Двухмашинный агрегат

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение выходной мощности и энергетических показателей. В двухмашинном агрегате, содержащем синхронный и синхронизированный асинхронный двигатели, валы роторов которых жестко соединены между собой, ротор синхронизированного асинхронного двигателя установлен относительно ротора синхронного двигателя таким образом, что ось магнитного поля обмотки возбуждения синхронизированного асинхронного двигателя смещена относительно оси магнитного поля обмотки возбуждения синхронного двигателя против направления вращения на угол, равный 60 эл.град.4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51) 5 H 02 K 17/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬС ТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4350944/24-07 (22) 28.12.87 (46) 15.02.90. Бюл. М 6 (71) Пермский политехнический институт (72) В.А.Трефилов, Н,В.йулаков, М.Е.Тюленев и П.Н.Цылев (53) 621.313.333 (088.8) (56) Онищенко Г.Б., еньков М.Г.

Электропривод турбомеханизмов. - М.

Энергия, 1972, с. 95-98.

Ross Наля. Technik und Wirtschaftlichkeit grosser е1еЬtrischer Antriehe

in Hutten-Verken, — Stah1 und Fisen, . 1973, Ы 14, s.636-645 °

Изобретение относится к электро" технике, в частности к двухмашинному электроагрегату переменного тока, и может быть использовано в синхронном электроприводе турбомеханизмов.

Целью изобретения является повышение выходной мощности и энергетичес" ких показателей двухмашинного агрегата.

На фиг.1 схематически представлен двухмашинный агрегат; на фиг.2 - вза имное расположение, продольных осей полюсов роторов двигателей; на фиг.3 - угловые характеристики двигателей; на фиг.4 - картины магнитных полей статоров двигателей при уста" новке их роторов в согласованное положение.

2 (54) ЛВУХМАИИННЫЙ АГРЕГАТ (57) Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение выходной мощности и энергетических показателей. В двухмашинном агрегате, содержащем синхронный и синхронизированный асинхронный двигатели, валы роторов которых жестко соединены между собой, ротор синхронизированного асинхронного двигателя установлен относительно ротора синхронного двигателя таким образом, что ось магнитного поля обмотки возбуждения синхронизированного асинхронного двигателя смещена относительно оси магнитного поля обмотки возбуждения ф синхронного двигателя против направления вращения на угол, равный

60 эл.град. 4 ил.

С:

Лвухмашинный агрегат (фиг.1) содержит синхронный двигатель 1 и синхронизированный асинхронный двигатель 2. Вал 3 двигателя 1 сочленен с валом 4 двигателя 2 полумуфтами 5 и 6. Обмотка 7 возбуждения двигателя

1 при питании постоянным током соз- рД дает магнитное поле, картина которого .обозначена позицией 8, а продольная

1 ось магнитного поля ротора - позицией

Обмотка. 10 возбуждения двигателя

2 при подаче постоянного тока создает магнитное поле, картина которого 4 обозначена позицией 11, а продольная ос ь ма г ни т ного поля - пози ци ей 12. Роторы двигателей 1 и 2 установлены относительно друг друга таким образом, что продольная ось 12 магнитного.) 15435 поля ротора синхронизированного асинхронного двигателя 2 смещена относительно продольной оси 9 магнитного поля ротора синхронного двигателя 1 на 60 эл.град. против направления

5 вращения, указанного. стрелкой (смотри также фиг.2). Позициями 13 и 14 обозначены угловые характеристики синхронизированного асинхронного и синхронного двиraтелей соответственно.

Двухмашинный агрегат работает следующим образом

Перед работой производится установка роторов двигателей 1 и 2, Для этого валы 3 и 4 двигателей 1 и 2 разьединяются. Затем две последовательно соединенные обмотки фаз статора B и С синхронного двигателя 1 (фиг.4) и две последовательно соединенные обмотки фаз статора В и С синхронизированного асинхронного двигателя 2 подключаются параллельно источнику 15 постоянного тока и по ним пропускается постоянный ток. Обмотки статора синхронного двигателя

1 создают неподвижное в пространстве магнитное поле, картина которого обозначена на фиг.4 позицией 16, а продольная ось магнитного поля статора - позицией 17. Обмотки статора синхронизированного асинхронного двигателя 2 создают магнитное поле, картина которого обозначена позицией 18, а продольная ось полюсов поля - позицией 19. Продольные оси 17 и 19 магнитных полей статоров двигателей

1 и 2 при этом оказываются одинаково направленными в пространстве.

