Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению, в частности к устройствам для управления коробкой передач. Цель изобретения - повышение надежности в работе распределительного устройства. Распределительное устройство содержит шестилинейный шестипозиционный распределитель 5 переключения передач, распределитель 6 реверса, распределители включения передач прямого хода, распределитель 4 включения муфт диапазонов и клапан 17 задержки. Распределитель реверса выполнен трехпозиционным трехлинейным, а электроуправляемые клапаны 14-16 управления распределителями включения диапазонов и включения передач прямого хода выполнены каждый в виде двух шариковых клапанов, взаимодействующих между собой через игольчатый двигатель. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Яф„, 1544604 А1 (")1)5 В 60 К 41/06 с ...,мМ

6Л . 1 (Ч (г ) — (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (2 } 4401,(()(»,",ã ) i (> >) 1; .()! 88 (41>) 28 0>.!) ). I)>E(> >,Ч ((1) >)1огiI.I(н>"кии и г(> >(>(>II, ьI I iè з;и();i и и . (...Ч. !л и }> о н;1 (72} А. А. г)нн;)р к) и (58) 62!) i !8(()88 8) (56) Авт(>р h(>«свил«I«.)ьстги> (.(.(.I) ,Ч . 14()2448, кл. H 6() h, 41, ()6, i )8(>. (541 РА(.11Р1 1!., 11ITI:ËI>II()I. У(."! !>()!1(.. 1 1Ю;)„ 151 У I I РАБ. 1!..I IИ Я 1л:() Р(.) I>1 ()1

11I .PI., }А ТРА!!(П() Р(1101 с) (:Р1- I(!ЕЛА (57) !1:3обретс ние ()T но и гся h тра)к портному и строит(льно-дорожному л)ашиностросник>, и 111(1 ности к ((тронет н(1 1 I.;1 я >> 11р г) (3.1(l ll я коробкой п«р«лач. 11ель изобрет(ния нов,(п)«ili1(. надежносги в работе распределительно((> лсгроиства Распределительное устройСтно С(I«P E<т ШЕСтИЛИНСйНЫй ШССтИПОЗИци(>нный распр«делитель 5 переключения пер«;гач. ра(пределитель 6 реверса. распредели г«.}и включения передач прямого хода, распре,(елитель 4 включения муфт диапазонов и клапан 17 задержки. Распределитель реверса вы(н>л нен трехпози ционны м трехлинейным, а .электроуправляемые клапаны 14 16 управления распределителями вклк>;«ния диана:к>)и>в и включ(ния передач и ря лlо(() хола I3 hlllO. н(. ньl к 3 ih.TI>IT(Р ни д( двух IIIlx клапанов, взаимоде>}ствл юших м(ж гу с(>()(>EI через игольч()тый дi3EEã ЕГЕЛ1, 2 ИЛ

1544604 с1зо<> (><: < pit>i«относится к Tp3Hc(lopTHQ M)> и строительно-дорожному машиностроению, в часl li()«и к устройствам для управления коробкой передач.

it,, „;, „и,()(т«ния понышение надежli<)«ги рii<>« ы распр«делительного устроиства.

11(1 фиг. 1 !И>казано распределительное устройство, «бщий вид; на фиг. 2 — гидрав.! Ич«ск;(я «x«IEI;I х с гройства в нейтра !ьном пол«ж(tf и и.

Распр«.цлительное устройство для управ«(ения коробкой передач состоит из корпуса 1 (фиг. 11 с расположенными в егo Нолостях распределителями 2 и 3 включения муфт передач прямого хода, распределител«м 4 Вклк)ч IIH>I муфт диапаз«нов, распре (слит«,ц м 5 переключения передач, распред«,!>И(.IE М f> р«H(Р 3 Itft f i>K>fi(kth Ма(И«трал«И

