Регулируемая роторная машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение может быть использовано в роторных лопастях машинах. Цель изобретения - упрощение конструкции объемной машины. В радиальных пазах составного пустотелого ротора 4 расположены свободно установленные на валу 8 с образованием рабочих камер разделительные пластины с уплотнительными сегментными шарнирами 6. Ведущий элемент жестко установлен на валу 8 с возможностью взаимодействия с ротором 4. Система регулирования эксцентриситета выполнена в виде поршневых полостей, в к-рых размещены опоры 5, сообщенные с каналами. В корпусе выполнены радиальные отверстия 12, 13, сообщенные каждое с соответствующей парой каналов. Ведущий элемент выполнен в виде разделительной пластины 7. Перфорированные участки разделительных пластин, установленных на валу 8, выполнены расширенными с криволинейным переходом к боковым плоскостям. Шарниры 6 выполнены с соответствующими криволинейными скосами. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51)5 F 04 С 2 344
ЕЕИ36М
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ . КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ 1 1 УНТ СССР
1 (21) 426 1732/25-29 (22) 15.06.87 (46) 07,04,90. Бюл. М,13 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт цементного машиностроения (72) В.А.Лунев (53) 621 .662(088,8) .(56) Патент США Р 3834841, кл. 418-26, 1974. (54) РЕГУЛИРУЕМАЯ РОТОРНАЯ МАШИНА (57) Изобретение м,б, использовано в роторных лопастных машинах. Цель изобретения — упрощение конструкции . объемной машины. В радиальных пазах составного пустотелого ротора 4 расположены свободно установленные на валу 8 с образованием рабочих камер
„„SU„„1555533
2 разделительные пластины с уплотнительными сегментными шарнирами 6.
Ведущий элемент жестко установлен на вану 8 с возможностью взаимодействия с ротором 4. Система регулирования эксцентриситета выполнена в виде поршневых полостей, в к-рых размещены опоры 5, сообщенные с каналами. В корпусе выполнены радиальные отверстия 12, 13, сообщенные каждое с соответствующей парой каналов. Ведущий элемент выполнен в виде разде- лительной пластины 7. Перфорированные участки разделительных пластин, установленных на валу 8, выполнены расширенными с криволинейным переходом к боковым плоскостям. Шарниры 6 выполнены с соответствующими криволинейными скосами. 2 з,п. ф-лы„ 3 ил.
1555533
Изобретение относится к машиностроению в частности к роторным ло1
I пастным машинам.
Цель изобретения — повышение КПД, упрощение конструкции, повышение.надежности и долговечности.
На фиг.1 показана машина, продольный разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1.
Регулируемая роторная машина содержит корпус 1 с торцовыми крышками 2 и 3 и размещенные в нем привод- ной вал 4, пустотелый ротор 5 с сегментными шарнирами 6, расположенный в корпусе 1 с эксцентриситетом е, радиальные разделительные пластины
7 — 9 с опорными кольцами lO и 11, систему регулирования эксцентриситета, включающую подвижные опоры 12 ротора 5, радиальные гидроцилиндры 13 с каналами подвода рабочей жидкости, выполненными в виде глухих радиальных отверстий 14 и 15 в корпусе 1, каждое из которых сообщено с гидроцилиндрами 13, размещенными по одну сторону подвижных опор 12. На валу 4 закреплен ведущий элемент 16, выполненный в виде радиальной разделительной пластины с опорной втулкой 17, Опорная втулка 17 закреплена на валу 4 с помошью шлицевого соединения. Разделительные пластины 7, 8, 9, 16 располо-, жены в шарнирах 6 с образованием рабочих камер, причем на периферийном участке со стороны корпуса 1 пластины 7, 8, 9, 16 выполнены расширяющимися с криволинейным переходом к участку постоянной толщины, а сегментные шарниры 6 со стороны рабочих камер сглажены соответствующими криволинейными скосами, Опорные кольца
10 и 11 установлены свободно на валу 4 симметрично относительно ведущего элемента 16. Гидроцилиндры 13 размещены встречно по обе стороны подвижных опор 12 в проставках 18, расположенных между корпусом 1 и торцовыми крышками 2 и 3.
Машина как насос работает следующим образом.
Вращение приводного вала 4 передается через ведущую разделительную пластину 16 на ротор 5 и пластины 7, 8, 9. При наличии эксцентриситета е между корпусом 1 и ротором 5 образуется внутренняя полость, разделенная пластинами 7, 8, 9, 16 на рабочие камеры. В результате работы маши рабочее тело перекачивается в направлении, укаэанном на фиг.2 сплошными стрелками. Для реверсирования машины
5 при сохранении направления вращения вала 4 необходимо через радиальное отверстие 15 подвести среду под давлением в гидроцилиндры 13, прекратив подвод среды под давлением через отверстие 14. Знак эксцентриснтета е изменится на противоположный, и рабочее тело будет перекачиваться в направлении, указанном пунктирной стрелкой, 15 При совмещении осей корпуса 1 и ротора 5 производительность машины равна нулю.
Формула и з обре т е н и я
1. Регулируемая роторная машина, содержащая корпус с торцовыми крышками и размещенные в нем приводной вал, закрепленный на валу ведущий элемент, пустотелый ротор с сегментными шарнирами, расположенный в корпусе с эксцентриситетом, радиальные разделительные пластины с опорными кольцами и систему регулирования эксцентриситета, включающую подвижные опоры ротора и радиальные гидроцилиндры с каналами подвода рабочей жидкости, причем пластины расположены в шарнирах с образованием рабочих камер, опорные кольца установлены свободно на валу симметрично относительно ведущего элемента, а гидроцилиндры размещены встречно по обе стороны подвижных опор, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения КПД
40 и упрощения конструкции, ведущий элемент выполнен в виде расположенной в сегментном шарнире ротора радиальной разделительной пластины с опорной втулкой, закрепленной на валу при помощи шлицевого соединения, а каналы подвода рабочей жидкости выполнены в виде глухих радиальных отверстий в корпусе, каждое из которых сообщено с гидроцилиндрами, размещенными по одну сторону подвижных опор.
2. Машина по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, разделительные пластины на периферий55 ном участке со стороны корпуса выполнены расширяющимися с криволинейным переходом к участку постоянной толщины, а сегментные шарниры со стороны
1555533 рабочих камер сглажены соответствующими криволинейными скосами.
3. Машина по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что она снабжена кольцевыми проставками, раэмещенными между корпусом и торцовыми крышками, при этом гидроцилинцры расположены в проставках.
1555533
Составитель К.Шуртаков
Техред М.Ходанич Корректор Т.Палий
Редактор С.Патрушева
Заказ 547 Тираж 494 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям .и открытиям при ГКНТ. СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101