Упругая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения и разъединения валов при передаче крутящего момента. Цель - расширение эксплуатационных возможностей. Два вала 3 и 2 соединяются торообразной оболочкой 1. В муфте имеются средства управления, обеспечивающие осевое перемещение оболочки 1. Средства управления могут быть механические, пневматические или комбинированные. Предусмотрено расположение оболочки в выполненных в валах полостях или на наружной поверхности валов. 6 з.п. ф-лы, 7 ил.
СООЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (19) 01) (51) 5 F 1 6 D 3/82, 25/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
r1PH ГННТ СССР
1 (21 ) 4248781/30-27; 4 24 87 7 9/30-27 (22) 25, 05. 87 (46) 07.03.90. Бюл. Р 9 (71) Трест "Южводопровод" (72) В.В.И1ишкин и Ю.П.Наповалов (53) 621 .825.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 703697, кл. Р 17 D 3/82,,1977. (54) УПРУГАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения и разъединения валов
2 при передаче крутящего момента. Пель— расширение эксплуатационных возможностей. Два вала 3 и 2 соединяются торообраэной оболочкой 1. В муфте имеются средства управления, обеспечивающие осевое перемещение оболочки
1. Средства управления могут быть механические, пневматические или комбинированные. Предусмотрено расположение оболочки в выполненных в валах полостях ипи на .наружной поверхности валов. 6 з.п. ф-лы, 7 ип.!
548548,4
Изобретение относится к машиностроению и может бьгть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов и передачи вращения, Пелью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей.
На фиг. 1 и 2 показана муфта с устрой-: ством управления, вариант пневматический, общий вид; на фиг. 3 — то же, вариант устройства управления пневмомеханический; на фиг. 4 — то же, ва" риант устройства управления механический; на фиг. 5 — соединение валов разных диаметров; на фиг. 6 — муфта с механизмом управления, на фиг. 7 соединение концентрично расположенных элементов.
Муфта состоит из торовой оболочки
1, выполненной из эластичного материала и заполненной сжатым воздухом, установленной во внутренней полости валов 2 и 3, которые выполнены в виде конусов 4 и 5. Внутренние полости валов 2 и 3 сообщены с системой подачи рабочего агента (не показан) .
С системой подачи рабочего агента может быть сообщена только одна полость вала 2 (фиг. 2). Оболочка может быть установлена на наружных поверхностях валов 2 и 3 (фиг. 5) . Вал 2 имеет неподвижный упорный диск 6, а вал 3 подвижный упорный диск 7 с фиксирующим элементом.
Примером выполнения предлагаемого устройства является пневмомеханический вариант (фиг. 3).
В устройстве через торовую оболочку пропущена тяга 8, например гибкая нить (трос), соединения с опорньм 40 элементом в лиде шайбь| 9. Второй конец тяги 8 соединен с рукояткой переключения (не показана).
Во внутренних полостях валов 2 и 3 выполнены упоры 10 и 11. Внутренняя 45 полость вала 2 сообщена с системой подачи рабочего агента (не показано) °
B механическом варианте (фиг. 4)
I во внутренней полости вала 2, между торовои оболочкой 1 и упором 10, установлены упорная шайба 12 и пружина 13.
В устройстве согласно фиг. 6 на торовой оболочке установлен механизм управления, представляющий собой шарико- или роликоподшипник, внутреннее кольцо 14 которого закреплено на торовой оболочке 1, а наружное кольцо
15 связано с рычагом 16 переключения, Рычаг 16 переключения перемещается по пазу.17 корпуса 18.
В устройстве по фиг. 7 на торовой оболочке 1 закреплена ступица 19 передающего звена 20 (зубчатое колесо, фрик ционный ролик, шкив, полумуфта и т.д.), Ступица 19 соединена с рычагом
16 переключения.
В исходном положении торовая оболочка 1 находится во внутренней полости вала 2. При подаче рабочего агента (сжатого воздуха) во внутрен1/ нюю полость вала 2 торовая оболочка
1 частично вытесняется во внутреннюю полость вала 3 ипередает на него вращение с вала 2. Для отключения устройства рабочий агент подается во внутреннюю полость вала 3 и торовая оболочка 1 полностью вытесняется во внутреннюю полость 2, выводя из зацепления вал 3. Конусы 4 и 5 фиксируют торовую оболочку 1 в конечных по ложениях, так как под действием сжатого воздуха внутри торовой оболочки
1 она стремится увеличить свой объем.
