Способ устройства дорожного покрытия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства дорожных и аэродромных покрытий. Цель изобретения - повышение прочности и водостойкости дорожного покрытия. Способ устройства дорожного покрытия заключается в приготовлении смеси путем смешения 4-7 мас.% нефтяного гудрона, 6-15 мас.% сланцевой золы, 0,1-0,5 мас.% смеси галитового шлама с отработанным никель-хромовым катализатором при соотношении 1:0,05-0,1 и остального - каменных материалов, с последующей укладкой полученной смеси в дорожное полотно. Затем дорожное полотно поливают смесью, содержащей 5-10 мас.% сланцевой золы, 0,1-1,0 мас.% отхода производства капролактама из бензола, образующегося на стадии нейтрализации продуктов окисления циклогексанола и 89-94,9 мас.% воды. После этого дорожное полотно уплотняют. Прочность при сжатии при 20°С получаемого покрытия 5,1-7,9 МПа, при 50°С 2,1-3,4. Коэффициенты водостойкости 1,0, длительной водостойкости 0,86-0,90. 3 табл.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИЛЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИИ (19) (11) ! 51) 5 С 04 В 26/26
Ъ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬС"ГВУГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ fHHT СССР
{21) 4329554/31-33 (22) 07,. 07.87 (46) 23 ° 02.90. Бюл. (! 7 (71 ) Белорусский полит ехни->ег ки" ститут (72) В,A. Веренько, A.A, Беленков, B.В. Невчук, A.Д. Зарубин и В.ф. Дедов (53) 691.16(088.8)
156} Технические указания по применению нефтяных гудронов (остато <ных битумов) в дорожном строительстpt .1975, с. 6-9.
Руководство по строительству д"по>кнь<х асфальтобетонных покрытий, и .: Тра нспорт, 1976, с. 60, 70-76. (54) СПОСОБ УСTPOACTBA ДОРОЯНОГО ПОКРЫТИЯ (57) Изобретение относится к доро>кностроительным материалам и может быть использовано для устройства дорo>k ных и аэродромных покрытий. Цель изоИзобрет ение от носится к дорожностроительным материалам и может быть использовано для устройства дорож>.ых и аэродромных покрытий.
Целью изобретения является повышение прочности и водостойкости дорожного покрытия.
Способ осуществляют следующим обра зо>л.
Нефтяной гудрон, сланцевую золу, каменные материалы и смесь галито-. вого шлама с никель-хромовым катапиРpE T .=. н 1p - (!С>вь шени е про1 водос- о«.:îñти q:« orn покрытия. Способ устройств дорожного покрь>тия заключ«ется в приготовлении смеси путем ношения 4-7 мас.; нефтяного гудрона, 6-15 мас,л сланцевой золы, 0,1О, 5 ..."c c.ìññi> гагитового шл<ама с отр:- бата нным ни кел ь-хромовым ка тали затором при соотношении 1: (0,05-0, 1) и оста-ьного - каменных материалов, с ос: епующей укпадко полученной см<си в доро>нное полотно, Затем доро>;ное
<1o с т - с: поли ва ют смес. ью, содержащей
",-= I мас.", сланцевой золы. и,,1>,, >:àñ ..":, о..-хода производства капролактама из бензола, образующегося на стариl< нейтрализации продуктов окисления <(иклогекса;<ола и 89-94, 9 мас. воды. После этого дорожное полотно упл..тняют, Прочность при сжатии при
20 C получаемого покрытия 5, 1-7,9 )лПа, при 50 С вЂ” 2,1-3,4 )!Па. КоэфФициенты водостойкости 1,0, длительной водостойкости 0,86-0,90. 3 табл. б затором перемешивают при 190 С в течение 60 с.
Полученную смесь укладывают в дорожное полотно, затем его поливают смесью сланцевой золы, отхода произвсдства капролактама из бензола, обгазующегося на стадии нейтрализации продуктов окисления циклогекса на и воды, после чего уплотняют, Для реализации способа используют следующие материалы: нефтяной гудо рач вязкостью 70 с при 80 С, слан154474б цевую эолу с содержанием свободной окиси кальция 12, каменные материа" лы - песок с модулем крупности 2,6, галитовый шпам - отход производства
5 калийных солей. Состав шлама,3: хлористый калий 4,5; хлористый магний
0,3, сернокислый кальций 1,2; глинистые материалы 3,5; остальное хлорист ый натри й.
Гранулометрический состав шлама приведен в табл. 1.