7 13, э,f(Kfpoóïp3â!Iÿ«÷bf шариков«(о тип» с и! «1!. 13 Ым «Лкат(.I(м к 13ili»10H 14 l t)

lt К.13113 ll3 > 13 ((pжк Kll. ! lPoTH f3oл(ж ii 1113)l If P>< жи н«(к)лостI> Pil(IIp(. .ц, 1lfT(. 1Я 4 His!(К>ч(HHB М фl !(Ис)п >з«н(>В с««би! Ii;l 1(p(1 I i«. 1«с 1 b И Г«. I Ьч сlт()ГO T<). I к;I Т< л Я, II«, <>(ть H t «p«f O III 3p » KOBOI К, 13113 il <1 ?? ii p;i h i <. il t>I aГII м Pс(II PE. ><«. Iи T(.1< м и Р 1«ll Р«- р5 ,i(!1It Г(. i I>,) IIE. () E К, I IO

i>I «I > Г В t>. 11« I (1 ГbE. и В На l Н(ТЗТ(.1 bff (К) i>, <1lff«ip;tль к;»< ч«р«з п«рвый, так и i«p«t Втор«й illiipltK«HI>IE> клапаны управ;ц ния этим р3«lip(i(, »lт(,1«)t. (lp(>THItE).1(. жа»1и«пружинам ИОлости рас- 30 пр(.i< ЛИ Г<.t(и 2 и 3 «O«!t»kleliil CO«TH«l «(В«Пll« i(PE 1 ll«!!«С I u HI «.1Ь I 1Th(>E TOHKH IE !IE È И

IIE>!I««1 it В l «Pbl ", II I H Plt k(>fthfX К. 13 П3Н «В >< IIP 3 Ii. 1E. H i t H ) И М l t P 3 (I I P (. i(Л И Т<. Л Я М И И Ч (> PE. 1 Р 1 «и р«,!«. »1 i (. Ib 5 и(p(>к, I к) ч HHB передач с«< .. (иВ«м и м«гуг Вклк>чаться в на(и«Т31«л(нук> 35 х((1(и(тра lt> такж«ч«рез первый и второй и!3рик«иы«к IHIIH»t>l упраВ.IE ния этими р;(спр«д«л ите, I kt ì kf. . (1<» ИС (p3.lb 7 ПИтаНИя МуфтЫ НИЗК«! « .Iиапаз«»3 соедин«на через распределитель 4 40 с нагll(ò3ò(льlfokt магистральк> 8, а маги«тра. lb <3 i??t 1 3 ?? ???? ??><фты Вы сОкОГО диан а 3«if3 ч«р«з распр«делитель 4 со сливом. <Ч(1гистра,l b 0 I»t I , f ft T«!I II 2,:) H 6. Ч с) Гистра. I h 1 ПИТ3 Н И Я 45 муфты Второй-пятой передач сообщены со

СЛИВОМ ЧЕРЕЗ РаСПРЕДЕЛИтЕЛЬ 2. ((13ГИ(ТР<(ЛЬ

12 пит;(ния муфты третьей-шест<)й п«р«дач с«об!и(íà со сливом через распределитель 3. .Ч3Гистр

IH3pktKoft«l(> клапана управления распре ((. лит«ля 4 Вклк)чения муфт диапазонов с«обill(. ll;I с наг(цтат«льной магистральк> 8.

11О,I«СTH I(p жИН п<>pВЫХ III3pÈÊÎÂÛ>, К.1ав и;»i<)H управ.(«ния распределителями 2 и 3

В(,.(к) к»ия х(уфт ll(редач прямого «ода «<. (»if<. Ны ч«р(з к 13113ll 7 задержки с«(лив<>м с f3<)зм«кн<)стьK) Включения в наги(THтельную магистраль через клапан 17 задержки во второй позиции. Рабочая жидкость к распределителям 4 и 5 и к клапану 17 задержки подается flo магистрали 8.

Устройство работает следующим обра:I 0Ì.

ДГ(я движения на первой передаче прямого хода следует переместить распределитель 6 реверса в третью позицию. Ма(.Истра lb 1О питания муфты первой-четвертой передач соединяется через распределители 2, 3 и 6 и клапан 17 задержки, который наiozttTc» во второй позиции, так как давление в маги(трали 8 поддерживается постоянным с магистралью 8. Происходит включение первой передачи. Дальнейшее переключение передач производится с помощью электроуправля(мых шариковых клапанов или путем

Il(p(х((II!(нчя распр(делителя 5 В с«тн«T(ТВ 1()If(1 K) ll(. pe,l3׫ ПОЗИЦИЮ. .l,. и Вк IK>««HII)f H«>POH пеР«дачи ° 1«кГР,> (i pE к.!к>чател(м подается питание к HlåêГр«1 пр;)В I>f(м<>му клапану 4, которь>й запира«т H>«p()H 1»ариковый K13(li)li и открывае1 В<;!Нм«д«иствукш(ии (ним чер«з иг«льча1ый г«льат<.ль первый и!ариковый кл ii13н.

