Сигнализатор снижения сопротивления изоляции полюса высоковольтного оборудования троллейбуса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано для непрерывного контроля состояния изоляции положительного полюса высоковольтного оборудования относительно корпуса троллейбуса. Цель изобретения - повышение чувствительности и достоверности контроля - достигается путем использования в качестве контролируемого параметра переменной составляющей рабочего напряжения, что позволяет исключить влияние шунтирования цепей контроля сопротивлениями изоляции полюсов соседних с контролируемым троллейбусов. Устройство содержит первый 4 и второй 5 последовательно соединенные регулируемые резисторы, общая точка которых подключена к корпусу троллейбуса, соединенные последовательно первый 1 и второй 8 конденсаторы и трансформаторы 3, 7, вторичные обмотки которых через детекторы 11, 14 и аттенюатор 12 подключаются к последовательно соединенным сумматору 13, компаратору 15 и индикатору 16. При этом контроль осуществляется за счет использования в качестве контролируемого параметра переменной составляющей рабочего напряжения, что позволяет исключить влияние шунтирования цепей контроля сопротивлениями изоляции полюсов соседних с контролируемым троллейбусов. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (51)5 С 01 R 31 02.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ П(НТ СССР (21) 4314349/24-21 (22) 09,10.87 (46) 07,04,90, Бюл, Р 13 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт злектроизмерительных приборов (72) Е,А,Беляев и А.Л,Лысенко (53) 621.317,333(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1190302, кл. G 01 R 27/16, 1985, Грубер Б.И. Анализ существующих схем сигнализации и защиты от тока утечки на троллейбусе: Научные труды
Академии коммунального хозяйства, Городской транспорт, Вып, 72, )1 - 7/ОНТИ АКХ - М, 1970, с. 76 78, 2 (54) СИГНАЛИЗА ТОР СНИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ПОЛЮСА ВЫСОКОВОЛЬТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ТРОЛЛЕЙБУСА (57) Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано для непрерывного контроля состояния изоляции положительного полюса высоковольтного оборудования относительно корпуса троллейбуса, Цель изобретения — повьппение чувствительности и достоверности контроля — достигается путем использования в качестве контролируемого параметра переменной составляющей рабочего напряжения, что позволяет исключить влия!
555691
30 ние шунтирования цепей контроля сопротивлениями изоляции полюсов соседних с контролируемым троллейбусов.
Устройство содержит первый 4 и вто5 рой 5 последовательно соединенные регулируемые резисторы, общая точка которых подключена к корпусу троллейбуса, соединенные последовательно первый и второй 8 конденсаторы и трансформаторы 3, 7, вторичные обмотки которых через детекторы 11, 14 и
Изобретение относится к области электроизмерительной техники и предназначено для непрерывного контроля состояния изоляции положительного 20 полюса высоковольтного оборудования относительно корпуса троллейбуса, Целью изобретения является повы,шение чувствительности и достоверности контроля путем использования в ка- 25 честве контролируемого параметра переменной составляющей рабочего напряжения, что позволяет исключить влияние шунтирования цепей контроля сопротивлениями изоляции полюсов, соседних с контролируемым, троллейбусов, На чертеже представлена функциональная схема сигнализатора снижения сопротивления изоляции полюса высоковольтного оборудования троллейбуса, Сигнализатор содержит первый кон" денсатор 1 первичную обмотку 2 трансформатора 3 регулируемый ре 40 эистор 4, регулируемый резистор 5, первичную обмотку 6 трансформатора 7, второй конденсатор 8, вторичные обмот" ки 9 и 10 трансформаторов 3 и 7, аервый детектор 11, аттенюатор 12, 45 усредняющий сумматор 13, второй де.тектор 14, компаратор 15, индикатор 16, При этом между положительным и отрицательным полюсами электрооборудования троллейбуса включают последовательно соединенные первый конденсатор 1, первичную обмотку 2 трансформатора 3, регулируемый резистор 4, регулируемый резистор 5, 55 первичную обмотку 6 трансформатора
