Устройство защиты от дуговых замыканий шин с воздушной изоляцией

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам защиты от открытой дуги короткого замыкания (КЗ) в распределительных устройствах 6 - 10 кВ, оснащенных вертикально установленными токоведущими шинами. Цель изобретения - повышение надежности и чувствительности защиты от дуги. Устройство содержит токоведующие (основные) шины 1 с воздушной изоляцией, выполненные из немагнитного материала. Шины установлены на изоляторах 2. Вспомогательные шины 3 установлены на изоляторе 4. Они установлены с зазором параллельно основным шинам. Нижние концы вспомогательных шин снабжены спусками 5, которые электрически соединены между собой в общей точке О. Последняя может быть заземлена. На спуске установлен трансформатор тока (ТТ) 6. Он может иметь кольцевой сердечник. Верхние концы вспомогательных шин снабжены загибом 7, выполненным в сторону основной шины. Каждая из основных шин снабжена дополнительным электродом 8 из магнитного материала, установленным с зазором под загибом 7. При возникновении дугового КЗ, например, в точке E электрическая дуга начинает перемещаться в сторону от источника под воздействием электромагнитных сил. Поскольку протеканию тока по воздуху между фазами A, B и C препятствует большое сопротивление, то ток КЗ начинает замыкаться по металлу шин 3 к их спускам. По ним начинают протекать токи J<SB POS="POST">A</SB>, J<SB POS="POST">B</SB> и J<SB POS="POST">C</SB>, что вызывает во вторичной обмотке ТТ соответствующий сигнал, который воспринимается блоком релейной автоматики. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Н 02 Н 7/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ и АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНР1ЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4291715/24-07 (22) 28.07,87 (46) 07,04,90. Бюл. У 13 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро по высоковольтной и криогенной технике Мосэнерго (72) А.Я .Зотов и В.И.Рогов (53) 621 ° 318.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 752549, кл. Н 01 H 77/10, 1980.,.SU„„ l5ß761

2 (54) УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ ДУГОВЫХ

ЗАМЫКАНИЙ ШИН С ВОЗДУШНОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ (57) Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам защиты QT QTKpbITQA дуги KopOTKoFQ замы кания (КЗ) в распределительных устройствах 6-10 кВ, оснащенных вертикально установленными токоведущими шинами. Цель изобретения — повышение надежности и чувствительности защиты

1555761 от дуги. Устройство содержит токоведущие (основные) шины 1 с воздушной изоляцией, выполненные из немагнитного материала. Шины установлены на изоляторах 2. Вспомогательные шины

3 установлены на изоляторе 4. Они установлены с зазором параллельно основным шинам. Нижние концы вспомогательных шин снабжены спусками 5, которые электрически соединены между собой в общей точке О. Последняя может быть заземлена. На спуске установлен трансформатор тока (ТТ) 6. Он может иметь кольцевой сердечник. Верхние концы вспомогательных шин снабжены загибом 7, выполненным в сторону основной шины. Каждая из основных шин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам защиты от открытой дуги короткого замыкания (КЗ) в распределительных устрой- 25 ствах 6-10 KB оснащенных вертикально установленными токоведущими шинами.

Цель изобретения — повышение на дежности и чувствительности защиты 30 от дуги.

На фиг. 1 показано устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг ° 1 °

УстРойство содержит токоведущие (основные) шины 1 с воздушной изоляцией, выполненные из немагнитного материала. Шины установлены на изоляторах 2. Вспомогательные шины 3 установлены на изоляторе 4 с зазором парал- 4О лельно основным шинам. Нижние концы вспомогательных шин снабжены спусками 5, которые электрически соединены между собой в общей точке О. Последняя может быть заземлена. 45

На спуске установлен трансформатор

6 тока (ТТ). Он может иметь кольцевой сердечник. Верхние концы вспомогательных шин снабжены загибом 7, выполненным s сторону основной шины. 5О

Каждая из основных шин снабжена дополнительным электродом 8 из магнитного материала, установленным с зазором под загибом 7. Спуск 5 средней фазы (фиг. 2) выполнен с твердой изоляцией и пропущен через кольцевой сердечник, спуск 9 левой фазы разделен на два параллельных изолированньп ! проводника 10 и 11, выполненных, наснабжена дополнительным электродом 8 из магнитного материала, установленным с зазором под загибом 7. При возникновении дугового КЗ, например, в точке. E электрическая дуга начинает перемещаться в сторону от источника под воздействием электромагнитных снл. Поскольку протеканию тока по воздуху между фазами А, В и С препятствует большое сопротивление, ток

КЗ начинает замыкаться по металлу шин

3 к их спускам. По ним начинают протекать токи IA, I> и I, что вызывает во вторичной обмотке ТТ соответствующий сигнал, который воспринимается блоком релейной автоматики.

