Устройство для электроснабжения транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспорту. Цель изобретения - повышение надежности. устройство содержит сочлененный с валом теплового двигателя 1 генератор 2 постоянного тока, аккумуляторную батарею 13, регуляторы 6 и 12, соединенные с шинами 7 и 8 питания с обмотками 3 - 5 генератора и батареей 13 контактами контакторов 9 и 15, коммутационным элементом 14 и разделительными диодами 16 - 18. Шины 7 и 8 соединены с клеммами 10 и 11 для подключения внешнего источника и потребителей. Устройство обеспечивает плавный пуск генератора 2, работающего в двигательном режиме, для запуска теплового двигателя 1 от батареи 13 и внешнего источника, заряд батарей 13 от внешнего источника и генератора 2, поддержание напряжения на шинах питания потребителей от генератора 2 за счет регулятора 6 напряжения и переключения регулятора 12 тока в требуемую цепь, что ведет к уменьшению регуляторов и повышению надежности устройства. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (Si)S В 60 2. 1/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4381530/27-11 (22) ?2.02.88 (46) 30.03.90. Бюл. М - 12 (71) Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта им. С. N. Кирова (72) Н. В. Панасенко, В. С. Никулин, А.И.Скоробогатов, А.В.Шипилло и Э.Д.Тартаковский (53) 629.432.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1115935, кл. В 60 L 1/00, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспорту. Цель изобретения — повышение надежности. Устройство содержит сочлененный с валом теплового двигателя 1 генератор 2 постоянного тока, аккумуляторную батарею 13, регуля„SU 1553413 А 1
2 торы 6 и 12, соединенные с шинами
7 и 8 питания с обмотками 3-5 генератора и батареей 13 контактами контакторов 9 и !5, коммутационным элементом 14 и разделительными диодами 16- !8. Шины 7 и 8 соединены с клеммами 10 и 11 для подключения внешнего источника и потребителей.
Устройство обеспечивает плавный пуск генератора 2, работающего в двигательном режиме, для- запуска теплового двигателя 1 от батареи 13 и внешнего источника, заряд батарей
13 от внешнего источника и генератора 2, поддержание напряжения на шинах питания потребителей от генератора 2 эа счет регулятора 6 напряжения и переключения регулятора
12 тока в требуемую цепь,что ведет к уменьшению регуляторов и повышению надежности устройства. 1 ил.
1553413
Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам для энергоснабжения транспортных средств.
Цель изобретения — повышение надежности.
На чертеже представлена электрическая принципиальная схема предлагаемого устройства. 10
Устройство содержит сочлененный с Валом теплового двигателя 1 генератор 2 постоянного тока с якорной обмоткой 3 и обмотками 4 и 5 возбуждения.Обмотка 4 возбуждения под- 15 ключена к выходу регулятора 6 напряжения, соединенного входом с шиной 7 питания непосредственно и с шиной 8 контактами кон-.актора 9. Шины 7 и 8 соединены с клеммами 10 для подключения внешнего ис Очника (не показан) и с клеммами 11 для подключения потребителей (не показаны) . Регулятор 12 тока соединен одним иэ выводов с шиной 8 питания, а другим
В61ВОдОм с Одним иэ ВыВОдОВ аккумуля торной батареи 13 коммутационным элементом 14 и с выводом соединенных последовательно обмоток 5 и 3 генератора контактами другого контактора 15.
Другие выводы аккумуляторной батареи
13 и обмотки 3 генератора соединены с другой шиной 7 питания. Выводы коммутационного элемента 14 соединены с шинами 7 и 8 питания разделительными диодами 16 и 17 соответственно, 35 а Общие выводы обмоток 3 и 5 генератора разделительным диодом 18 — с шиной 8 питания. Регулятор 12 тока может быть выполнен в виде ключевого элемента (транзистора, тиристора с блоком коммутации), а коммутационный элемент 14 — в виде тиристора.
