Способ получения неэтилированного высокооктанового бензина
Реферат
Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению неэтилированного высокооктанового бензина. Цель изобретения - повышение выхода целевого продукта. Получение ведут разделением прямогонных бензиновых фракций на фракции, выкипающие до 85oC и от 85 до 180oC, риформингом последней в присутствии платиносодержащего катализатора с последующим разделением продуктов риформинга, при котором получают низкокипящую, выкипающую до 60-90oC, среднекипящую, выкипающую от 60-90 до 100-110oC, и высококипящую, выкипающую выше 100-110oC, фракции. Низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей фракции в массовом соотношении 1-0,9:1,3, а среднекипящую фракцию смешивают с прямогонной фракцией, выкипающей до 85oC в массовом соотношении 1-1:6 и с оставшейся частью высококипящей фракции. Способ позволяет получить бензин типа АИ-93 с выходом 41,3-63,0 мас.% (против 40,7% по известному способу). 14 табл.
Изобретение относится к способу получения неэтилированного высокооктанового бензина и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Целью изобретения является повышение выхода целевого продукта. Способ осуществляют следующим образом. Прямогонную бензиновую фракцию н. к. 180oC делят на фракции, выкипающие от н.г. до 85oC и от 85 до 180oC. Последнюю риформируют в присутствии платиносодержащего катализатора при температуре 470-530oC 12-90 и давлении до 4,0 МПа, жидкий продукт риформинга (риформат) разделяют на 3 фракции, выкипающие в пределах: низкокипящая от н. к. до 60-90oC, среднекипящая от 60-90 до 100-110oC, высококипящая от 100-110oC до к.к. Низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей фракции в массовом соотношении 1-0,9:1,3 и получают автобензин типа АИ-93. Среднекипящую фракцию смешивают с прямогонной бензиновой фракцией н.к. -85oC в массовом соотношении 1-1:6 и c оставшейся высококипящей фракцией и получают автобензин типа А-76. Пример. Прямогонную бензиновую фракцию н.к. 180oC разделяют на фракции, выкипающие от н. к. до 85oC и от 85 до 280oC. Фракцию 85 180oC подвергают риформингу в присутствии катализатора, содержащего, мас. 0,36 платины; 0,20 рения; 0,25 кадмия; 0,9 хлора и остальное окись алюминия, при температуре 500oC и давлении 2,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,6 ч.-1, кратности циркуляции водородсодержащего газа 1200 нм/м. Получают продукт риформинга, выход 83,1 мас. на сырье, который1 используют во всех приведенных примерах. Характеристика прямогонных фракций и продукта риформинга представлена в табл. 1. Пример 1. Продукты риформинга разделяют на три фракции: низкокипящую от н. к. до 65oC, среднекипящую от 65 до 105oC высококипящую от 105oC до к.к. Низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей фракции в массовом соотношении 1: 1,3 и получают автобенизин типа АИ-93. Среднекипящую фракция смешивают с прямогонной бензиновой фракцией н.к. 85oC в соотношении 1:1,3 и с оставшейся частью высококипящей фракции и получают автобензин типа А-76. Баланс и качество продуктов приведены в табл.2. Пример 2. Продукты риформинга разделяют на три фракции: низкокипящую н. к. 60oC, среднекипящую 60-110oC и высококипящую 110oC к.к. Низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей в массовом соотношении 1:1,3 и получают автобензин типа АИ-93. Среднекипящую фракцию смешивают с прямогонной бензиновой фракцией н.к. 85oC в соотношении 1:1,0 и с оставшейся частью высококипящей фракции и получают автобензин типа А-76. Баланс и качество продуктов приведены в табл. 3. Пример 3. Продукты риформинга разделяют на три фракции: низкокипящую н. к. -85oC, среднекипящую 85-105oC и высококипящую 105oC к.