1 з.п.A-лы, 2 ил.

-1 пример, с равным сопротивлением (из материала одного сечения) . Один из параллельных проводников, например спуск 11, также пропущен через сердечник ТТ.

Спуск 12 правой фазы подключен к общей точке О, минуя сердечник. В общем случае трансформаторы тока устанавливаются на каждом спуске.

Выводы вторичной обмотки ТТ поданы на блок релейной автоматики. Через него осуществляется управление силовым выключателем (не показан) для мгновенного (неселективного) отключения поврежденного распредели" тельного устройства, Устройство работает следующим образом.

При возникновении дугового КЗ, например в точке К (фиг, 1), электрическая дуга начинает перемещаться в сторону от источника под воздействием электромагнитных сил, При этом скорость перемещения дуги в зависимости от величины тока может достигать десятки м/с. При направлении движения тока Тоа к месту КЗ снизу вверх электрическая дуга также и под действием сил восходящих потоков раскаленных газов начнет набегать на дополнительные электроды 8.

За счет сил электромагнитного взаимодействия между столбом дуги и магнитным материалом электродов 8 дуга переместится на концы последних и войдет в электрический контакт с загибами 7 вспомогательных шин.

5761

Формула

5 155

Поскольку протеканию тока по воздуху между фазами А,В и С препятству" ет большое сопротивление, то ток К3 начнет замыкаться по металлу шин 3 и их спускам. По ним начнут протекать токи I>, I и I, что вызовет во вто.ричной обмотке ТТ соответствующий сигнал, который будет воспринят блоком релейной автоматики. От него будет направлен отключающий импульс для немедленного отключения, силового выключателя, в результате чего будет прекращено горение электрической дуги.

В целях снижения стоимости ТТ спуски 5,9 и 12 могут выполняться изолированными, а общая точка О заземляться. Изолированные спуски позволяют использовать только один ТТ независимо от вида короткого замыкания. При использовании одного ТТ, чтобы обеспечить чувствительность устройства к любому виду КЗ, достаточно один из спусков, например спуск

9, разделить на два параллельных 10 и 11 и один из них пропустить через сердечник (например, спуск 11), а другой проложить, минуя трансформатор (спуск 10) . Тогда независимо от вида

КЗ ТТ 6 будет обтекаться долей тока

КЗ, что позволит со вторичной обмотки трансформатора обеспечить подачу отключающего импульса на блок 13 ре-.. лейной автоматики, а через него осу-. ществить отключение силового выключателя. из об ре тения

1. ñòðoÀñòÂÎ защиты от дуговых

5 замыканий шин с воздушной изоляцией

У выполненных из немагнитного материала, содержащее блок релейной автоматики и вспомогательные шины, расположенные параллельно основным шинам с зазором, при этом одни концы вспомогательных шин соединены с электрическими спусками, соединенными между собой в общей точке, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и чувствительности защиты вертикально установленных шин, другие концы вспомогательных шин выполнены с загибом в сторону основных шин, каждая из основных

20 шил снабжена дополнительным электродом из магнитного материала, расположенным с зазором под загибом вспомогательной шины, причем по крайней мере на одном из электрических спус25 ков установлен трансформатор то" ка.

2, Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что трансформа.тор тока выполнен на кольцевом сердечнике, один иэ электрических спусков выполнен в виде двух параллельно соединенных проводников, причем через окно сердечника трансформатора тока пропущен фазный и один из параллельных проводников электрического спуска.

1555761

Составитель Н.Косточко

Редактор В.Данко Техред И.Ходанич Корректор И,Иуска

Заказ 558 Тираж 471 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат ."Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101