Короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение надежности и упрощение конструкции. Ротор содержит шихтованный сердечник 1, стержни 3 обмотки, встречные клинья 5. Упругие кольца 6 поджимают стержни 3 к стенкам паза и размещены с зазором в кольцевых канавках дистанционных прокладок 8. Упругие кольца 6 предотвращают радиальное перемещение стержней 3 при пусках и в процессе работы. Кольца 6 и прокладки 8 могут быть выполнены из намагнитных материалов, что уменьшает их нагрев. Угол между продолжениями боковых сторон верхней части стержней может составлять не менее 45°, благодаря чему кольца 6 будут компенсировать и тангенциальные тепловые расширения стержней 3. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (19) (И1 (51) 5 Н 02 К 3/48, 1 7/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4466776/24-07 (22) 06.06 88 (46) 23.03.90. Бюл. N - 11 (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт Завода "Сибэлектротяжмаш" (72) В.В.Аргунов, К.Н.Масленников, N.Ñ.Íîâîñåëüöåâ, Н.П.Савонькин и В.П.Швецов (53) 621.313.04 (088.8) (56) Видеман Е., Келленбергер В.
Конструкции электрических машин.
М.-Л.: Энергия, 1972, с.197, рис.724с.
Авторское свидетельство СССР
Ф 323075, кл. Н 02 К 17/ l6, 1968. (54) КОРОТКОЗАМКНУТЫЙ РОТОР АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения повышение надежности и упрощение конструкции. Ротор содержит шихтованный сердечник 1, стержни 3 обмотки, встречные клинья 5. Упругие кольца
6 поджимают стержни 3 к стенкам паза и размещены с зазором в кольцевых канавках дистанционных прокладок 8 ° Упругие кольца 6 предотвращают радиальное перемещение стержней 3 при пусках и в процессе работы. Кольца 6 и прокладки 8 могут быть выполнены из немагнитных материалов, что уменьшает их нагрев, Угол между продолжениями боковых сторон верхней части стержней о может составлять не менее 45, благодаря чему кольца 6 будут компенсировать и тангенциальные тепловые расширения стержней 3. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
1552297
Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к асинхронным двигателям, короткозамкнутая обмотка которых собрана из отдельных стержней и короткозамыкающих колец.
Цель изобретения — повышение надежности и упрощение конструкции.
На фиг.1 показан ротор, продольное сечение, на фиг.2 — узел I на фиг.1; на фиг.3 — разрез А-А на фиг.2.
Шихтованный из штампованных листов электротехничкской стали сердечник 1 ротора размещен на валу 2. 15 Стержни 3 обмотки ротора в пазах 4 .закреплены от дна пазов встречными клиньями 5, причем после изготовления ротора встречные клинья 5 опираются и на упругие кольца 6, и на дно пазов 4. Упругие кольца 6 размещены в кольцевых канавках 7 дистанционных прокладок 8 с гарантированными зазорами как по диаметрам, так и в осевом направлении. При закреплении 25 стержней 3 в пазах 4 упругие кольца
6 встречными клиньями 5 сдеформированы — уменьшен их диаме гр от исходного в свободном состоянии до диаметра по дну пазов 4 сердечника 1 ротора. Таким образом, на стержни 3 со стороны упругих колец 6 создано силовое воздействие, направленное от дна пазов 4.
В процессе первого пуска двигателя с приводным механизмом стержни 3 обмотки ротора, жестко закрепленные в пазах 4 (встречные клинья 5 лежат на дне пазов 4), под действием электродинамических и центробежных сил в пазах не перемещаются в связи с от- 4О сутствием радиальных зазоров, Стержни
3 в процессе пуска, однако, перегреваются, что приводит к их пластической деформации, величина которой для конкретного ротора определяется в ос- 4 новном геометрией стержней и величиной их перегрева за пуск, принятой за допустимую. После охлаждения ротора стержни 3 в пазах 4 радиальной свободы не получают — упругие кольца
6 будут поджимать их к боковым стенкам пазов 4. При этом первоначальная деформация упругих колец 6 уменьшится на величину радиального перемещения в пазах 4 стержней 3 после приобрете55 ния ими пластической деформации во время пуска двигателя. Величина именно этой остаточной деформации колец
6 и количество колец 6 на сердечник
1 ротора должны быть определены такими, чтобы силы на стержни З„созданные упругими кольцами 6 в направлении от дна пазов 4, были не меньше величин электродинамических сил, действующих в процессе прямых пусков двигателя на стержни 3 в направлении к дну пазов 4, В этом случае при всех последующих пусках двигателя электродинамические силы будут не в состоянии переместить стержни 3 в направлении дна пазов 4, Таким образом, ликвидируется вибрация стержней 3 в пазах 4 при пусках двигателя, и, тем самым, обеспечивается высокая работоспособность роторной обмотки.
При нагревах стержней 3 в последующих пусках двигателя увеличение их радиальных размеров компенсируется дополнительной деформацией упругих колец 6. Если перегревы стержней 3 в дальнейшем не превысят первоначальных, принятых за допустимые, дополнительные пластические деформации в стержнях 3 не возникнут. При охлаж, —, дении ротора после каждого очередного включения двигателя стержни 3 обмотки ротора по-прежнему будут поджаты к боковым стенкам пазов 4 упругими кольцами 6 за счет сохранения остаточной деформации этих колец.
При необходимости уменьшить потери и нагрев дистанционные прокладки 8 и упругие кольца 6 могут быть выполнены из немагнитных, а прокладки 8 из неметаллических материалов. В случае применения ротора предлагаемой конструкции в асинхронных двигателях для особо тяжелых пусков (при значительных перегревах стержней за пуск) угол между боковыми сторонами у вершин стержней в поперечном сечении может
-0 быть выполнен равным 45 или более— в этих случаях упругие кольца 6 будут компенсировать и тангенциальные тепловые расширения стержней.
Эффект предлагаемой конструкции ротора определяется в первую очередь ее простотой, меньшей трудоемкостью и повышением надежности работы стержней обмотки ротора, так как в данном случае отпадает необходимость в большом количестве штампов для вырубки элементов дополнительных пакетов сердечника ротора и сами сложные пакеты заменены простыми дистанционными проставками, упрощается организация производства, уменьшается вероятность
1552297 формула и з о б р е т е н и я
4-Д
Составитель В.Петри
Техред А. Кравчук
Корректор М.Максимишинец
Редактор Е.Папп
Заказ 33б Тираж 443 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,101 ошибок при сборке сердечника, обеспечена большая определенность в работе упругих колец, воздействие которых на стержни реализуется без тре5 ния от запрессовки сердечника.
1. Короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя, содержащий шихтованный из листов злектротехнической стали сердечник с пазами, в которых расположены стержни обмотки, закрепленные встречными клиньями, и размещейные по его длине упругие элементы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, упругие элементы выполнены в виде колец, между листами сердечника установлены дистанционные прокладки с кольцевыми канавками, а кольца расположены в кольцевых канавках с зазором.
2. Ротор по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что дистанционные . прокладки и упругие кольца выполнены из немагнитных материалов.
3. Ротор по пп,1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что угол между продолжениями боковых сторон верх- ней части стержней в поперечном сео чении составляет не менее 45