Предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в устройствах, которые обеспечивают передачу крутящего момента определенного значения и предохраняют привод механизмов от перегрузок. Цель изобретения - повышение надежности и точности срабатывания. Две полумуфты /П/ 4, 7 соединены между собой предохранительным устройством. Устройство выполнено в виде резьбовой втулки (РВ) 3, тяги 10, рычага 11. Рабочий момент создают усилием сжатия пружины 13. П 7, перемещаясь по резьбе РВ 3, поджимается к П 4. При срабатывании муфты во время перегрузки происходит отход П 7 от П 4 по РВ 3 и дополнительное поджатие рычагом пружины 13. Это дополнительное поджатие способствует возвращению полумуфт в исходное положение после устранения перегрузки. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУ БЛИН (51) 5 F 16 D 43/20
ОПИОАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4437156/25-27 (22) 06 ° 06.88 (46) 15.03.90. Ьюл. Н 10 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола и Карачаево-Черкесский цементный завод (72) В.А.Пашистый, И.В.1(узьо, В.С.Платонов и И.Н.Ыевченко (53) 621.826.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 540079, кл. F 16 D 43/20, 1975.
„.,SU„„ t 550250 A 1
2 (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в устройствах, которые обеспечивают передачу крутящего момента определенного значения и предохраняют привод механизмов от перегрузок. Цель изобретения - повышение надежности и точности срабатывания. Две полумуфты (П) 4, 7 соединены между собой предохранительным устройством. Устройст1550250 во выполнено в виде резьбовой втулки (PB) 3, тяги 10, рычага 11. Рабочий момент создают усилием сжатия пружины 13. П 7, перемещаясь по резьбе
PB 3, поджимается к П 4, При срабатывании муфты во время перегрузки проИзобретение относится к машиностроению и может найти применение в устройствах, которые обеспечивают передачу крутящего момента определенного значения и предохраняют привод от ПГ егрузки, Цель изоЬретения - повышение надежности и точности срабатывания.
На фиг.1 схематически изображена предлагаемая муфта, разрез; на фиг.2 - вид А на фиг.1.
Иуфта содержит ведущее звено в виде шкива 1, установленного на подшипнике 2 скольжения, закрепленном на резьбовой втулке 3, жестко соединенной со шкивом 1 коническо" полумуфтой 4. Резьбовая втулка 3 при этом жестко закреплена на ведомом валу 5. С резььовой втулкой 3 соединена ступица 6 ведомой полумуфты
7,на фланце 8 которой на оси 9 смонтирована тяга 10 с возможностью углового поворота в плоскости, параллельной фланцу 8. На,втулке 3 радиально закреплен рычаг 11, с которым шарнирно соединена тяга 10 при помощи сферической шайбы 12, пружины
13, гаек 14. Направление резьбы втулки 3 противоположно направлению вращения. полумуфты 4. Втулка 3 с рычагом
11 и тягой 10 образует сраЬатывающее устройство муфты, при этом тяга 10 поджата к рычагу 11 пружиной 13.
Принцип работы муфты следующий.
После сборки устройства гайками
14 сжимают пружину 13 до расчетной величины. При этом ведомая полумуфта 7, поворачиваясь и перемещаясь по резьбе втулки 3, создает необходимое усилие прижатия к полумуфте 4. Для полУчения крутящего расчетного момента к рычагу в приведенной муфте необходимо приложить усилие Р„ - усилие сжатия пружины 13 гс1с D f > р =- (--t.g (V+P)+- 1 пе 1 2 2sinl где F — осевое усилие прижатия полумуфты; исходит отход П 7 от П 4 по PB 3 и дополнительное поджатие рычагом пружины 13. Это дополнительное поджатие способствует возвращению полумуфт в исходное положение после устранения перегрузки. 2 ил.
dc — средний диаметр резьбы;
- угол нарезки резьЬы;
f - приведенный угол трения в
15 резьбе;
D — средний диаметр полумуфты;
f — коэффициент трения между
Ь фрикционными накладками полумуфт; с - угол наклона образующей конусности полумуфт.
Во время работы устройства вращение шкива 1 направлено в сторону отвинчивания полумуфты 7. Если крутящий момент на ведомом валу 5 превышает расчетную величину (например, в случае попадания недроЬимого материала в дробилку), полумуфта 4 поворачивает полумуфту 7 (в результате
ЗО сил трения) на некоторый угол, что ведет к дополнительному сжатию пружины 13 и отходу полумуфты 7 от полумуфты 4 путем отвинчивания по резьбе втулки 3. шкив 1 при этом вращается вхолостую, т.е. ва.п 5 остается неподвижным. Когда крутящий момент на валу 5 становится равным или меньше расчетного, пружина 13 через тягу
10 разворачивает полумуфту 7 в обратную сторону, т.е, в сторону ведущей полумуфты 4 и передача крутящего момента возобновляется. Таким оЬразом, конструктивное решение обеспечивает надежное срабатывам ние муфты при достижении предельного значения передаваемого момента, так как при этом происходит свинчивание ведомой полумуфты по резьЬовой втулке и уменьшение усилия ее прижания к ведущей полумуфте. Кроме того, конструктивное выполнение срабатывающего устройства придает ему одФ новременно функции средства регулирования раЬочего момента, что повышает .точность срабатывания.
55 . Ф о р м у л а и з о Ь р е т е н и я
Предохранительная муфта, содержащая ведущую фрикционную полумуфту, Составитель В.Юдаева
Реда ктор С. Ли сина Техред Л. Сердюкова Корректор И.Иаксимишинец
Заказ 260 Тираж 534 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета;по изобретениям и бткрытиям при ГКНТ СССР
113035, москва, Н-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина,101
5 смонтированную на валу ведомую фрик-— ционную полумуфту в виде фланца и ступицы, а также предохранительное устройство, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и точности срабатывания, предохранительное устройство выполнено в виде закрепленной на валу втулки с радиальным выступом и тяги, тяга
6 закреплена на фланце с возможностью поворота в плоскости, параллельной фланцу, шарнирно соединена с выступом и подпружинена к нему, а ступица связана со втулкой посредством винтового соединения, направление винтовой линии которого противополож.но направлению вращения ведущей полу10 муфты