Способ восстановления изношенных поверхностей деталей из чугуна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к восстановлению изношенных поверхностей деталей при ремонте машин и оборудования и может быть использовано при восстановлении изношенных поверхностей чугунных деталей. Цель изобретения - повышение качества и снижение трубоемкости процесса. При восстановлении изношенных поверхностей из чугуна на поверхность детали приваривается контактным способом стальная лента. На ленту предварительно наносят сплошной, прочно соединенный с ней слой толщиной 40-50 мкм материала, способствующего графитизации углерода в чугуне (медь, никель, алюминий). Введение графитизирующего материала позволяет избежать отбеливания чугуна в сварном соединении, в результате чего соединение имеет высокую прочность. Трудоемкость процесса снижается за счет восстановления изношенных поверхностей путем улучшения условий проведения процесса. 1 з.п. ф-лы.
{5 )5 В 23 Р 6/00
ОГ1ИОАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H Аа йЗРСН01ЯУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ стальную ленту наносят сплошной, про но соединенный с ней слой толщиной 40-50 мкм материала, способствующего графитизации углерода в чугуне (никель, медь, алюминий или их комбинация) в процессе образоваГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
Г1О ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЦТИЯМ
Г1РИ ГКНТ СССР с (21) 4353ь42/30- 2, (22) 17.11,87 (46) 15.02.90. - 1 6 (71) Всесоюзный нау- но-исследовательский v .iехнологи 4еский институт мон тажа., эксплуатации и ремонта машин и оборудования животноводческих и пти- цевэдческих ферм (72) В.К,Памко и В.Л.Гуревич (53) 021, 91,763 (088.8) (56),в1орское свидетельство СССР
Г 27258, кл. С 2 С 5/00, 1964.
Авторское свидетельс во СССР
";278171 кл. В 23 В 6/00, 1985. (54) СПОСОВ В.iÑÑTéÍ00ËÅÍÈß ИЗНОШЕННЫХ
ПОВЕ ХНОС ЕЙ,ВЕТЯЛЕГ1 ИЗ ЧУГУНА (57) Кзсбоетение относится к восстановлению изношенных поверхностей дет -.лей при ремо-ITe машин и оборудования и может быть использовано при
Изобретение относится к восстановлению изношенных поверхностеи деталей при ремо те машин и оборудования и может быть использовано при восстановлениии изношенных поверхностей чугунных деталей.
Цель изобретения — повышение качества и ..-.- ижение трудоемкости процесса.
В способе восстановления изношенных пQ8BpxHo< тей деталей из чугуна, заключающемся в контактной приварке на изношенную поверхность детали стальной ленты с предварительно нанесеннь.м на нее слоем ма".åðè-ла, на
2 восста новлении изношенных поверхностей угунных деталей. Цель изобретения - повышение качества и снижение трудоемкости процесса. При восстановлении изношенных поверхностей из чугуна на поверхность детали приваривается конгактным способом стальная лента. На ленту предварительно наносят сплошной, прочно соединенный с ней слой толщиной 40-50 мкм материала. спссобствующего графитизации углерода в чугуне (медь„ никель, алюминий). Введение графитизирующего материала позволяет избежать отбеливания чугуна в сварном соединении, в результате чего соединение имеет высокую прочность. Трудоемкость процесса снижается за счет восстановления изношенных поверхностей путем улучшения условий проведения процесса. 1 з.п. ф-лы. ния и кристаллизации ядра сплавления материала восстановленной детали и стальной ленты.
Введение графитизирующего материала в ядро сплавления при контактной сварке необходимо для создания условий выделения свободного углерода в процессе кристаллизации. Это позволяет.избежать отбеливания чугуна в
1542766 сварном соединении в зоне неполного расплавления, которая при сварке без предварительного подогрева имеет высокуе скорость охлаждения. ,цля создания условии гарантийного
5 легирования в ядре сплавления слой, нанесенный на стальную, ленту графитизирующего материала, должен быть плотным, одинаковым по толщине, иметь 10 прочное сцепление с лентой, например, нанесен гальваническим методом, для того, чтобы предотвратить вытеснение его из зоны сплавления в процессе сварки. 15
Толщина наносимого слоя графитизирующего материала (40-50 мкм) определялась экспериментально на образцах, из условия достижения максимальной прочности соединения на разрыв.
При этом было установлено, что при толщине покрытия меньше 40 мкм прочность соединения на разрыв остается низкой, а при толщине покрытия более
50 мкм прирост величины прочности практически прекращается. Поэтому дальнейшее наращивание покрытия нецелесообразно, так как приводит к излишнему расходу. материала.
Пример. Производилось восста- . новление коленчатых валов ВАЗ2101 и
ВАЗ 2103, изготовленных из выаокопрочного чугуна типа В450-2.
Технологический процесс: осуществлялся следующим образом. На ленту из стали У8 толщиной 1,0 мм гальвамическим способом наносили слой никеля толщиной 40-50 мкм„ Из покрытой ленты вырезали заготовки и сворачивали их на специальном приспособле40 нии по диаметру восстанавливаемой поверхности в кольцо. Затем кольцо одевалось на восстанавливаемую поверхность и приваривалось на устайовке ВНПО "Ремдетальн 011.01-02. После приварки проводилась механическая обработка восстановленной поверхности шлифованием.
В результате испытаний установлено, что на восстановленной поверхности отсутствуют трещины по всей глубине покрытия, отсутствуют поры и шлаковые включения, твердость покрытия
48-55 HRC. Металлографическим исследованием установлено, что непосредственно за слоем покрытия располагается слой легированного аустенита. Зона отбела чугуна не обнаружена.
По сравнению с существующей технологией предлагаемая технология обеспечивает снижение трудозатрат, материала и энергии на проведение восстановления и улучшает качество
BoccTBHoBrtBHHblx деталей. формула и з о б р е т е н и я
1, Способ восстановления изношенных поверхностей деталей из чугуна, заключающийся в контактной приварке на изношенную йоверхность детали стальной ленты с предварительно нанесенным на нее слоем материала, отличающийся тем, что, с целью повышения качества и снижения трудоемкости процесса, на стальную ленту наносят сплошной прочно соединенный с ней слой материала, способствующего графитизации углерода в чугуне в процессе образования и кристаллизации ядра сплавления материала восстанавливаемой детали и стальной ленты.
2, Способ по и, 1, о т л и ч а ю шийся тем, что толщина наносимого слоя графитизирующего материала составляет 40-50 мкм.
Составитель Н, Гершанова
Техред П.Олийнык Корректор В, Гирняк
Редактор М.Товтин
За ка з 36 Тираж 592 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при КНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская г аб., д. 4/5
Производственно-излагельcwий комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина,101