Роликоподшипник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам. Цель - улучшение эксплуатационных свойств роликоподшипника. Роликоподшипник содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца, между которыми установлены ролики 3 с выступами 4. Кольца 1 и 2 выполнены составными в виде обойм 5 и съемных элементов 6, имеющих продольные впадины 7 для взаимодействия с выступами 4 роликов 3. Выступы 4 имеют профиль второго порядка, равнорасположены по окружности роликов 3 и размещены по винтовой линии. Съемные элементы 6 установлены на обоймах 5 с помощью соединения типа "ласточкин хвост". Продольная ось симметрии опорной поверхности соединения может быть ориентирована вдоль или перпендикулярно образующей обоймы или под углом, равным углу наклона винтовой линии размещения выступов 4. Одно из колец 1 или 2 роликоподшипника выполнено с разъемом. При действии радиальной нагрузки происходит подстраивание каждого съемного элемента 6 под действующую нагрузку за счет повышенной податливости элементов 6 по сопрягаемым поверхностям. Уменьшается влияние погрешностей изготовления и сборки роликоподшипника на его работу. Изобретение позволяет производить ремонт роликоподшипника путем замены элементов 6 и роликов 3 без разборки и при частичной разборке подшипникового узла (в зависимости от того, как ориентирована ось 9 опорной поверхности соединения). 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
А1
<191 (111 (5I) 5 F 16 С 19)22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4225390/25-27 (22) 08. 04. 87 (46) 07.03.90. Бюл. Р 9 (72) В.П.Любимов, А.Н.Митяев, И.-У.В,Рискин, И.N.Бондаренко и В.А.Чесноков (53) 621 .822.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1353131, кл. F 16 С 19/22, 1981, (54 ) РОЛИКОПОДШИПНИК (57) Изобретение относится к машиностроению, в.частности к подшипникам.
Цель — улучшение эксплуатационных свойств роликоподшипника. Роликоподшипник содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца, между которыми установлены ролики 3 с выступами 4. Кольца
1 и 2 выполнены составными в вице обойм 5 и съемных элементов 6, имеющих продольные впадины 7 для взаимодействия с выступами 4 роликов 3, Выступы 4 имеют продвинь второго порядка, равнорасположены по окружности роликов 3 и размещены по винтовой ли2 нии. Съемные элементы 6 установлены на обоймах 5 .с помощью соединения типа ласточкина хвоста. Продольная ось симметрии опорной поверхности соединения может быть ориентирована вдоль ипи перпендикулярно образующей обоймы или под углом, равным углу наклона винтовой линии размещения выступов 4. Одно из колец 1 ипи 2 роликоподшипника выполнено с разъемом. При действии радиальной нагрузки происходит подстраивание каждого съемного элемента 6 под действующую нагрузку за счет повышенной податливости эле" ментов 6 по сопрягаемым поверхностям.
Уменьшается влияние погрешностей изготовления и сборки роликоподшипника на его работу. Изобретение позволяет производить ремонт роликоподшипника путем замены элементов 6 и роликов 3 без разборки и при частичной разбор-. ке подшипникового узла (в зависимости от того, как ориентирована ось 9 опорной поверхности соединения) .
4 ип.
1548545
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах, работающих в условиях высоких радиальных нагрузок.
Цель изобретения — улучшение эксплуатационных свойств роликоподшипника путем замены вышедших из строя съемных элементов и роликов без раз- борки подшипника и создания более 10 мягкой работы подшипника.
На фиг. 1 показан подшипник в сбо- ре; на фиг. 2 — съемный элемент, про дальная ось симметрии которого ориен.тирована к образующей кольца под углом, равньк углу наклона винтовой линии размещения, впадин на фиг, 3 съемный элемент, продольная ось симметрии которого ориентирована по образующей кольца, на фиг. 4 — съемный QQ элемент, продольная ось которого перпендикулярна образующей кольца.
