Способ очистки хвостовых газов от оксидов азота
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к процессам очистки хвостовых газов от оксидов азота и может быть использовано в производстве азотной кислоты и процессах азотнокислой переработки природного сырья. Целью изобретения является повышение срока службы катализатора и упрощение аппаратурного оформления процесса. Для достижения этой цели в способе очистки хвостовых газов от оксидов азота, включающем подачу метана и воздуха в камеру сгорания, сжигание метана в воздухе, нагрев хвостовых газов до 330-350°С путем их смешения с продуктами сгорания метана и каталитическое восстановление оксидов азота на алюмо-палладиевом катализаторе, в камеру сгорания вводят дополнительное количества метана до обеспечения соотношения метан-кислород воздуха 0,71-1,00. При осуществлении способа достигается достаточно высокая степень очистки хвостовых газов от оксидов азота, упрощается аппаратурное оформление процесса и повышается срок службы катализатора, время пробега которого в 1,5-3,0 раза больше нормируемого.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51) 5 В 01 Р 53/36 Ф а
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И А ВТ0РСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРС ТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 3849110/23-63 (22) 28 ° 01. 85 (46) 23.02.90. Бюл. N 7 (71) Невинномысское производственное обьединение "Азот" (72) В.П.Колесников, С.С.Костюченко, ЕаН.Контарева, В.И.Ледовской, H.Ô.ßðêî8îé, M,Ï.Êó3íåöoâ и В,Н,Кузьменко (53) 66.074.32 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ч 959812, кл. В 01 D 53/36. (54) СПОСОБ ОЧИСТКИ ХВОСТОВЫХ ГАЗОВ
ОТ ОКСИДОВ АЗОТА (57) Изобретение относится к процессам очистки хвостовых газов от оксидов азота и может быть использовано в производстве азотной кислоты и процессах азотнокислой переработки природного сырья. Целью изобретения является повышение срока службы каИзобретение относится к процессам очистки хвостовых газов от оксидов азота и может быть использовано в производстве азотной кислоты и процессах азотнокислой переработки природного сырья.
Цель изобретения — повышение срока службы катализатора и упрощение аппаратурного оформления процесса.
Пример 1. Хвостовой нитроз- ный газ в количестве 33000 нмэ/ч, содержащий 0,134 оксидов азота и
2,14 кислорода, поступает в камеру .сгорания реактора, в которую на гоЛ0 15444 9 А1
2 тализатора и упрощение аппаратурного оформления процесса. Для достижения этой цели в способе очистки хвостовых газов от оксидов азота, включающем подачу метана и воздуха в камеру сгорания, сжигание метана в воздухе, нагрев хвостовых газов до 330350 С путем их смешения с продуктами сгорания метана и каталитическое восстановление оксидов азота на алюмопалладиевом катализаторе, в камеру сгорания вводят дополнительное количество метана до обеспечения соотно" шения метан - кислород воздуха 0,711,00. При осуществлении способа достигается достаточно высокая степень а очистки хвостовых газов от оксидов
S азота, упрощается аппаратурное оформ- (/) ление процесса и повышается срок службы катализатора, время пробега С которого в 1,5-3,0 раза больше нормируемого.
Ю
l,репку подают 1130 нм3/ч метана и
6850 нм3/ч воздуха, обеспечивая соотношение метан-кислород воздуха,. пода;ваемых в горелку, равным 0,785. Получаемые при этом продукты сгорания, содержащие метан, при контактировании с хвостовым нитрозным газом нагревают последний до 475 С, после чего ведут процесс каталитического восстановления оксидов азота на алюмопалла диевом катализаторе, время пробега которого составляет 20000 ч ° В очищенном газе содержание оскидов азота составляет 0,0013, водорода 0,08ь монооксида углерода 0,04 .
1544469
Составитель В.Забелин
Техред Л.Сердюкова Корректор ".шароши
Редактор Л.Зайцева
Заказ 454 Тираж 570 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, r. Ужгород, ул. Гагарина,101
Пример 2. Хвостовой нитроэный газ в количестве 33200 нмз/ч, содержащий 0,154 оксидов азота, 2,7Ф кислорода, поступает в камеру сгорания реактора, в которую на горелку подают 1210 нмз/ч метана и 6450 нмз/ч воздуха, обеспечивая соотношение метан - кислород воздуха, подаваемых в горелку, равным 0,895. Получаемые 10 при этом продукты сгорания, содержащие метан, при контактировании с хвостовым нитрозным газом нагревают последний, после чего осуществляют процесс каталитического восстановле- 15 яия оксидов азота на алюмопалладиевом катализаторе, время пробега которого составляет 22000 ч. В очищенном ,Газе оксиды азота отсутствуют, содержание водорода составляет 0,053, 20 монооксида углерода 0,063.
П р и и е р 3. Хвостовой нитроэНый гаэ в количестве 52000 нмз/ч, содержащий 0,143 оксидов азота и 1,И 25 кислорода, поступает на смешение с дымовыми газами, получаемыми при сгорании 1380 нмз/ч метана и 9200 нмз/ч воздуха (соотношение метан - кислород воздуха, подаваемых в горелку, 30 составляет 0,715). Смесь дымового газа, содержащего метан, и хвостовых нитрозных газов, имеющая температуру
490 С, подают на каталитическое восо становление оксидов азота на алюмопалладиевом катализаторе, отработавшем 40000 ч (перепробег 26000 ч).
Очищенный гаэ содержит 0,004 оксидов азота, 0,013 водорода и 0,053 монооксида углерода. 40
Пример 4, Дымовые газы, получаемые при сжигании 1380 нмз/ч метана в 9300 нмз/ч воздуха (соотношение метан - кислород воздуха, подаваемых в горелку камеры сгорания, составляет 0,71), смешивают с хвостовым нитрозным газом, в количестве
44000 нмз/ч с содержанием 0,153 оксидов азота и 1,54 кислорода. Затем полученную смесь направляют жа каталитическое восстановление оксидов: азота на алюмопалладиевом катализаторе. Очищенный газ содержит 0,0063 оксидов азота, 0,0М монооксида углерода и 0,13 метана.
При осуществлении предлагаемого способа упрощается аппаратурное оФормление процесса и повышается срок службы катализатора (время пробега которого в 1,5-3,0 раза больше нормируемого).
Формула изобретения (Способ очистки хвостовых газов от оксидов азота, включающий подачу метана и воздуха в камеру сгорания, сжигание метана, в воздухе, нагрев хвостовых газов до 390-550 С путем их смешения с продуктами сгорания метана в воздухе и каталитическое восстановление оксидов азота на алюмопалладиевом катализаторе, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения срока службы катализатора и упрощения аппаратурного оформления процесса, s камеру сгорания вводят дополнительное количество метана до обеспечения соотношения метан-кислород воздуха 0,71-1,00.