Раб<>(ая жи.(кос)ь из Ilo.fo«ò» пружины перв<>г«11; арик«В«го кг! (1 пана чер(з (Io;f<)« Tb и г<>ль iii Г()I «! Олкателя Но ьа 1(ÿ В пр«тивоlip), rKktIfffx K) поло Th распределит(.I>(2, к«п>рый, II«(им(!Цаясь Во Вторую позицик>, с<)(диня«т ма! Истра »> !О со слив«м, 3 магистраль ll с на(нетательной маги(тральK)

<8 ?????????? ????????????????????????,11> 3, распрел«лит«ль 6 р. В«(>(3 и к, !3»а и 7 з 1;(«р кки вкл !Оч;1(.! Ся

Н! «Рая II(P«;13 <13.

13кг»<)ч«ни(Вп>р«и Il(. (Н-,IH IH ра пр« 1(лиT(.ц vt 5 <)су!Ц(ствляе l ся п«р«м((цени«м (o во втор, к> позицию. Г)торая линия ра-»ре

Д«Г!Ит«с(Я, СОЕДИНЯЯСЬ С Ч«тВЕРтОй, ПОЛаЕт ИЗ мапц трали 8 рабочу ю жидкость в по.н>сть

Вп>р«го шарикового клапана 14, который заи и ра(! E . Ikt H, и через полос гь и «.1 (.Чатого

TO. I Kit >E . t и В 11POTH B<>ftP<< )K И НН(К) ИО 1ОСTb р,ц пр«;((лит«.IH 2, который, перемешаясь во

Вт«рук> .!«зицию, с«единяет v3i.kf(траль 0 с<> сливом,;t магистраль 11 - с на!.И«тате.!ьной магистралью 8 через распред(лители 3, 6 и клапан 17 задержки. Происходит Включени«второй передачи.

Третья передача включает-я электроti«peKлючателем подобно второй, «уже э1ектроупра Вляем ы м клапаном 5. Г) ключ«н не третьей передачи распределителем 5 происхо,lltT так )ке> как и второй НрН устанонк« распрел(, lit («ля 5 в третью позицию. Г!ри этом Вторая линия распределителя 5, coe,lftff»>t«b с третьей и четвергой линиями, подает рабочук> жидкость и. Магистрали 8 черсз полости BTophfx шариковь;х клапанов !

4 и !5 и через полости их игольчатых тслкател k; в противопружинные полости распре.(e.Ièò«ëåé 2 и 3. Оба распределителя nepeit«»(3K)Tckt во вторую позицию, но распределит«ль 3 с«единя«т через третью и !«тв«ртую

1544604

10

Формула изобретения

55 линии магистраль 1l со сливом, а магистраль

12 через распределитель 6 и клапан 17 задержки — — с нагнетательной магистралью 8

Вторая передача выключается, а третья включается.

Для включения четвертой передачи электропереключателем подается питание к эле:<троклапану 16, второй шариковый клапан которого запирает полость игольчатого толкателя, а первый соединяет ее с полостью пружины, соединеннои с нагнетательнои магистралью, в результате чего рабочая жидкость подается в противопружинную полость распределителя 4 и он, перемешаясь во вторую позицию, соединяет магистраль 7 со сливом, а магистраль 9 — с нагнетательной магистралью 8. Происходит выключение муфты низкого диапазона и включение муфты высокого диапазона. В процессе n«pehлючения муфт диапазонов в магистрали 8 давление сниа ыется. клапан 17 задержки возврашается в нервен> позицию и остается в ней до воссгановления давления в магистрали 8 до рабочего значения, т. е. клапан 17 задержки не г!одаст рабочую жидкость к пятой линии pl>cnpc;1«лителя 6 реверса, пока не npoHзойдег переключение муф-,, и только тогда, nepeì«c I ившись во вторую позицию, подает рабо !ун> жидкость через распределитель 6 и нах(>дящисся в перв(>й позиции распредели ели, 3 и 4 н магистры "Ib 1О питания муфты

n(. pI>()H-четвертой передач. Происходит нклн)чение четвертой передачи.