Роликопадшипник содержит наружные
1 и внутреннее 2 кольца с размещенными между ними роликами 3. Ролики 3 25 выполнены с равнорасположенньии по окружности и размещенными по. винтовой линии выступами 4, которые имеют профиль второго порядка. Кольца 1 и 2 выполнены составными в виде обоймы 5 30 с установленными на ней со стороны роликов 3 съемными элементами 6, имеющими профильные впадины 7, взаимодействующие с выступами роликов 3.
Съемные элементы 6 и ролики 3 выполнены из материала с твердостью, большей твердости материала обоймы 5 в 1,5 раза. Съемные элементы 6 уста-! новлены на обоймах 5 с помощью соединения ласточкина хвоста. Продольная 4() ось 8 симметрии опорной поверхности
9 соединения может быть ориентирована параллельно ипи перпендикулярно образующей обоймы 5 раликоподшипника или же пад углом, равным углу наклона винтовой. линии размещения выступов
4. Одно из колец 1 ипи 2 роликоподшипника выполнено разъемным.
В роликопадшипнщсе ролики 3 и кольца 1 и 2 находятся в строгой хине ь0 матической связи друг с другом. Эта взаимосвязь не нарушается даже в ненагруженной зоне подшипника, где име- ют место увеличенные зазоры между телами качения и кольцами, обусловленные напряженно-деформированным состоянием опорного узла и монтажными зазорами в подшипнике, при действии, радиальной нагрузки происходит подстраивание съемного элемента 6 под действующую нагрузку за счет повышенной податливости съемных элементов 6 по сопрягаемым поверхностям. Это уменьшает влияние погрешностей изготовления элементов 6 и сборки ролика подшипника íà его работу, Кроме того, улучшаются условия гидростатической смазки контактирующих поверхностей.
Выполнение роликоподшипника со съемными элементами 7 позволяет производить его ремонт путем замены вышедших из строя как роликов 3, так и съемных элементов 6 без полного демонтажа подшипника.
В зависимости от того, как ориентирована.продольная ось 8 съемного
1элемента, изменяются технология и сроки восстановления подшипника. При ориентировании оси симметрии под углом, равным углу наклона винтовой ли нии расположения, выступов, аатрачивается минимальное время на ремонт подшипника, так как нет необходимости в разборке подшипника, замена съемных элементов 6 и роликов 3 может быть осуществлена с торцовой стороны роликоподшипника путем их вывинчивания.
При ориентации продольной оси 8 съемного элемента перпендикулярно образующей кольца установка съемных элементов 6 производится путем закатывания их через разъем йо цилиндри- ческой поверхности обоймы 5. При этом требуется разборка подшипника при его ремонте.
Ориентация продольной оси 8 параллельно образующей кольца позволяет производить ремонт роликаподшипника при частичной его разборке.
Ролики и съемные элементы могут быть изготовлены из сплавов,.обладающих высокой износостойкостью, напрнмер металлокерамических спечных спла вов, композитных материалов, сплавов, легированных дорогостоящими присадка ми. Обоймы могут быть изготовлены из более дешевых конструкционных материалов.
Использование предложенного роликоподшипника повышает ремонтопригодность и надежность.
Фо рмула изобретения
Роликоподшипник, содержащий íà руж" ное и внутреннее кольца с размещенны ми между ними роликами, на поверхнос
Составитель И. Теравская
Редактор А.Шандор - Техред M. <оданич Корректор С.Шекмар
Заказ 130 Тираж 532 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
5 1 5485 ти которых выполнены равномерно расположенные по окружности и размещенные по винтовой линии выступы, а на обращенных к роликам поверхностях ко5 лец выполнены ответные укаэанным выступам профильные впадины, при этом одно из колец выполнено разъемным, отличающийся тем,что, с целью улучшения эксплуатационных 10 свойств, каждое кольцо выполнено составньм в виде кольцевой обоймы с ус1
45 6 тановленными на ней съемными элементами со средствами крепления к обой" ме, выполненными в виде ласточкина хвоста, профильные впадины выполнены на соответствующих поверхностях упомянутых съемных элементов, средств крепления, причем продольная ось. симметрии средств крепления расположена под углом относительно образующей обоймы, равным углу наклона винтовой линии выступов,