Устройство работает следующим образом. 45
Режим Пуск двигателя от внешнего источника . При наличии внешнего источника, подключенного к клеммам
10 устройства, на шинах 7, 8 питания есть напряжение„ превышающее напряжение аккумуляторной батареи 13. Тогда диод 17 заперт. При включенном контакте 15 собирается цепь: внешний источник питания, шина 8 питания, регулятор 12 тока, контактор 15, обмотка 5 возбуждения, якорная обмот55 ка 3, шина 7 питания, источник внешнего питания. Изменением скважности импульсов регулятора 1? регулируется величина напряжения, прикладываемого к генератору 2, работающему в двигательном режиме, а следовательно, величина тока в этой цепи и скорость вращения якоря. После окончания процесса пуска, т.е. при достижении валом двигателя 1 устойчивого самостоятельного вращения, импульсы управления прекращаются, контактор 15 размыкается. Для снижения амплитуды пускового тока магнитная система генератора предварительно должна быть намагничена, поэтому контактор 9 должен быть замкнут раньше контактора 15. По завершению процесса пуска ток в обмотке 4 снижается до нуля и контактор 9 размыкается.
If
Режим Пуск двигателя от аккумуляторной батареи
Этот режим осуществляется аналогично описанному, с той лишь разницей, что при отсутствии внешнего источника питания диод 17 открыт и напряжение на шинах 7, 8 питания обеспечивается эа счет энергии аккумуляторной батареи 13.
Устройство допускает совместную работу внешнего источника питания и аккумуляторной батареи 13.
Режим Заряд аккумуляторной батареи от внешнего источника
На регулятор 12 и коммутационный элемент 14 синхронно посылаются импульсы управления. Ток заряда батареи 13 протекает по контуру: внешний источник питания, шина 8 питания, регулятор 12, элемент 14, аккумуляторная батарея 13,, шина 7 питания, внешний источник питания.
Величина тока определяется скважностью импульсов регулятора 12.
Генераторный режим,.
Двигатель 1 работает, якорь генератора 2 вращается. Для приведения генератора 2 в генераторный режим кснтактор 9 должен быть замкнут.Тогда ток возбуждения генератора 2 протекает по контуру: аккумуляторная батарея 13, диод 17, шина 8 питания, контактор 9, регулятор 6 напряжения, Обмотка 4 возбуждения, шина
7 питания, аккумуляторная батарея
13. Регулятор 6 напряжения, изменением величины тока в Обмотке 4, поддерживает. уровень напряжения на шинах 8, 7 питания на заданном уровне.
Составитель Л.Резникова
Редактор А.Долинич Техред М.Коданич Корректор M.Ìàêñèìèøèíåö
Заказ 429 Тираж 384 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Гагарина,101
5 15534
Режим "Заряд аккумуляторной батареи от генератора осуществляется аналогично заряду от внешнего источника питания с той лишь разницей, что электроэнергия для заряда поступает на шины 7, 8 питания от якорной обмотки 5 генератора через открытый диод 18.
Формула изобретения
Устройство для электроснабжения транспортного средства, содержащее сочлененный с валом теплового двига- 15 теля генератор постоянного тока, якорная обмотка и одна из обмоток возбуждения которого соединены последовательно, а другая обмотка возбуждения подключена к выходу регу- 2П лятора напряжения, соединенного входом непосредственно и через контакты одного из контакторов с одной и другой шинами питания, подключенными к клеммам внешнего источника пита- 26
13 6 ния и клеммам потребителей, регулятор тока, подключенный одним из выводов к одной из шин питания, а другим выводом через коммутационный элемент — к одному из выводов аккумуляторной батареи, подключенной другим выводом к другой шине питания, разделительные диоды и другой контактор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, коммутационный элемент выполнен в виде тиристора, катод которого через один разделительный диод соединен с одной из шин питания, а анод через другой разделительный диод — с другой шиной питания и через контакты другого контактора — с одним из выводов одной из обмоток возбуждения генератора, другой вывод которой соединен через третий разделительный диод с одной из шин питания, причем к другой шине питания подключен один из выводов якорной обмотки генератора.