Способ защиты компрессора от помпажа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить надежность защиты компрессора одновальной газотурбинной установки, снабженной регулирующим топливным клапаном. Измерение давления воздуха на выходе из компрессора с помощью датчика 1, определение скорости уменьшения давления и сравнение с заданным уровнем с помощью первого блока дифференцирования 3 и первого компаратора 5 совместно с определением скорости изменения положения регулирующего топливного клапана с помощью датчика 2 и второго блока дифференцирования 4 и сравнением скорости изменения положения топливного клапана с заданным значением, а также задержка сигнала прикрытия топливного клапана с помощью элемента 7 задержки и подача сигналов на элемент И 8 позволили уменьшить число ложных срабатываний при технологических изменениях режимов работы компрессора. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5l)5 F 04 Р 27/02

- -.! ih8 j

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

llO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4353780/25-06

1 (22) 04.01.88 (46) 15.03.90. Бюл. № 10 (71) Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И. И. Ползунова (72) В. И. Кочуров, Г. С. Нашхин, В. Б. Фрумкин и П. С. Комм (53) 621.545-57 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 985450, кл. F 04 D 27/02, 1981. (54) СПОСОБ ЗАШИТЫ КОМПРЕССОРА

ОТ ПОМПАЖА (57) Изобретение позволяет повысить надежность защиты компрессора одновальной газотурбинной установки, снабженной регу„„SU„„1550224 А 1

2 лирующим топливным клапаном. Измерение давления воздуха на выходе из компрессора с помощью датчика 1, определение скорости уменьшения давления и сравнение с заданным уровнем с помощью первого блока

3 дифференцирования и первого компаратора 5 совместно с определением скорости изменения положения регулирующего топливного клапана с помощью датчика 2 и второго блока 4 дифференцирования и сравнением скорости изменения положения топливного клапана с заданным значением, а также задержка сигнала прикрытия топливного клапана с помощью элемента 7 задержки и подача сигналов на элемент И 8 позволили уменьшить число ложных срабатываний при технологических изменениях режимов работы компрессора. 1 ил.

1550224 (.I)i T II ни! c",пэ 4. Ь ар ыи! ни кон

Ре.)ак г:)1) А. I спин (ох род ((. Верее Корректор В. Каба)),ий

Закан ?5(1 ) Тираж 495 Подписное

БПИ(II(H (ос1д))рс) )и Iliio о комн. ета ) о иаобрете;)иям и открытиям !IpH ГКНТ СССР

113035. Москва, )К 35, Рами)скан наб., д. 4/5 ((роиааодстнеипо-иода геа некий комбина г:<1(атент», г. Ужгород, уа. Гагарина, 10!

Изобретение относится к средствам защиты компрессоров от помпажа.

Цель изобретения — повышение надежности защиты компрессора одновальной газотурбинной установки, снабженной регулирующим топливным клапаном.

На чертеже изображена блок-схема устройства для осуществления предлагаемого способа.

Устройство для осуществления предлагаемого способа содержит датчик 1 давления воздуха на выходе из компрессора, датчик 2 положения регулирующего топливного клапана, первый 3 и второй 4 блоки дифференцирования, первый 5 и ioрой 6 компаратор, элемент 7 задержки и элемент И 8.

Способ осущест(зляют следующим образом.

При устойчивой работе газотурбинной установки давление на выходе из комг)рессора, измеряемое д ò.÷èêîì,1, и положение регулирующего топливного клапана, измеряемое датчиком 2, меняются незначительно, что соответствует малым значениям сигналов на выходах первого 3 и второго 4 блоков дифференцирования, нулевым сигналам на выходах первого 5 и второго 6 компараторов и нулевому сигналу на выходе элемента И 8.

При резком изменении режима работы компрессора, сопровождаю(цемся прикрытием регулиру(ощего топливного клапана, на выходе второго компаратора 6 появляется сигнал, соответствующий логической единице, который через элемент 7 задержки поступает I(a вход элемента И 8. В случае, если вслед за прикрытием регулирующего топливного клапана, ранее чем через заданное время задержки (время установки элемента 7 задержки), происходит уменьшение давления на выходе из компрессора., то это не приводит к появлению единичного сигнала 12 выходе эле). ецта И 8, так как задер жH hHhiH iièÃíÿ.! поступает на и нверсный вход элемента И 8.

При появлении помпажа происходит уменьшение давления нагнетания, вызывающее появление единичного сигнала на выходе первого компаратора 5. При этом на выходе второго компаратора 6, на выходе элемента 7 задержки и на инверсном входе элемента И 8 присутствует нулевой сигнал, так как при помпаже положение регулирующего топливного клапана в зависимости от алгоритма регулирования либо не изменяется, либо изменяется с запаздыванием, обуслозленным параметрами системы регулирования подачи топлива. Таким образом, на выходе элемента И 8 формируется сигнал наличия помпажа, который используется для воздействия на исполнительные механизмы регулиру(ощих органов газотурбинно: установки с целью защиты от помпажа.

1(Зводя различные уставки для первого 5 и второго 6 компараторов и выбирая время за (ержкн элемента 7, устанавливают требуемый режим работы устройства для

voíêðeTH0ãо компрессора, обеспечивающий отсутствие ложных срабатываний при технологических изменениях режимов работы компрессора.

Формула изобретения

Способ защиты компрессора от помпажа путем измерения давления воздуха на выходе из компрессора и контрольного параметра, 30 характеризующего режим работы компрессора, определения производных от измеренных величин, сравнения значений производных с уставками и формирования сигнала наличия помпажа, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности

35 защиты компрессора одновальной газотурбинной установки, снабженной регулирующим топливным клапаном, в качестве контрольного параметра используют положение регулирующего топливного клапана, а сигнал наличия помпажа формируют при превышении установки производной от давления и отсутствия задержанного сигнала превышения уставки производной от положения оегули рующего топливного клапана.