Отработанный никель — хромовый катализатор предста вляет собой смесь ни келя и хромового окисла, объединенных с вя зующим вещест BQM с остава, 3: никель 8, окись хрома 89, связующее 3. В качестве связующего используют зпоксидные и полиэфирные смолы 20
Соста в катализатора удовлетворяет существующим требованиям и представляет собой гранулы - цилиндры размером 0,5-1-1-2 см. Гранулы подвергают дроблению (г ра нулометрический соста в 25 в табл. 1) .
Галит овый шла м и отра бота нный катализатор вводят только в смеси, что способствует лучшему распределению катализатора в объеме материала и интенсификации процесса окисления за счет увеличения удельной поверхности. Кроме того, галитовый шлам в результате наличия солей также спо- З собствует интенсификации окисления.
Отход производства капролактама иэ бензола, образующийся на стадии нейтрализации продуктов окисления ци клогекса нола (орга ни ко-щелоч ной концентрат — ОЩК) представляет собой
Основное назначение галитового шлама за ключа ется в его гигрос копической способности (притяжении воды), 40 бла года ря чему вокруг части шла ма образуется пленка воды, которая поступает перед уплотнением смеси, а также иэ паров воздуха, способствующая гидрата ции частиц сла нце вой 45 золы, а тем самым росту прочности и водостойкости ° водный раствор нитриевых солей монои дикарбоновых кислот. (он соответствует существующим требованиям) . Со" став отхода: 37 ; указанных солей, О, 53 механических примесей, остальное - вода. Отход выполняет роль поверхностноо-акти вного вещест ва .
Примеры выполнения способа и свойства получаемого дорожного покрытия приведены в табл. 2 и 3.
Как видно из приведенных в табл.
2 и 3 данных, предлагаемый способ обеспечивает получение дорожного покрытия с высокой прочност ью и водостойкост ью.
Фар мула изобретения
0,1-1,0
89-94,9
Способ устройства дорожного покрытия, включающий приготовление смеси путем смешения нефтяного вяжущего, минерального порошка, каменных материалов и добавки, укладку ее в дорожное полотно и уплотнение, о т л ич а ющи йс я тем, что, с целью повышения прочности и всдостойкости дорожного покрытия, B качестве нефтяного вяжущего используют нефтяной гудрон, в качестве минерального порошка - сланцевую золу, а в качестве добавки — смесь галитового шлама с отработанным никель-хромовым катализатором в соотношении 1:(0,05-0,1) при следующем соотношении компонентов, мас.4:
Нефтяной гудрон 4-7
Сла нцевая зола 6-15
Указанная смесь 0,1-0,5
Каменные материалы Остальное а перед уплотнением дорожное полотно поливают смесью, содержащей, мас.l:
Сланцевая зола 9-10
Отход прои з водст ва капролактама из бензола, образующийся на стадии нейтрали-, за ции пр оду кт ов окисления циклогекса нола
Вода
1544 746
Та бли ца 1
Компоненты
Галит овый шла м 100
14
6,0
100
43
2,0
1,0
Табли ца 2
Да нные по примеру
Параметры
Состав смеси дорожного полотна, мас.4: нефт я ной г удрон
5,5 7
10,5 15 сланцевая зола хромовым катализатором
0,1
0,3
О 5 каменные материалы
Соотношение галитового шлама и отработанного катали затора
Соста в смеси для полива дорожного полотна,4: сланцевая зола
ОЩК вода
Табли ца 3
Пока зат ели
Данные по примеру
2 3
Предел прочности при сжатии, Mila при, С:
2,4
5,1
7,9
7,0
Отработанный никель-хромовый катализатор смесь галитового шлама с отработанныи никель0,63 0>315 0,74 0,071
1 3 (3
89,9 83,7 77,5
1:0,05 1:0,08 1:О,1
5 8 10
01 06 10
94,9 91,4 89, 0
1544746
8! Продолжение табл.3.
Данные по примеру
П ока за т ели
Известный
2,8
2,1
2,0
12,0
Водонас ыще ни е, l
На буха ни е, i.
0>32
0 3
Коэффи ци.ент водостойкости
1,0
1,0
0,7-0 9! (оэффициент длительной водостойкости
0,86
0,88
0,6-0,85
0,90
Соста витель Е. Бикбулатова
Техред М, Дидык Корректор И. Эрдейи
Редактор И. Дербак
Тираж 562
Зака.з 468
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при Г!(НТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г.ужгород, ул. Гагарина,101
10,0
3,8
2 3
12,7
1,6
0,18
3,4
14, 1
1,8
1,5-4,5
0,5-1,5