Машина для испытания подшипников скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности к машинам для испытания опор скольжения при экстремальных режимах. Цель изобретения - повышение точности результатов исследования триботехнических параметров. Между опорами размещен маслоиспаритель. Нагружающее устройство становлено с возможностью поворота вокруг параллельной валу оси. Гнездо для испытуемого полувкладыша выполнено в виде полуподшипника качения с обеспечением фиксации в нем посредством пружины и планки с тензодатчиком испытуемого полувкладыша. При работе маслоиспаритель генерирует поток парообразной смазки, которая осаждается на рабочей поверхности кольца, благодаря чему обеспечивается граничный режим трения. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (ц)5 С О) 21 )3/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (2)) 4380076/25-27 (22) 04.12.87 (46) 15,03,90, Бюл. )l )О (75) 10.З,Полонский (53) 62), 822. 5 (088, 8) (56) Решетов Д.Н. Машины и стенды для испытания деталей. М.: Машинострое" ние, 1979, с. 241, рис. 6. 23. (54) NALIHHA ДЛЯ ИСПЫТА))ИЯ ПОДШИПНИКОВ
СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к машинам для испытания опор скольжения при экстремальных режимах. Цель изобретения—
/ повышение. точности результатов иссле1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к машинам для испытания опор скольжения при экстремальных режимах.
Целью изобретения является повышение точности результатов исследования триботехнических параметров.
На фиг. 1 показано устройство, по перечный разрез; на фиг. 2 — то же, продольный разрез.
В основании 1 машины для испытания установлен шлицевой вал 2 с насаженным на него шлицевым кольцом 3 (контробразец), сопряженный с подшипником скольжения 4 (испытуемый полувкладыш), зафиксированным в полуподшипнике качения 5 (разрезан подшипник качения) с помощью планки 6 и пружины 7, соединяющих полувкладыш 4 с подвижной щекой 8 в головке 9, фиксированной относительно основания 1 посредством .
„„SU„„550351 А 1
2 дования триботехнических параметров.
Между опорами размещен маслоиспаритель. Нагружающее устройство установлено с возможностью поворота вокруг параллельной валу оси. Гнездо для испытуемого полувкладыша выполнено в виде полуподшипника качения с обеспечением фиксации в нем посредством пружины и планки с тензодатчиком испытуемого полувкладыша. При работе маслоиспаритель генерирует поток парообразной смазки, которая осаждается на рабочей поверхности кольца, благодаря чему обеспечивается граничный режим трения. 2 ил.
I винта 10. Шток ll гидроцилиндра 12 соединен с подвижной щекой 3 посред- ством оси 13. Датчик 14 линейных перемещений и гидромесдоза 15 установлены на гидроцилиндре 12. На планке
6 установлен тензодатчик 16. На полувкладыше 4 установлена термопара 17, Головка 9 соединена с основанием ) с помощью оси 18. Вал 2 сопряжен с опорными роликами 19. Устройство закреплено на станине 20 токарного станка с помощью планок 21, шпилек 22 и гаек 23. Между валом 2 и роликами 19 установлены втулки 24. Под кольцом 3 между опорными роликами 19 установлен испаритель, содержащий корпус 25, нагревательный элемент 26, трубку 27, соединенную шлангом 28 с масляным резервуаром.
Нагружающее устройство в количестве 3-4 блоков (на фиг. 1, 2 показан
155035 1 один блок) используется для комплексных форсированных испытаний подшипниковых материалов в экстремальных условиях. трения. Применение устройства предусматривается на базе токарных
5 станков моделей 16К20, 1И63, 164, 165
Устройство работает следующим обр азом.
Головка 9 со встроенными в нее подвижным узлом опоры скольжения (полувкладьпп 4,. полуподшипник 5, подвижная цека 8 в головке 9) и установленным на ней гидроцилиндром 12 путем отсоединения винта 10, поворота вокруг оси 18 отклоняется (по часовой стрелке) в крайнее положение.
В шпиндель передней бабки с. фиксацией центром задней бабки (не показаны) устанавливается шлицевой вал 2 в сборе с дистанционными шлицевыми втулками 24 и кольцами 3 (контробраэцами), после чего головку 9 возвращают в исходное положение и фиксируют посредством винта 10. монтажная пружина 7 в период установки обеспечивает устойчивое положение полувкладьппа
4 и подуподшипника 5. В рабочем положении она не удерживает укаэанные элементы.
В холостом режиме вал 2 вращается с опиранием на оворные ролики 19 втулками 24; шток 11 гидроцилиндра 12 находится в крайнем верхнем положении.
Рабочий режим соответствует заданной нагрузке в сопряже и полув адь - 35 ша 4 и кольца 3 (контробразец) и соответствующей скорости вращения.
В рабочем режиме под действием давления в гидроцилиндре 12 шток 11 и соединенный с ним узел подвижной
40 щекой 3 (полуподшипник 5, полувкладьпп
4) перемещается вниз, образуя пару трения скольжения — полувкладьпп 4 и кольцо 3. Опорные ролики 19 воспринимают вертикальную нагрузку и ограничивают последующее перемещение узла трения, Предварительно тарированный маслоиспаритель 15 генерирует поток парообразной смазки, которая абсорбирует- 50 ся на цилиндрической поверхности кольца 3 и обеспечивает граничный режим трения, В процессе вращения кольцо 3 за счет сил трения вовлекает во вращение 55 полувкладыш 4, момент трения при этом воспринимается тензодатчиком 16, установленннм на планке 6. Давление в гидроцилиндре 12 регистрируется гидромесдоэой 15, а темцература в контакте - термопарой ) 7, Расстояние А по осям между опорными роликами 19 и кольцом 3 находится в пределах (1,0 — 1,5) d, где 1— диаметр кольца, что значительно увеличивает жесткость, исключает погрешности характеристик контакта.
Размеры сопряжения кольца 3 и по" лувкладыша 4 выполнены по второму классу системы. вала, что обеспечивает ограниченное время приработки и постоянный угол контакта на протяжении всего периода испытаний.
Постоянный угол контакта в испытываемом сопряжении, близкий к 180 исключает необходимость подсчетов его по усредненным формулам, что существенно повышает производительность и точность результатов исследований.
Применение контробразцов в виде набора илицевого соединения и образцов подыипников скольжения в виде полуколец позволяет реализовать испытания при максимальной экономии цветных и черных металлов для изготовления пар трения.
Кроме того, использование устройства на базе универсальных токарных станков упрощает потребность в обеспечении специальным испытательным оборудованием, создает предпосылки для стандартизации проводимых иссле" дований, качественного и количественного анализа получаемых результатов и накопления банков данных.
Формула изобретения
Иашина для испытания подшипников скольжения, содержащая нагружающее устройство, привод, вап, соединенный с приводом и сопряженный с опорами, о т л и ч а ю ц а я с я тем, что, с целью повьппения точности результатов исследования триботехнических параметров, она снабжена размещенным между опорами маслоиспарителем, нагружакицее устройство установлено с возможностью поворота вокруг параллельной валу оси, при этом гнездо для испытуемого полувкладьппа выполнено в виде полуподшипника качения со средствами фиксации в нем посредством испытуемого полувкладьппа, выполненными в виде пружины и планки с тензодатчиком.
155035 1
1Р
О
11
f0
У.
Ю
Р
1У
4ЪР 2
Составитель Т.Хромова
Редактор М. Циткииа Техред М.Яндык Корректор Т. Палий
Заказ 265 Тираж 43) Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035 Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Ф
Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 10!
II и