7 и второй конденсатор 8, а точка соединения регулируемых резисторов аттенюатор 12 подключаются к последовательно соединенным сумматору 13, компаратору 15 и индикатору 16, При этом контроль осуществляется за счет использования в качестве контролируемого параметра переменной составляющей рабочего напряжения, что позволяет исключить влияние шунтирования цепей контроля сопротивлениями изоляции полюсов соседних с контролируемым троллейбусов, 1 ил, 4 и 5 - к корпусу троллейбуса, вторичные обмотки 9 и 10 трансформаторов 3 и 7 соединены последовательно и точка их соединения соединена с общей шиной, второй вывод обмотки 9 через детектор 11 и аттенюатор 12 подключен к первому входу усредняющего сумматора 13, к второму входу которого через детектор 14 подключен второй вывод обмотки 10, выход сумматора 13 подключен к первому входу компаратора 15, второй вход которого подключен к общей шине блоков сиг" нализатора, Сигнализатор работает следующим образом, Для контроля изоляции используется переменная составляющая рабочего напряжения сети, полученного путем выпрямления, Такой подход позволяет исключить в значительной степени влияние отношения величин сопротивлений изоляции положительного полюса r+ и изоляции отрицательного полюса r на точность контроля, Это достигается введением в сигнализатор симметрируныцих по переменному току относительно низкоом+ ных цепей Е и Z,,образованных последовательно включенными элементами - конденсатором 1, трансформатором 3, резисторами 4 и 5, трансформатором 7, конденсатором 8 °
В результате изменение переменной составляющей напряжения на корпусе троллейбуса происходит только, когда величина r+ (r ) становится соизмеримой с модулями сопротивления симметрирующих цепей j Z )- или Е .
Напряжение практически синусоидальной формы (К,. < 15X) частоты одной из гармоник пульсации (напри15
1 5 г
Ю где К - коэффициент передачи атте12 нюатора 12;
z, = lz, = lzg I.
Регулировка уставки срабатывания осуществляется изменением К, Таким образом, устройство обеспечивает повышение чувствительности за счет повышения величины порога срабатывания с практически нулевого до нескольких килоом. При этом обеспечивается автоматическое повышение надежности контроля благодаря очень малой чувствительности сигнализатора к величине отношения сопротивлений изоляции г и r
25
Сигнализатор снижения сопротивления изоляции полюса высоковольтного
Составитель В,Коваленко
Техред А. Кравчук Корректор М, Самборская
Редактор Н.Бобкова
Заказ 555 Тираж 557 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.ужгород, ул. Гагарина, 101
5 15556 мер, 300 или 600 Гц) с вторичных обмоток 9 и 10 поступает на детекторы
11 и 14 (детектор 11 пропускает полуволны одной полярности, а детектор 14 - противоположной), Разность
5 напряжений с выходов детектора 14 и аттенюатора 12 усредняется сумматором 13, Величина сопротивления изоляции положительного полюса электрооборудования троллейбуса (г „ ), при которой на выходе сумматора получается нулевое напряжение и срабатывают компаратор 15 и индикатор 16, определяется выражением
Формула изобретения 35
9l 6 оборудов ания троллейбуса, содержащий первый и второй последовательно соединенные регулируемые резисторы, общая точка которых подключена к корпусу троллейбуса, соединенные последовательно компаратор и индикатор, отличающийся тем, что, с целью повышения чувс тви тель нос ти и достоверности контроля, в него введены первый и второй конденсаторы и первый и второй трансформаторы, причем первый конденсатор и первичная обмотка первого трансформатора включены посл-довательно между положительным полюсом электрооборудования троллейбуса и первым регулируемым резистором, а второй конденсатор и первичная обмотка второго трансформатора включены последовательно между отрицательным полюсом электрооборудования троллейбуса и вторым регулируемым резистором, вторичные обмотки первого и второго трансформаторов соединены последовательно, причем точка соединения обмоток соединена с общей шиной, а вторые выводы каждой из вторичных обмоток трансформаторов подключены соответственно к входам первого и второго детекторов, выход первого детектора через аттенюатор подключен к первому входу усредняющего сумматора, а выход второго детектора - к второму входу усредняющего сумматора, выход которого подключен к первому входу компаратора, второй вход которого подключен к общей шине,