Зубчатая дифференциальная передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве дифференциала, устанавливаемого в ведущих мостах транспортных средств. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и уменьшение габаритов зубчатой дифференциальной передачи. Указанная цель достигается за счет того, что в устройстве, содержится два соосных полуосевых ряда, один из которых является волновым, а другой - планетарным. Гибкое колесо волнового ряда жестко связано с центральной шестерней 9 планетарного ряда, вторая шестерня 10 которого установлена на входной полуоси 4 эксцентрично относительно оси передачи. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕтСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Р1) F 16 Н 1/00, )/42

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4362490./25-28 (22) 11,01,88 (46) 23,03.90. Бюл. Р 11 (75) В.П.Демин, Н.В.Кучеров, А.И,Сте- панов и В.В.Власов . (53) 621,833.7 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 855292, кл, Р 16 Н 1/00, 1981, (54) ЗУБЧАТАЯ ДИФФЕРЕНПИАЛЬНАЯ ПЕРЕ-

ДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве дифференциала, устанавливаемого в ведущих мостах транспортных

„„SU„„1551885 А 1

2 средств. Белью изобретения является повышение нагрузочной способности и уменьшение габаритов зубчатой дифференциальной передачи. Указанная цель достигается sa счет того, что в устройстве содержится два соосных полуосевых ряда, один из которых является волновым, а другой — планетарным.

Гибкое колесо волнового ряда жестко связано с центральной шестерней 9 планетарного ряда, вторая шестерня

1О которого установлена на входной полуоси 4 эксцентрично относительно оси передачи. 1 з.п. Ф-лы, 5 ил.

1 551 885

Изобретение относится к машинос Òðoåíèþ и может быть использовано в качестве дифференциала, устанавливаемого в ведущих мостах транспортных средств, Белью изобретения является повьппение нагрузочной способности и уменьшение габаритов зубчатой дифференциальной передачи. 10

На фиг,! изображена принципиальная кинематическая схема зубчатой

0 дифференциальной передачи; на фиг, 2 то же, продольный разрез; на йиг,3 азрез А-А на фиг,2; на фиг.4 — pasез Б-Б на фиг.2; на фиг.5 — разрез

-В на фиг. 2.

Зубчатая дифференциальная передаЧа содержит полый корпус 1 с крьппкой внутри которого соосно установлены входные левая 3 и правая 4 полуоси. В шлицах полуоси 4 закреплена дним концом дебалансная втулка 5, торой конец которой установлен с возможностью вращения в отверстии по- 25 туоси 3. Левая полуось 3 одновременно является..генератором б волнового ряда передачи, включающим в себя. гибкое колесо 7 и жесткое колесо 8, соединенное с корпусом 1. Гибкое колесо 7, 30

Выполненное в виде стакана, жестко связано с центральной шестерней 9

Второго ряда передачи — планетарного. планетарном ряде центральная шестерня 9 установлена с возможностью вращения в корпусе 1 и взаимодействует с второй шестерней 10, которая установлена эксцентрично относительно оси передачи на правой полуоси 4, Шестерня 10 имеет на торцовой поверх40 ности выступы-пальцы 11, которые размещаются в ответных круглых гнездах

12 выполненных в крьппке 2 корпуса 1.

Зубчатая дифференциальная передача работает следующим образом (на примере ведущего моста автомобиля), При прямолинейном движении автомобиля по твердой дороге вперед ипи при попадании одного из ведущих колес на скользкий грунт, или при зависании его над.дорогой вращение.от корпуса передается через жесткое колесо 8 волнового ряда на гибкое колесо 7 и далее через генератор 6 - на полуось

3, В то же время вращение от корпуса

1 передается на пальцы 11 и через них на шестерню 10, а от нее через центральную шестерню 9 планетарного ряда - на гибкое колесо 7 и одновременно на полуось 4. При этом полуоси 3 и 4 вращаются как одно целое с корпусом передачи, При повороте автомобиля, например, влево полуоси 3 и 4 вращаются с различными частотами: полуось 3 по отношению к корпусу I получает отстающее вращение, а полуось 4 — обгонное. В процессе отставания полуоси 3 относительно корпуса 1 за счет волнового эффекта гибкое колесо 7 опережает жесткое колесо 8. При разнице в числах зубьев жесткого 8 и гибкого 7 колес равной двум последнее за один полный оборот корпуса 1 поворачивается в ту же сторону на угол

Ч=-2 (1)

Z» где cP — угол поворота гибкого колеса;

Z - ч исло зубьев же сткого колеса.

