Патент ссср 154933

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс Н 021; 21dÐ, 530, № 154933

СССР Ф .я

==. 1 /I ()p и.:"гвт,„;,.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ" "":

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Под гисная группа М 98

Ф. И. Меньших

ДАТЧИК КОНТРОЛЯ

РЕЖИМА РАБОТЫ ТРЕХФАЗНЫХ ГИРОМОТОРОВ

Заявлено 18 декабря 1961 г. за № 756492, 26-10 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений и товарных знаков» № 1! за 1963 г.

Известные устройства для контроля режима работы трехфазных синхронных и асинхронных гиромоторов, выполненные в виде трехфазных трансформаторов, требуют измерения каждого параметра трехфазной системы, Отличительной особенностью предлагаемого датчика контроля режима работы трехфазных гиромоторов является то, что он выполнен в виде комбинированного трехфазного трансформатора тока и напряжения, осуществляющего преобразование тока и напряжения в трехфазной системе в однофазное напряжение утроенной частоты и суммирование преобразованных напряжений. Для этого на трех симметричных стержнях магнитопровода размещены катушки токовой обмотки, включенные в цепь нагрузки, катушки обмотки напряжения, подключен ные к сети по схеме «звезда»:после токовой обмотки, и три последователыно вкл юче н ные,катушки для снятия выходного напряжения, пропорционального сдвигу фаз между током и напряжением в статоре двигателя.

Отличительной особенностью является также применение указанного датчика при испытании синхронных гиромоторов. Все это позволяет упростить систему контроля, обеспечить его непрерывность, а также использовать при испытаниях синхронные гиромоторы со сдвоенным статором.

На чертеже изображена принципиальная электрическая схема для контроля режима работы синхронного двигателя с двумя статорами.

Схема содержит испытуемый синхронный двигатель 1, датчик 2, сопротивления 3 нагрузки, тумблеры 4 и схему 5. № 154933

Двигатель 1 должен контролироваться при включении одного из статоров 6 или при одновременном их включении.

Датчик 2 представляет собой трансформатор с магнитопроводом из термостабильного феррита (стали, пермоллоя), на керны которого наложены три обмотки 8, включаемые в цепь нагрузки (двигатель 1), три обмотки 9, включаемые в «звезду» и через сопротивления 8 в сеть после трансформатора тока, и три обмотки 10 для снятия напряжения сигнала.

Напряжение сигнала снимается с обмоток 10, включенных последовательно, выпрямляется диодом 11 и подается на сглаживающий конденсатор 12 и потенциометр 18. С потенциометра 18 напряжение постоянного тока через добавочное сопротивление, которое может шунтироваться кнопкой 14, подается на микроамперметр 15 постоянного тока.

При реальной нагрузке, измеряемой временно включенными миллиамперметрами 16, 17 и 18, потенциометром 18 устанавливают по шкале м икроампермегра 15, например 90 делений п ри одном возбужденном статоре 6 или 7. Затем производят проверку показания этих 90 делений для второго статора 6 или 7.

Сопротивлениями 8 устанавливают также 90 делений при одном включенном тумблере 19 и выключенных тумблерах 20 и 21. При этом напряжение сети поддерживают равным номинальному. Когда включено сопротивление 22, включают все три тумблера 4 и регулировкой сопротивления 22 добиваются, чтобы микроамперметр 15 показывал 90 делений (при разомкнутой кнопке 14). Затем при разомкнутой кнопке и поочередном включении тумблеров 19, 20 и 21 замечают показания микроамперметра.

Определение вхождения ротора 28 в синхронизм с вращающимися полями статоров 6 и 7 производят при включенном тумблере 19 и раздельно или одновременно включаемых тумблерах 20 и 21. В момент пуска двигателя 1 стрелка амперметра резко отклонится от номинального положения, а затем быстро вернется в прежнее положение. Это характерно и для гистерезисных синхронных гиромоторов малой мощности. Данные контроля могут автоматически регистрироваться самописцем, кратковременный пусковой режим лучше регистрировать шлейфным осциллографом. Данные контроля могут легко передаваться в виде одного параметра дистанционно по проводам или по радио.

Предмет изобретения

Датчик контроля режима работы трехфазных гиромоторов, выполненный в виде трехфазного трансформатора с магнитопроводом из термостабильного феррита, отличающийся тем, что, с целью упрощения и обеспечения непрерывности контроля, а также возможности определения начала .движения ротора синхронно с вращающимися полями статоров при испытании синхронных моторов, на трех симметричных стержнях магнитопровода размещены катушки токовой обмотки, включенные в цепь нагрузки, катушки обмотки напряжения, подключенные к сети по схеме «звезда» после тако вой о б мотии, .и три последовательно включенные катушки для снятия выходного напряжения, пропорционального сдвигу фаз между током и напряжением в статоре двигателя.

¹ 154933

Составитель Ю. И. Теснек.

Редактор П. Вербова Техред А. А, Камышникова

Корректор В. П. Фомина

Типография, Москва, ул. Фр. Энгельса, 46

Л-50 Поди. к печ. 16/VII 1963 г. Формат бум. 70+108 /i6 Объем 0,26 изд. л

Заказ 886 Тираж 1125 Цена 4 коп.

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4.