания прямо пропорционален результирующей фазовой дискрете (и обратно пропорционален коэффициенту электрической редукции), Поэтому число фазовых дискрет, на которое должны измениться фазы обоих питающих напряжений, оказывается кратным результирующей фазовой дискрете, чтобы двигатель двойного питания мог отработать заданное блоком 15 задания приращения угла перемещение ротора.
Инверторы 4 и 5 содержат силовые ключи, с помощью которых осуществля-. ется широтная или амплитудная модуляция тактовых импульсов. При широтной модуляции трехфазного напряжения инверторы содержат по три стойки силовых ключей, например транзисторных, с обратными диодами, При амплитудной модуляции ключи могут, например, обеспечивать коммутацию обмоток трансформатора (первичных), н то время как на вторичной обмотке трансформатора формируются суммарные амплитудно-модулированные напряжения. Блоки 6 и 7 управлениж иннерторами содержат предварительные усилители и (в случае не41752 l4 обходимости, в зависимости от построения инверторов 4 и 5) элементы гальванической развязки, выполняемые по известным схемам. Постоянные запоми5 нающие устройства 8 и 9 представляют из себя микросхемы ПЗУ с соответствующими цепями управления в типовом включении. Сумматоры 10 и 11 могут быть выполнены на микросхемах (арифметические логические устройства,. представляющие собой отдельные микросхемы) в типовом включении.
В качестве счетчиков 12 и 13 могут использоваться готовые счетчики на микросхемах, входящие н любой сонременный набор микросхем, с дополнительными цепями, обеспечивающими требуемую емкость счетчиков, подключае2Р мыми н соответствии с известными схемами. Блок 16 задания тактовых частот представляет собой два делителя частоты на микросхемах (триггерах или счетчиках). Задающий генератор
25 является обычным мультивибратором.
Блок 14 задания приращений фаэ целесообразнее всего выполнять в виде микроЭВИ. 3 качестве блока 15 задания приращения угла может испольэоЗр ваться управляющая ЭВИ более высокого уровня управления.
Таким образом, предлагаемый способ регулирования углового положения ротора двигателя двойного питания обеспечивает в сравнении с известным решением поньппение точности регулирования углового поло>кения ротора, так как имеется возможность выбора величины элементарного шага перемещения
4р ротора двигателя (путем задания изменения фазы того или другого питакпцих напряжений) . Предлагаемый алгоритм задания приращения фаз питающих напряжений позволяет получить наимень4 шую из возможных величину элементарного шага двигателя двойного питания, в соответствии с которым фазы обоих питаЮщих напряжений изменяют на одй.наковое число фазовых дискрет и с од5р.ним знаком. Получаемый при этом элеЪl ментарный шаг двигателя двойного питания в несколько раз меньше. элементарного шага, обеспечиваемого в известном решении при тех же значениях частот тактовых импульсов.
Кроме того, предлагаемый способ обеспечивает повьппение устойчивости двигателя двойного питания в пе»еходных режимах, Это связано с тем, что
1541752 ормулаизобретения
Способ регулирования углового пол1 жения ротора двигателя двойного пИтания с двумя многофазными обмотками, при котором на указанные обмотки подают соответственно первое и второе многофазные питающие напряжения переменного тока с одинаковой частотой первых гармоник, при этом каждое иэ указанных многофазных питающих напряжений формируют в ниде последовательности тактовых имлуль25
Составитель А.Жилин
Техр ед Л. Сердюков а Корректор А.ОбРУчаР
Редактор М.Бланар
Заказ 283
Тираж 451
Подписное
ВНИИПИ Гor.ударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101 любой двигатель двойного питания является синхронной машиной и при скачкообразном изменении фаз питающих напряжений прежде всего изменяется
5 угол нагрузки двигателя и именно на в Еличину, равную суммарному приращен- июю фаз. В случае одновременно ro измененияя фаэ обоих питающих напряжен и на одинаковое число фазовых д скрет и с одинаковым знаком результирующая фазовая дискрета ока.1ываетс существенно меньше, чем фазовая дискрета при изменении фазы только
1 о ного питающего напряжения. Поэтому п и пошаговой отработке угловых пе-. p мещений уменьшается колебательн эсть угла нагрузки и тем самым повыша ется устойчивость двигателя двойного питания.
20 сов, широтно-модулированных или амплитудно-модулированных по синусоидальному закону, и для поворота ротора двигателя двойного питания на тр ебуемый у гол изменяют ди скретнофаэовый сдвиг между первыми гармониками указанных питающих напряжений, причем число фазовых дискрет прямо пропорционально требуемому углу поворота и коэффициенту электрической редукции двигателя двойного питания и обратно пропорционально величине фазовой дискреты, определяемой долей периода первой гармоники питающего напряжения, приходящейся на один тактовый импульс, о тли ч ающийс я тем, что, с целью повышения точности, число тактовых импульсов в периодах первых гармоник питающих напряжений устанавливают различным, а указанный фазовый сдвиг между первыми гармониками питающих напряжений осуществляют изменением фазы одного иэ питающих напряжений или фаз обоих питающих напряжений по результатам сравнения требуемого угла поворота ротора и еГо расчетного значения, соответствующего укаэанному изменению фаз, и полученной минимальной погрешности .регулирования углового положения ротора двигателя двойного питания.