При повороте автомобиля влево правая полуось 4 получает обгонное вра- щение, Тогда она вращается внутри шестерни 10. При этом эа счет эксцентриситета зубья шестерни 10 входят в зацепление с зубьями центральной шестерни 9 планетарного ряда и их обкатывают, т.е. идет процесс пересчета зубьев в гибком колесе 7. Но, так как количество зубьев гибкого 7 и центрального 9 колес равны и больше количества. зубьев шестерни 1О (например, на два зуба), то за один оборот полуоси 4 вокруг оси шестерни 10 гибкое колесо 7 опережает корпус 1 на эти два зуба (так как шестерня 10 вращаться вокруг своей оси не может, а только совершает вертикальные колебания в пределах двух величин эксцентриситета) .

Такси образом, за один оборот полуоси 4 гибкое колесо 7 опережает корпус 1 на угол

360" ц = 2 (2)

Z1 где Z — число зубьев гибкого колеса.

Такж образом, при повороте автомобиля влево гибкое колесо 7, блокирующее (связывающее) между собой волновой и планетарный ряды передачи, получает обгонное вращение на угол, 360 равный 2 — — —, и не п реп ятс твует

Z1 колесам автомобиля производить поворот на криволинейных участках пути.

Механизм зубчатой дидиЬеренциальной передачи работает только в том случае когда одно иэ полуосевых колес авто85

Фо рмула

5 1551 8 мобиля совершает обгонное вращение, другое полуосевое колесо должно совершать отстающее вращение на ту же величину. В остальных случаях переда6 ча находится в заблокированном состоянии, даже если одно из колес находится на скользком грунте ипи зависает в воздухе. Пробуксовка одного из колес автомобиля возможна лишь на внутреннем колесе, при движении автомобиля по криволинейному пути и попадании колеса на скользкий грунт. При этом пробуксовка внутреннего ведущего колеса не превышает величины разности 1r„ угловых частот вращения забегающего и отстающего колес, т,е. полуоси 3 и ч вращаются с одной частотой. Отсутствие в передаче заклинивающихся блокировочных деталей позволяет ему мгно-20 венно перераспределять крутящий момент на ту полуось, у которой большее сцепление с грунтом, что делает ее беэыне рционной.

Выполнение зубчатой диЬЬеренциаль- 25 ной передачи в виде двух сброкированных рядов — волнового и планетарного — эксцентрикового увеличивает нагруэочную способность и уменьшает габариты устройства. 30

6 изобретения

1. Зубчатая дифференциальная передача, содержащая корпус, два соосных полуосевых ряда, один иэ которых волновой с жестким колесом, соединенным с корпусом, и две входные полуоси, одна иэ которых связана с генератором волнового ряда, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и уменьшения габаритов, другой ряд планетарный, центральная шестерня которого жестко связана с гибким колесом волнового ряда и установлена в корпусе с возможностью вращения относительно последнего, а другая шестерня установлена эксцентрично относительно оси передачи, соединена с второй полуосью и имеет на торцовой поверхности выс тупы, а в ко рпусе вьйолнены ответные гнезда для размещения в них соответствующих выступов.

2. Передача по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что она снабже-, на дебалансной втулкой, установленной на обеих полуосях с возможностью вращения относительно одной из них и жестко связанной с другой.

l 551885

Тираж 490

Подписное

3НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям.при ГКНТ CQCP

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Редактор О,Головач

Заказ 316

ФмЯ

Составитель С.Котельников .

Техред М.Дндык Корректор В;Гирняк