Устройство для обработки воздуха в кабине транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных машин и может быть использовано в кабинах грузовых автомобилей, тракторов, самоходных комбайнов, строительно-дорожных машин. Цель изобретения - повышение надежности работы и эффективности за счет использования энергии выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания (ДВС) для источника питания и использования подаваемого в этот двигатель воздуха для обдува горячих спаев термобатареи. Устройство содержит термоблок 5, установленный на крыше кабины, термоблок 14, установленный на выхлопной трубе ДВС, вентилятор 8, фильтр 10 фильтровентиляционной установки и электропроводные нагревательные панели 12, расположенные под окнами кабины. Термоблок 14 выполняет роль источника питания постоянного тока и связан электропроводами 15 с термоблоком 5 и электродвигателем 11 вентилятора 8 через переключатель 16, а с панелями 12 через переключатель 17. Горячие спаи термоблока 5 установлены в воздухозаборном канале 1, связанном с фильтром 3 системы питания ДВС, а горячие спаи термоблока 14 закреплены на стенке глушителя выхлопной трубы ДВС. Холодные спаи термоблока 5 установлены в потоке воздуха фильтровентиляционной установки, а холодные спаи термоблока 14 имеют оребрение и установлены в окружающей среде. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 Н 3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 8

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ ПРИ ГКНТ СССР (21) 4421568/30-11 (22) 04.05.88 (46) 28.02.90. Бюл. № 8 (71) Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства (72) В. П. Хохряков, В. П. Мезин и В. В. Козырев (53) 629.113(088.8) (56) Толстых В. В., Джунь В. А. и др.

Термоэлектрический радиационно-конвективный кондиционер для кабины транспортного средства.— Холодильная техника, 1986, № 3, с. 35 — 38.

ÄÄSUÄÄ 1546297 А 1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ

ВОЗДУХА В КАБИНЕ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к венгиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных машин и может быть исгользовано в кабинах грузовых автомобилей, тракторов, самоходных комбайнов, строительно-дорожных машин. Цель изобретения — повышение надежности в работе и эффективности за счет использования энергии выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания (ДВС) для иточника питания и

1546297

1 и

> iJ

1 использования подаваемого в этот двигатель воздуха для обдува горячих спаев термобатареи. Устройстзо содержит термоблок 5, установленный на крыше кабины, термоблок

14, установленный на выхлопной трубе

ДВС, вентилятор 8, фильтр 10 фильтровентиляционной установки H электропроводные нагревательные панели 12, расположенные под окнами кабины. Термоблок 14 выполняет роль источника питания постоянного тока и связан элекропроводами 15 с термоблоком 5 и электродвигателем 1! вентилятора 8 через переключатель 16, а с панелями 12 через переключатель 17. Горячие спаи термоблока 5 установлены в воздухозаборном канале 1, связанном с фильтром 3 системы питания ДВС, а горячие спаи термоблока 14 закреплены на стенке глушителя выхлопной трубы ДВС. Холодные спаи термоблока 5 установлены в потоке воздуха фильтровентиляционной установки, а холодные спаи термоблока 14 имеют оребрение и установлены в окружающей среде. 4 ил.

Изобретение относится к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кяби!пах .гра нспортных машин и может быть использовано в кабинах грузовых, автомобилей, тракторов, самоходных ком, байнов, строительно-дорожных машин.

Нсль изобретения — новы!пение надеж-!!Ости в работе и эффективности за счет использования энергии выхлопных газов двигателя a!!yrpeHHCIO сгopaHHH для источника питания и использования подаваемого в этот двигатель воздуха для обдувя горячих спаев термобятарси, Ня фи!. I!ok

Устрой Tdo для обработки воздуха в каО и 11!. I p H l l c I! o p T H o I с р е дст в я соде ж и т во 3духосяборный канал 1, соединенны, с воздухово го l 2 и фильтром 3 системы питания двигателя внутреннего сгорания (ДВС) 4, блок 5 термоэлектрических батарей, имеющих горячие и холодные спаи. Горячие спаи <ое, ти!!ены с наружной !юверхностыс 6 воздухозаборного канала 1, холодные cl1HH установлены в воздуховодс 7, соединяющем выход из вентиляторя 8 с воздухоряспрсделителсм 9. На входе в вентилятор установлен фильтр 10, выполненный, например, из воздухопроницаемого пенополиурета:.!я или игл опроби нного лавса на.

lрпвод вс!ггиляторя Осу1цествляется от элекгродвигятсля 1 llocTQBHklo! тока.

В кабине под окнами закреплены электропроводиые нагревательные панели !2, наIIPkHkIk P, вм! сТо декОРативной o6HBI

Ня выхлог1ной трубе;3 ДВС установлен доно.,1иитсльный блок 4 термоэлектрических батарей, выпол!IЯ!Оlций роль источника IIHTHHHÿ постоянного тока и coBHviHcH-!!ый проводами l5 с термоблоком 5, с

Г,5 электродвигателем 11 вентилятора через переключатель 16 и с нагревательными панелями 12 через переключатель 17. Термоблок 14 установлен на глушителе 18 выхлопной трубы 13 ДВС. Горячие спаи 19 термобатарей закреплены на стенке глушителя 18, температура которой может достигать 400—

500 С, холодные спаи 20 термобатарей соединены с оребрением 21, температура которого определяется теплоотдачей с окружаю;ей средой. Температура оребрения снижается при движении транспортного средства и в зимний период. Термобатареи соединены в последовательную цепь гибкими проводами 22 с термостойкой изоляцией.

