Способ автоматического регулирования режима работы ведомого автотрансформатора энергосистемы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение касается автоматического управления режимом работы энергосистем. Цель изобретения - оптимальное распределение реактивного тока между ведущим и ведомым автотрансформаторами системы и повышение экономичности сети. В устройстве, реализующем способ, предусматривается подача на измерительный орган автоматического регулятора напряжения суммы трех напряжений: напряжения вторичных выводов автотрансформатора, второго напряжения, пропорционального реактивной составляющей тока линии, идущей в направлении ведущего автотрансформатора связи, совпадающего с напряжением автотрансформатора по фазе, и третьего напряжения, пропорционального активному току элемента сети, характеризующего режим прилегающего участка питающей сети, находящегося в противофазе с напряжением выводов автотрансформатора. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5 Н 02 Л 3!12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
f (21) 4377929/24-07 (22) 08.12.88 (46) 15.02.90. Бюл . N 6 (71) Рижский политехнический институт им. А.Я. Пельше (72) Л.Д. Баркан и В.Н. Денщиков (53) 621 .3 1 1 .072 . 12 (088 .8) (56) Баркан Я.Д. Автоматизация режимов по напряжению и реактивной мощности . М.: Энергоатомиздат,. 1984, с. 120. (54) СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ВЕДОМОГО АВТОТРАНСФОРМАТОРА 3HEPГОСИСТENbl (57) Изобретение касается автоматического управления режимом работы энергосистем. Цель изобретения - on" тимальное распределение реактивного
Изобретение относится к автоматическому управлению режимом работы энер г осист ем.
Целью изобретения является оптимальное распределение реактивного тока между ведущим и ведомым автотрансформаторами системы и повышение экономичности работы энергосистемы.
На фиг. 1 показана структурная схема устройства, реализующего способ, на Фиг. 2 - векторная диаграмма величин, поступающих на измерительный орган регулятора напряжения авто" трансформатора .
Устройство, реализующее предлагаемый способ, содержит регулятор
„„Я0„„,1543495 тока между ведущим и ведомым автотра нсформат ора ми системы и повышени е экономичности сети. В устройстве, реализующем способ, предусматривается подача на измерительный орган автоматического регулятора напряжения суммы трех напряжений: . напряжения вторичных выводов автотрансформатора, вт орог о напряжения, пр опор ци онального реактивной составляющей тока -линии, идущей в направлении ведущего а втотра нсформа тора с вязи, совпадающего с напряжением а втотра нсформатора по фазе, и третьего напряжения, пропорционального активному току элемента сети, характеризующего режим прилегающего участка питающей сети, находящегося в противофазе с на пряжени ем выводов а вт отра нсформатора. 2 ил.
1 напряжения ведомого а втотрансфор- 4 матора 2, шины 3, да ÷èêè 4 и 5 то- САР ка. На измерительный орган регуля- 4h тора 1 напряжения ведомого автотранс- Я ) форматора 2 поступает напряжение от (д блока 6 вычитания, в котором вычитаются напряжения, поступающие с выхода блока 7 суммирова ния и выхода, датчика 5тока, пропорциональноереактив ному току линии h идущей в напра влении ведущего автотрансформатора 3 связи, находящейся на другой подстанции энергосистемы. На вход датчика 5 тока поступает. ток линии 8 или друг.-й линии, подключенной к шина и и одста f I ции, где находится автотрансформатог з 154349
2, та ким образом, чтобы напряжение на выходе датчика 5 тока характериэовало загрузку сети активной мощностью. В регуляторе 1 напряжения ре" эультирующее напряжение с выхода блока 6 вычитания сравнивается с уставкой 10 регулятора 1 напряжения .
Если результирующее напряжение мен ьЩе напряжения уставки с учетом зоны нечувствительности регулятора, на еro выходе в канале 11 появляется сигнал на переключение устройства регулирования под нагрузкой (РПН), а втотра нсформа тора на у велич ени е наи яжения на шинах 3, и наоборот, есл результирующее напряжение больше ставки, то в канале 12 появляется с гнал на переключение РПН в сторону снижения напряжения на шинах 3.