Для отключения муфты, .одна полость вала которой сообщена с системой подачи рабочего агента, последний выпускается из внутренней полости вала 2 и торовая оболочка 1, стремясь под давлением находящегося в ней сжатого воздуха к увеличению объема, выходит из внутренней полости вала 3.
Для отключения муфты рукояткой переключения тянется тяга 8 с шайбой 9, выводя торовую оболочку 1 из зацепления с валом 3. После этого рукоятка переключения фиксируется, Для очередного включения необходимо расфиксировать рукоятку переключения и подать рабочий агент во внутреннюю полость вала 2.
Согласно фиг. 4 в исходном положе" нии торовая оболочка 1 находится во внутренней полости вала 2 и удерживается в ней с помощью тяги 8, зафиксированной рукояткой переключения.
При этом пружина 13 сжата. Рукояткой переключения, расфцксируют тягу 8 и торовая оболочка 1 под действием пружины 13 частично. вытесняется во внутреннюю полость 3, передавая на него вращение с вала 2. Для отключения муфты рукояткой переключения тянется тяга 8 и торовая оболочка 1, сжимая пружину 13, выходит иэ полости вала
3, после чего тяга 8 фиксируется.
5 154
Согласно фиг. 5 то ровая оболочка
1 надевается полностью на вал 3, затем торец вала 3 подводится к торцу вала 2, торовая оболочка 1 смещается до упорного диска 6 вала 2 и подпирается упорным диском 7, который закрепляется фиксирующим элементом.
Вращение от вала 2 передается через торовую оболочку 1 на вал 3, причем вал 3 может располагаться под углом до 90 относительно вала 2.
Согласно фиг. 6 рычаг 16 переключения зафиксирован в крайнем левом положении паза 17. При этом вся торовая оболочка 1 находится на валу 2.
Для передачи вращения с вала 2 на вал 3 рычаг !6 переключения переводится по пазу 17 в крайнее правое положение и фиксируется, При этом часть торовой оболочки 1 переводится на вал 3, надежно охватывает его и передает вращение с вала 2 на вал 3. Для прекращения передачи вращения на вал 3 рычаг 16 переводится по пазу 17 в крайнее левое положение.
Согласно фиг. 7 вращение от вала
2 через торовую оболочку 1 передается на ступицу 1 9 и передающее звено
20. Рычагом 16 переключения ступииа
19, обкатываясь по торовой оболочке
1, перемещается по валу 2, вводя передающее звено 20 (зубчатое колесо, фрикцнонный ролик, полумуфту) в контакт с приемным звеном (шестерней, фрикционным валиком, полумуфтой и т.д.) .
Предлагаемая муфта проста в изго-. товлении, имеет средства управления, надежна в работе, обеспечивает возможность соединения валов с разными диамет рами, возможности передачи вращения между валами, расположенными друг относительно друга под углом.
8548 6
Фо рмула изоб ре тей ия
1 . Упругая муфта, соде ржащая эластичную камеру в виде торообразной оболочки, заполненной текучей средой под давлением и установленной на концах соединяемых валов, о. т л и . ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения эксплуатапионных возможностей, она снабжена средством управления включением, а торообразная оболочка установлена с возможностью осевого перемещения относительно концов валов.
2. Муфта по и. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что концы валов выполнены полыми и оболочка установлена в этих полостях.
20 3. Муфта по п. 2, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что полости в валах выполнены конусными.
4. Муфта по и, 1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что средство управле25 ния выполнено в виде источника давления, -соединенного с полостями валов.
5.Муфтапоп. l,отличающ а я с я тем, что средство управления выполнено в виде опорного элемен30 та, контактирующего с одним из торцов торообразной оболочки и тяги, соединенной с опорным элементом.
6. Муфта по п. 5, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что она снабжена. ( упорным элементом, расположенным по другую сторону оболочки и подпружиненньи к ее торцу.
7. Муфта по п. 1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что средство управления вьыолнено в виде подшипника качения, закрепленного на наружной поверхности торообразной оболочки и рычага, закрепленного на наружном кольце подшипника.!
548548 г.1
Фиг.2 I (РагЗ
1 548548 Риг.б 15
Аа.7
Составитель Т.Орлова
Редактор А.Шандор Техред М. Ходанич г Корректор С.Шекмар
Тираж 540
Подписное
Заказ 130
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101