к. Низкокипящую фракцию смешивают частью высококипящей в массовом соотношении 1-0,9 и получают автобензин типа АИ-93. Среднекипящую фракцию смешивают с прямогонной бензиновой фракцией н.к. 85oC в соотношении 1:3,0 и с оставшейся частью высококипящей фракции и получают автобензин типа А-76. Баланс и качество продуктов приведены в табл.4. Пример 4. Продукты риформинга разделяют на три фракции: низкокипящую н. к. -90oC, среднекипящую 90-100oC и высококипящую 100oC -к.к. Низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей в массовом соотношении 1:1,2 и получают автобензин типа АИ-93. Среднекипящую фракцию смешивают с прямогонной бензиновой фракцией н.к. -85oC в соотношении 1:6,0 и с оставшейся частью высококипящей фракции и получают автобензин типа А-76. Баланс и качество продуктов приведены в табл. 5. Пример 5(для сравнения). Продукты риформинга разделяют на три фракции: низкокипящую н. к. 55oC, среднекипящую 55-115oC и высококипящую 115oC к.к. Низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей в массовом соотношении 1: 1,3 и получают бензин с МОЧ 85,8 пунктов. Среднекипящую фракцию смешивают с прямогонной бензиновой фракцией н.к. 85oC в соотношении 1:0,6 с оставшейся частью высококипящей фракции и получают бензин с МОЧ 77,5 пунктов. Баланс и качество продуктов приведены в табл.6. Таким образом, снижение пределов выкипания низкокипящей и высококипящей фракции приводит к ухудшению фракционного состава бензинов. Кроме того, выход бензина с МОЧ 85,8 пунктов ниже, чем в известном способе. Пример 6 (для сравнения). Продукты риформинга разделяют на три фракции: низкокипящую н.к. -85oC, среднекипящую 85-95oC и высококипящую 95oC-к.к. Низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей в массовом соотношении 1: 1,2 и получают бензин с МОЧ 85,0 пунктов. Среднекипящую фракцию смешивают с прямогонной бензиновой фракцией н.к. 85oC в соотношении 1:4,9 и с оставшейся частью высококипящей фракции и получают автобензин типа А-76. Баланс и качество продуктов приведены в табл. 7. Таким образом, снижение температуры начала кипения высококипящей фракции ниже 100oC приводит к ухудшению фракционного состава бензина типа АИ-93. Пример 7 (для сравнения). Продукты риформинга разделяют на три фракции: низкокипящую н. к. 95oC, среднекипящую 95-100oC и высококипящую 100oC- к.к. Низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей фракции в массовом соотношении 1:1,6, и получают бензин с МОЧ 84,8 пунктов. Среднекипящую фракцию смешивают с оставшейся частью высококипящей фракции и получают бензин с МОЧ 72,7 пунктов. Баланс и качество продуктов приведены в табл.8. Таким образом, снижение температуры конца кипения низкокипящей фракции выше 90oC приводит к снижению октанового числа высокооктанового бензина. Пример 8 (для сравнения). Продукты риформинга разделяют на три фракции: низкокипящую н. к. 85oC, среднекипящую 85-100oC и высококипящую 105oC -к.к. Низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей в массовом соотношении 1: 0,8 и получают бензин с МОЧ 84,7 пунктов. Среднекипящую фракцию смешивают с прямогонной бензиновой фракцией н.к. 85oC в массовом соотношении 1:3,1 и с оставшейся частью высококипящей фракции и получают автобензин типа А-76. Баланс и качество продуктов приведены в табл. 9. Таким образом смещение низкокипящей и высококипящей фракций в массовом соотношении 1:0,8 приводит к снижению октанового числа бензина типа АИ-93. Пример 9 (для сравнения). Продукты риформинга разделяют на три фракции: низкокипящую н. к. 60oC, cреднекипящую 60-110oC и высококипящую 110oC -к.к. Низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей в соотношении 1:1,35 и получают бензин типа АИ-93. Среднекипящую фракцию смешивают с прямогонной бензиновой фракцией н. к. 85oC в массовом соотношении 1:1,0 и с оставшейся частью высококипящей фракции и получают бензин типа А-76. Баланс в качестве продуктов приведены в табл.10. Таким образом, смещение низкокипящей и высококипящей фракций в массовом соотношении 1:1,35 приводит к получению бензина типа АИ-93 с фракционным составом, не соответствующим стандарту. Пример 10 (для сравнения). Продукты риформинга разделяют на три фракции: низкокипящую н. к. 90oC, среднекипящую 90-100oC и высококипящую 100oC -к.к. Низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей фракции в массовом соотношении 1:1,2 и получают автобензин типа АИ-93. Среднекипящую фракцию смешивают с прямогонной бензиновой фракцией н.к. 85oC в массовом соотношении 1: 6,1 и с оставшейся частью высококипящей фракцией и получают бензин типа А-76. Баланс и качество продуктов приведены в табл. 11. Таким образом, при массовом соотношении среднекипящей и прямогонной фракции н. к.-85oC, равном 1:6,1, температура начала кипения бензина типа А-76 становится ниже значения, требуемого по стандарту. Пример 11 (для сравнения). Продукты риформинга разделяют на три фракции: низкокипящую н. к. -60oC, среднекипящую 60-110oC и высококипящую 110oC к.к. Низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей в массовом соотношении 1: 1,3 и получают автобензин типа АИ-93. Среднекипящую фракцию смешивают с прямогонной бензиновой фракцией н.к. 85oC в соотношении 1:0,9 и с оставшейся частью высококипящей фракции и получают бензин типа А-76. Баланс и качество продуктов приведены в табл. 12. Таким образом, при массовом соотношении среднекипящей фракции и прямогонной фракции н.к. 85oC, равной 1:0,9, бензин типа А-76 выкипает при температуре выше допустимой по стандарту на товарный автобензин. Пример 12 (известный способ). Продукты риформинга разделяют на три фракции: низкокипящую, выкипающую от н.к. до 85oC, среднекипящую, выкипающую от 85 до 140oC, и высококипящую, выкипающую от 140oC до к.к. Среднекипящую фракцию удаляют, низкокипящую смешивают с высококипящей в балансовом соотношении. Среднекипящую фракцию смешивают с балансовым количеством прямогонной бензиновой фракции н.к. -85oC (соотношение 1:0,5) и получают бензин типа А-76. Баланс и качество продуктов приведены в табл 13. Таким образом, осуществление известного способа не позволяет получить автобензин без добавок с показателями стандарта по октановому числу. В табл. 14 приведены основные данные по проведению примеров 1-12 и качеству получаемых при этом продуктов. Таким образом, предлагаемый способ позволяет получить бензин типа АИ-93 с выходом 41,3-63,0 мас. в то время как по известному способу этот показатель составляет 40,7 мас.
Формула изобретения
Способ получения неэтилированного высокооктанового бензина путем разделения прямогонных бензиновых фракций на фракции, выкипающие до 85oС и от 85 до 180oС, риформинга последней в присутствии платино-содержащего катализатора с последующим разделением продуктов риформинга с получением низкокипящей, среднекипящей и высококипящей фракций, смешением низкокипящей фракции с высококипящей и смешением среднекипящей фракции с прямогонной фракцией, выкипающей до 85oС, отличающийся тем, что, с целью повышения выхода целевого продукта, при разделении продуктов риформинга получают низкокипящую, выкипающую до 60 90oС, среднекипящую, выкипающую от 60 - 90 до 100 110oС и высококипящую, выкипающую выше 100 110oС фракции, низкокипящую фракцию смешивают с частью высококипящей фракции в массовом соотношении 1 0,9 1,8, а среднекипящую фракцию смешивают с прямогонной фракцией, выкипающей до 85oС, в массовом соотношении 1 1 6 и с оставшейся частью высококипящей фракции.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 8-2000
Извещение опубликовано: 20.03.2000