Одновременно с этим подается пос- 40 тоянный ток в„обмотку 7 возбуждения синхронного двигателя 1 и в обмотку 10 возбуждения синхронизированного асинхронного двигателя 2 ° Питание обмоток 7 и 10 осуществляется от соб- 45 ственных возбудителей постоянного тока (возможно также от любого источ" ника постоянного тока)„ При этом магнитное поле ротора двигателя 1 взаимодействует с магнитным полем статора двигателя 1, а магнитное поле ротора двигателя 2 - с магнитным по" лем статора двигателя 2., В результате взаимодействия магнитных полей рота" ры двигателей 1 и 2 разворачиваются

55 и устанавливаются в такое положение, при котором продольная ось 9 магнитного поля ротора двигателя 1 совпадает по направлению с продольной осью

04

17. магнитного поля статора двигателя

1, а продольная ось 12 магнитного поля ротора двигателя 2 совпадает с продольной. осью 19 магнитного поля статора двигателя 2. Так как продольные оси 17 и 19 магнитных полей статоров двигателей 1 и 2 согласуются в пространстве (фиг.4), то роторы двигателей 1 и 2 также устанавливаются в согласованное положение, при котором продольная ось 9 полюсов ротора двигателя 1 совпадает с продольной осью 12 полюсов ротора двигателя 2.

Согласованное положение роторов двигателей 1 и 2 отмечается метками, которые нанесены одна напротив другой на полумуфтах 5 и Ь. После этого обмотки статоров и обмотки возбуждения 7 и 10 двигателей 1 и 2 обесточиваются.

Затем ротор синхронизированного асинхронного двигателя 2 поворачивается относительно ротора синхронного двигателя 1 против направления вращения до установления между метками пространственного угла, равного

60 эл.град. В этом положении полумуфта 5 вала 3 двигателя 1 жестко сочленяется с полумуфтой 6 вала 4 двигателя 2.

Пуск двухмашинного агрегата осуществляется включением в сеть синхронизированного асинхронного двигателя 2.

После разгона до подсинхронной частоты вращения обмотка 10 возбуждения двигателя 2 возбуждается постоянным током и двигатель 2 синхронизируется..

Затем к сети подключается синхронный двигатель 1. Обмотка 7 возбуждения двигателя 1 возбуждается постоянным током, и двигатель 1 также синхрони" зируется с сетью. На этом пуск агрегата заканчивается.

В рабочем режиме двигателя 1 и 2 работают на общий вал ° При установке между продольными осями 9 и 12 полюсов роторов двигателей 1 и 2 пространственного угла, равного 60 эл.град. (фиг.2), угловая характеристика 13 (фиг.3) синхронизированного асинхронного двигателя 2 -смещается относительно угловой характеристики 14 синхронного двигателя 1 влево на

60 эл.град. Это приводит к тому, что угол нагрузки синхронизированного асинхронного двигателя 2 во всех нагрузочных режимах становится больше угла нагрузки синхронного двигателя 1

1543504 6 на 60 эл.гра . В аб р д. ра очем режиме синх- улучшение его энергетических показаронный двигатель 1 как основной двигатель в двухмашинном агрегате нагружен до номинальной мощности Р„ и ф о р м у л а и s о б р е т е н и я работает с номинальным углом нагруз-" ки, равным 30 эл.град. Как следует Двухмашинный агрегат, содеРжащий из фиг.3, синхронизированный асинх- синхронный и синхронизированный ронный двигатель 2 в этом случае ра- асинхронный двигатели, валы роторов ботает с углом нагрузки 90 эл.град. 0 которых жестко, соединены между собой, и при этом развивает номинальную мощ- о т л и ч а ю щ и и с R тем, что, ность Р д с целью повышения выходной мощности и энергетических показателей агрега;

Таким образом, предлагаемый двух- та, продольные оси полюсов ротора машинный агрегат по сравнению с изве- 1 синхронизированного асинхронного двистным обеспечивает в рабочем режиме гателя смещены относительно продоль" повышение выходной мощности синхрони- ных осей полюсов ротора синхронного зированного асинхронного двигателя двигателя против направления вращения на 50ь его номинальной мощности и на угол 60 эл.град.

1543504

Составитель В.Краснов

Редактор Л.Веселовская Техред И.Ходаиич

Корректор А.Обручар

° Ю»»»»WЮ » «Ю ЮЮ»»» »». ° Ю»»

Заказ 406

Тираж 442

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101