Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области реставрации произведений искусств и позволяет упростить способ, повысить его экономичность при повышении гарантии сохранности авторской живописи. На отдельные фрагменты поновительской живописи и/или авторский покровный слой последовательно наносят олеиновую кислоту в количестве 0,01-0,1 мл на 1 дм фрагмента, выдерживают в течение 1-60 мин и удаляют размягченные фрагменты.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУбЛИК
„„SU „„1546292 (51)5 В 44 D 7 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБАТЕ НИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОбРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4462320/30-12 (22) 06.05.88 (46) 28.02.90. Бюл. № 8 (71) Межобластная специальная научнореставрационная производственная мастерская Объединения «Реставрация» (72) Н. К. Костальская-Бороздинская (53) 7.025.4 (088.8) (56) Филатов С. В., Иванова А. В. Метод отслаивания записей с применением поливинилбутираля. — В сб.: Художественное наследие, вып. 5 (39), 1979, с. !24.
Авторское свидетельство СССР № 962031, кл. В 44 D 7/00, !981
Изобретение относится к способу раскрытия произведения станковой темперной живописи и может быть использовано в реставрации произведений искусства.
Целью изобретения является упрощение способа и повышение его экономичности при повышении гарантии сохранности авторской живописи.
Пример 1. Раскрытие иконы «Святой архангел Михаил» (XVII век, из собрания музея «Кижи»).
Запись, лежащая на фоне иконы (желт- ковая охра с аурипигментом), не поддавалась удалению под воздействием известных растворителей, таких как монометилэтилцеллозольв, PT-2, АМФА и т. д.
Икону раскрывают с помощью олеиновой кислоты. При этом расход олеиновой кислоты составляет 0,01 мл на 1 дм фрагмента, а время тиксотропного периода составляет 60 мин в условиях облучения обрабатываемого участка прямым светом и теплом настольной лампы (1=25 С).
Пример 2. На иконе «Святая мученица
Анастасия» (псковское письмо, XVII век, из собрания музея им. А. Рублева), прежде находившейся в реставрации, остались мно2 (54) СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТАНКОВОЙ TEN H EP HOA ?K НВОПИСИ (57) Изобретение относится к реставрации произведений искусства и позволяет упростить способ, повысить его экономичность при повышении гарантии сохранности авторской живописи. На отдельные фрагменты поновительской живописи и/или авторский покровный слой последовательно наносят олеиновую кислоту в количестве 0,01 — 0,1 мл на дм фрагмента, выдерживают в течение
1 — 60 мин и удаляют размягченные фрагменты. гочислецные участки со сгрибившейся олифой, содержащей труднорастворимый лак, а также большие фрагменты под записью на нимбе Святой, полях и миниатюрах.
Тиксотропный период незаписанной олифы после нанесения тонкого слоя олеиновой кислоты с расходом 0,1 мл на 1 дм фрагмента наступает через 1 мин при облучении прямым светом и теплом настольной лампы (t=30 C) и через 20 — 30 мин при отсутствии активации светом.
Как правило, покровный слой олифы, находящийся под записью, обладает лучшей сохранностью в сравнении с незащищенным и, следовательно, требует больших усилий для его разрушения.
Довыборка покровного слоя одинаково легко проходит как на сурике, так и на зеленой краске, охре и саже, которые при этом не претерпевают никаких видимых измененийй.
Пример 3. На иконе «Арсений и Михаил
Тверские» (начало XIX века, из собрания музея им. А. Рублева) удаляют темперную запись с золота, покрытого авторской олифой. Олеиновую кислоту наносят на поверхность тонким слоем. Расход на 1 дм - фраг1546292
Формула изобретения
Составитель В. Шиманская
Редактор И. Рыбченко Техред И. Верес Корректор Т. Палий
Заказ 46 Тираж 323 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская на 6., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 1О1 мента составляет 0,01 мл. Размягчение наступает в течение 1 мин без дополнительной активации прямым светом. Процесс требует жесткого контроля за тем, чтобы своевременно удалять избытки олеиновой кислоты посредством уайт-спирита, обеспечивая хорошую сохранность недеструктированного слоя авторской олифы.
Пример 4. После укрепления иконы
«Праотец Рувим» (XVII век, из собрания музея им. А. Рублева) желтком выполняют
1 две параллельные пробы по раскрытию записи с авторской зеленой краски: одну наложением компресса с РТ-2, а другую нанесением олеиновой кислоты. Расход олеиновой кислоты 0,1 мл на 1 дм .
Второй способ, несмотря на длительность раз м я гчени я олифы (60 мин), обеспеч ивает большую сохранность авторской живописи.
Приведенные примеры показывают эффективность и технологичность предлагаемого способа.
Олеиновая кислота позволяет удалять покровные слои олифы, которые не поддавались ранее удалению известными реставрации реагентами.
Предлагаемый способ позволяет повысить экономичность процесса за счет его упрощения и использования более дешевого продукта.
1, Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи, включающий последовательное фрагментарное нанесение на поновительскую живопись и/или авторский покровный слой размягчителя с выдержкой и удаление размягченных фрагментов, отличающийся тем, что, с целью упрощения способа и повышения его экономичности при повышении гарантии сохранности авторской живописи, в качестве размягчителя используют олеиновую кислоту в количестве
0,01 — 0,1 мл на 1 дм фрагмента, кото2О рую выдерживают в течение 1 — 60 мин.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью ускорения процесса, выдержку осуществляют при свете.