Бклн>чеии«четвертой п«р«дыни рыспр«делителем 5 ос), ц(ествля TcH Iit. р«мешенис м егo в четвертун> позицию. Б этом случае вторая

I Ядро. 1и !Inÿ ры с np(. 1(. IHT(ля > со(ди ня(тся с ш«лой и рабочая жидкос!ь из ныгнетательиои мыг:!л рыли 8 пода«тся в полость второго шариhoâñ>ão клапаны 16, заnèðaÿ им слив, и через полость иг(>льч;>Toão толки геля — в противопружи иную полость рыспределителя 4, который пер«мсшается во вторую позицик) и переключа T (иыпазонные муфты с низкой на высокун>. Дальнейший процесс происходит как и при включении элсктрои е р с к.ч н ) ч а т с .1 (.,! .

Вкл н>ч«ние IIHToH и п(ел ой п«р«да ч элс кт ропс р Kл н>чыт«.ц м происходи) подобно вклн>чснию второй и третьей пере,(ач соотв«тств«! I !in и р и икл н> чеи но м электрокла п ыие 1!).

l lp() l lee(I> kcI ê>÷e H H H пятой и 1пестой п(.p(„aч ра(пр«д«лит««1(х! 5 происходит аналогично вклюциин> ВТороН и третьей передач прН !и p(м«)ц«нии распределителя 5 соответ(ò н(и н () в и я т к) и I n (с т м к) и о 3 и пи H .

Вк,:н>ч«:!и«первой передачи обратного хо >ы <>с, и(твля«тся перемещением распределит«ля 6 реверса в и рвую позицию, при этом пятая линия соединяется с третьей, чем соединястся магистраль 13 питания муфты обратного хода с нагнетательной Ма гистра lhlo 8. 11роисходит вклк>чение первой передачи обра1н(>го хода, тык как распределитель 4 находится в первой позиции, а магистраль 7 питания муфты низкого диапазона соединена с нагнетательной магистралью 8.

Включение второй передачи обратного хода происходит при на ождении распределителя 6 реверса в первой позиции и включении электроклапана 16 или перемещением распределителя 5 в четвертую, пятую или шестую позиции. При этом происходит переключение диапазонных муфт с низкой на высокую. А так как распределитель 6 реверса находится в первой позиции, то после переключения муфт диапазона рабочая жидкость из магистрали 8 подается через клапан

l7 задержки и распределитель 6 в магистраль 3 питания муфты обратного хода.

Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержащее корпус, расположеины«в нсM механически управляел(ые шестилинейный шсстипозиционный распределитель переключения передач и распределитель ðåíeðсы, подпружиненные гидравлически управляемы«распределители включения диапазонов и включения передач прямого хода, элеhтроуправляемые клапаны управления распределит«лями соответственно диапазонов и включения псреды прямого хода и клапаНоМ зыдер кки, причем нагнетательиыя магистра1b связана с магистралью питания муфты низкого,znanызона через р icnpezeлитель ькл ючен и я диапазонов. ы ма гистрыл ь питания муфты высокого диапазоны, вязаны чер«з последний со cënâoì, при этом вт(>рая линия распределителя вклк>ч«ния диапамшов соо(пц«ны с магистра lblo питания муфты низкого диапазона. третья линия распределит«ля вклн>чения диапазонов сообщена с магистралью питания муфты высокого диыпызона, четвертая и пятая линии распрсделит«ля включения диапазонов сообщены «ООТветств«HHo со сливом и с нагнетательной мыгистралыо, вторая линия распределителя переключения передач соединена с нагнетытельной магистралью, пятая линия распределителя переключения передач сообщена со сливом, первая и чс твертая линия распре1«лигеля реверсы сообщены с пятой линисй п«рвого распределителя включения передач прямого хода, третья линия распределите.)я реверса сообщена с магистралью питания муфты обратного хода, первые линии первого и второго распределителей в кл юче н и я n(p»дач прямого хода сообщены со сливом, вторые линии сообщены соответственно с магистралью питания муфты третьей-шестой передач и с магистры1blo питания муфты второй-HRToH передач, третья линия первого распр«д«лит«ля включения передач прямого ходы сообщена с пятой линией второго рас1544604 яр«д«лнт«ля включения передач прямого хода, третья линия которого сообщена с маги«трал. Io питания муфты первой-четвертой пер«дач, прп этом в первой позиции распр«делителя включения диапазонов пятая линия сообщена с второй, а во второй позиции пятая линия сообщена с третьей, в первой позиции распределителя переключения передач 1»««ra)I линия сообщена с первой, третья, ч«твертая и IIBTàÿ линии сообщены между «обой, Во второй позиции шестая линия сообщ«н;1 «первой, вторая — с четвертой и третья с пятой, в третьей позиции шестая линия «ообщена с первой, вторая, тр«тья и ч«тв«ртая сообпгены меж.Ló собой, в четвертой позиции вторая линия сообщена с (п«стой, третья, четвертая и пятая сообщены м«жду ()(>()II, в пятой позиции вторая линия «ообн(II(l «ш(cToH и четвертой, третья .(инин сноб(ц(IIII с пятой. в шесTой Iloçèö)(è вторая .(нния «ообщ«на с третьей, четвер1(>й н ш««то)(,IIIIIHSI III, в первых позициях