Вместо оребрения 21 к холодным спаям может быть припаян теплообменник из алюминиевых гофр.

Электропроводная нагревательная панель 12 содержит эмалированный корпус

23, выполненный, например, из малоуглеродистой стали толщиной 0,1 — 0,3 мм и имеющий стеклоэмалевую изоляцию 24, пленочный электронагреватель 25, выполненный, например, на основе алюминия и ванадиевого стекла, и контактные провода 26, выполненные, например, из латуни толщиной

0,2 — 0,3 мм и шириной 6 — 8 мм. Со стороны стенки кабины нагревательная панель имеет теплоизоляционное покрытие 27.

Устройство работает следующим образом.

После запуска ДВС стенки глушителя 18 нагреваются до 200 — -250 С и выше, а при загрузке двигателя до 400 — 500 С. При наличии источника теплоты, нагревающего горячие спаи 19, и интенсивного рассеивания теплоты с холодных спаев 20 возникает разность температур на спаях, вызывающая термоЗДС. В момент замыкания цепи, например, переключателем 16 течет постоянный ток. Например, при разности температур

150-- 400 С, конвективном охлаждении холодных спаев при движении транспортного средства сo скоростью 60 — 80 км/ч, установке термобатарей из сплава кремний германий, длине термоблока 600 мм можно

1546297 получить 900 в 1000 Вт электрической мощности.

При пропускании постоянного тока через термоблок 5, охлаждении его, с одной стороны, путем подачи воздуха в фильтр 3 5 системы питания ДВС и обдува воздухом, подаваемым в кабину вентилятором 8, с другой стороны, за счет перераспределения теплоты, основанного на эффекте Пельтье, происходит охл ажден ие воздуха, пода ваемого в кабину. При использовании термоэлектрических батарей типа С2 — 7 и интенсивном охлаждении горячих спаев можно получить холодопроизводительность устройства 600 Вт при потребляемой мощности 850 — 950 Вт. При этом избыток мощ- 15 ности источника питания используется для привода экономичного вентилятора (90—

100 Вт).

В зимний период цепь термоблока 5 размыкается и замыкается цепь переключателем

17. При включении электропроводных панелей 12 в цепь питания температура их поверхностей достигает 80 — 90 С, что обеспечивает эффективный обогрев кабины при общей затрачиваемой мощности 900—

1000 Вт. При этом КПД термоблока 14 25 повышается за счет интенсивной теплоотдачи с холодных спаев, и мощность источника питания может повыситься до 1500 Вт.

Предлагаемое выполнение устройства повышает его надежность в работе, так как отсутствует генератор с приводом как источник питания, нет теплообменников отопителя и кондиционера, нет электронасосов и вентилятора отопителя, отсутствует связь с бортовой сетью транспортного средства.

Последнее позволяет иметь почти постоянное напряжение в цепи питания устройства, так как температура выхлопных газов колеблется в малых пределах и имеет высокое значение почти сразу после запуска ДВС.

Значительно упрощается конструкция устройства в связи с отсутствием многих уз- 4р лов, обеспечивается автономная работа устройства практически независимо от водителя транспортного средства. Устройство может быть использовано и для поддержания необходимого перепада температур воздуха по высоте кабины (нагрев снизу и охлаждение вверху). формула изобретения

Устройство для обработки воздуха в кабине транспортного средства, содержащее расположенные на крыше кабины термоэлектрические батареи, подсоединенные к источнику постоянного тока, фильтровентиляционную установку для обдува холодных спаев термобатарей, имеющую фильтр, вентилятор с электродвигателем и воздухораспределитель, электропроводные нагревательные панели, подсоединенные к источнику постоянного тока и установленные под окнами кабины, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе и эффективности за счет использования энергии выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания для источника питания и использования подаваемого в этот двигатель воздуха для обдува горячих спаев термобатарей, горячие спаи установлены в воздухозаборном канале возду ш ного фильтра двигателя внутреннего сгорания, образованного полостью над крышей кабины, на выхлопной трубе двигателя внутреннего сгорания размещен дополнительный блок термобатарей, горячие спаи которых закреплены на стенке выхлопной трубы, а холодные спаи выполнены с оребрением и обращены в окружающую среду, причем холодные спаи и горячие спаи дополнительного термоблока предста вляют собой источ н и к пита ни я постоянного тока, подсоединенного через переключатели соответственно к электродвигателю вентилятора и термоблоку на крыше кабины и к электронагревательным панелям.

1546297

21 20 18 22 22 1Ô

24

1546297

A-A

Составитель С. Бело сино

Редактор И Рыбченко Техред И. Верес Коррек-.ор Л. Обручар

Заказ 47 Тираж 403 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открhlòèÿм р;5 ГКНТ <. С(! ! !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская на.ь. д. 4 5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, i л. Гагарина, I 0 I