С умми рова ни е вели чи н и ока за но на фиг. 2. Напряжение 13 шин складывается с напряжением 14, пропорциональным реактивной составляющей тока, и иэ этой суммы вычитается напряжение25 t5, пропорциональное активному току э!цемента сети, и полученный результат сравнивается с эталонным значениемуставкой 10.
Способ осуществляется следующим орразом.
Оптимизационные расчеты режима с идетельствуют о том, что потоки р активной мощности от автотрансфорторов связи в сторону узлов максильного напряжения сравнительно не.в лики и частично покрывают потребл ние нагрузок, присоединенных к сети н зшего напряжения на участках между смежными а втотра нсформаторами связи. 4О
8 то же время их величина зависит от пртоков активной мощности. При больших потоках активной мощности оказывается целесообразным поддержи ват ь более высокие уровни напряжения, что п >иводит к увеличению обратных потоков реактивной мощности.
При снижении реактивного тока результирующее напряжение, поступающ е на измерительный орган регулятор>, снижается и регулятор действует в направлении его восстановления.
Е@ли увеличивается активный ток, то результирующее напряжение также уменьurt ется, коэффи циент тра нсформа ции а Этотра нсформа тора та кже и зменя ет" ся в направлении увеличения напряже-! ния в сети низшего напряжения, это приводит к росту потока реактивной мощности в направлении ведущего авто" трансформатора связи, что соответствует требованиям режима,.
Если предположить снижение коэффициентаа тра нсформа ции ведущего а втотрансформатора 9, то напряжение на вывода х ни зшего напряжения у величится и поток реактивной мощности по линии 8 уменьшится, это вызывает действие регулятора 1 напряжения автотрансформатора 2 в направлении его восста новления, в резул ьтат е чего ведомый автотрансформатор 2 следует за управлением ведущего автотрансформатора с точностью зоны нечувствительности регулятора.
Вслед за этим движению ведущего автотрансформатора следуют и другие ведомые автотрансформаторы, например находящийся от него дальше, чем автотрансформатор 2. В результате управление одним ведущим автотрансформатором может приводить к следованию за ним нескольких подчиненных ему ведомых.
Вследствие того, что в параметр регулирова ния входит напряжение, а варийное разделение сети не приведет к управлению, которое могло бы привести к недопустимым режимам.
Таким образом, предлагаемый способ существенно упрощает управление режи" мом автотрансформаторами связи и повышает экономичность режима питающей сети энергосистемы. формула и зобр ет ения
Способ автоматического регулирования режима работы ведомого а втотра нсформатора энергосистемы, согласно которому измеряют напряжение шин низшего напряжения автотрансформатора, реактивный ток линии сети низшего напряжения, идущий в направлении ведущего автотрансформатора, преобразуют этот ток в пропорциональное ему напряжение, суммируют его с напряже" нием шин низкого напряжения, формируют результирующее напряжение, сра внивают его с уставкой и, если результирующее напряжение меньше уставки, увеличивают напряжение автотрансформатора, а если больше уста вки, снижают указанное напряжение, о т л ича ющи йся тем, что, с целью повышения экономичности работы энерго. системы, измеряют активный ток линии и8.1
Составитель О. Наказная
Реда ктор Л. Вес еловс кая Техред М. Ходанич Корректор М. Демчик
Заказ 405 Тираж 413 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул.Гагарина, I .1l
5 154349 сети низшего напряжения, идущий в направлении ведущего автотрансформатора, или активный ток другого присое" динения,отходящего от шин низкого напряжения ведомого автотрансформато"
5 ра, наиболее полно характеризующий
5 6 за грузку сети а кти вной мощност ью, преобразуют его в пропорциональное ему напряжение, вычитают иэ упомянутой суммы и используют полученную разность в качестве результирующего напряжения.