II«pI«>I.o « IIT(>1)oI(> распределителей включения п«р«д;)ч прямого xo;IH первые линии сооб(ц«ны «(ггорымн, тр«тьн — с пятыми, Во

1г(орых позициях вторые линии сообщены с

1)ятымн, l ()(. гни с ч«твертыми, отличию((((((.ч тс м, чго, с целью п()вышения надежности р,l()()TI I распрел«лительного устройства распр«д«.)нт«ль р B«ð« I выполнен трехпозиIIII()IIIII l l 111(т)1г111(1«йным, пЯтаЯ липин которог() «(ц)б(ц«н» I(. рез клапан задержки со

«лнв(>м, 111)ll этом в IIE .ðBoé позиции распр«д(,Illò«ля реверса п«рвая линия сообщена

«нт(>рой, т1(гья линия сообщена с пятой, в тр«ть«11 п(>вицин вторая линия соединена

II>I I(>Il, тр«гья «1«твертой, электроуправ.)я(. мыс к I III;IIII I управления распред«,1ит«,1«х1 нк II(>««II«)I диапазонов и распреде,! 11T(. . IЯ м )I !(I(.!К) Ч(I! I(Л II(. p(. Да ч Il ря Лl о Г() ход(1 вы(н>лll(. пы II ннд«дI)уx п(ариковыx клананов, взаимодействующих между собой через игольчатый толкатель, расположенный в корпусе клапанов, при этом первый шариковый клапан электроуправляемых клапанов подпружинен и полость пружины первого шарикового клапана управления распределителем включения диапазонов соединена с пятой линией этого распределителя и с нагнетательной магистралью, полость второго шарико. вого клапана управления распределителем включения диапазонов сообщена с шестой линией распределителя реверса, полости пружин первых шариковых клапанОв, электроклапанов управления распределителями включения передач прямого хода сообщены между собой, с первой линией клапана задержки и с пятой линией распределителя реверса, полости вторых шариковых клапа. нов управления первым и вторым распределителями включения передач прямого хода сообщены соответственно с четвертой и треть2О ей линиями распределителя переключения передач, полость игольчатого толкателя клапана управления распределителем включения диапазонов сообщена с противопружинной полостью этого распределителя, полости игольчатых толкателей клапанов управления первым и вторым распределителями включения передач сообщены соответственно с нротивопружинными полостями этих распредели1«лей, при этом в первой позиции шариковых клапанов управления распреде30 лнтелями включения диапазонов и первого и второго распределителями включения передач прямого хода полости игольчатых толкателей и вторых шариковых клапанов соединены между собой и со сливом, а во вторых позициях этих клапанов полость второго шаЗ5 рикового клапана соединена со сливом, а полость игольчатого толкателя — с пружинной полостью первого шарикового клапана.

1544604!.(I,!Ill!1(. (l):, <, л(l (t;i л г « 1 > (1 I (. t < i II; I (! Т(л 1)(i 11 ll;)(. К «1)1) к г«1> )) П!(>1>) <<,<1) :3<<л;(l 4>) I 1 )<;), л 1 I, ) П«,! ) >((<<(и

IhlI IfIIl lII 1 (i< ).t,II)(Ill«<<н(! > л< <(<<< I,I (;(),«(>1:(I <<<(>,! ) л>л,,!)<1! tt! I h1l l ! (Р

I l,И:1«, )1«(t II;<, Ж 1, >, 1>, ..t I, IlI>«II3B«1 IH!«)tl«-tI3;l;II(It„ IIII л« il»it<;t t « II;Il(! . <, > л «1>«! 1 ) 1,)i,llill (. 1()1