Электропривод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе постоянного тока. Цель изобретения - повышение надежности. Электропривод содержит электродвигатель 1, подключенный к сети через управляемый выпрямитель 2 с оптрон-тиристорами 4 - 9, и трехканальную систему управления. Каждый канал 10 содержит четыре оптрон-транзистора 13 - 16, конденсаторы 17, 18, трансформатор 25 с двумя вторичными обмотками 26, 27. Электропривод содержит также тахогенератор 3 с обмоткой 28 возбуждения. Электропривод стабилизирует частоту вращения электродвигателя при изменении сетевого напряжения и нагрузки на валу электродвигателя 1. Повышение надежности обеспечивается за счет упрощения схемотехнического решения электропривода. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (51) 5 Н 02 Р 5/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ щт(:ц .,, 1";g",,

4С -. с 1

ГОСУДАРСТВЕННЬ9 КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4341713/24-07 (22) 11. 12.87 (46) 07.04.90. Бюл. Ф 13 (72) Ю.И.Столбов (53) 621. 316. 718. 5 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

6 1257796, кл. Н 02 Р 5/16, 1985.

Авторское свидетельство СССР

К 886178, кл. Н 02 P 5/06, 1981. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД

2 (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе постоянного тока.

Цель изобретения — повышение надежности. Электропривод содержит электродвигатель 1, подключенный к сети через управляемый выпрямитель 2 с оптрон-тиристорами 4 — 9, и трехканальную систему управления. Каждый канал 10 содержит четыре оптрон1555794 транзистора 13 — 16, конденсаторы 17, 18, трансформатор 25 с двумя вторичными обмотками 26, 27. Электропривод содержит также тахогенератор 3 с обмоткой 28 возбуждения. Электропривод стабилизирует частоту вращения электИзобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе постоянного тока различных механизмов.

Целью изобретения является повышение надежности.

На чертеже приведена схема электропривода. 20

Электропривод содержит электродвигатель 1 постоянного тока, подключен -. ный к управляемому выпрямителю 2, тахогенератор 3, трехканальную систему управления. Управляемый выпрямитель 2 25 выполнен с шестью оптрон-тиристорами 4 — 9, а каждый канал 10 системы управления содержит два светодиода 11 и 12 оптрон-тиристоров 8 и 9 (4, 5 и

6, 7) управляемого выпрямителя 2, че- 30 тыре оптрон-транзистора 13 — 16, два конденсатора 17 и 18 переменный транзистор 19, три резистора 20 — 22, стабилитрон 23, диодный мост 24 и трансформатор 25 с двумя вторичными обмотками 26 и 27. Аноды светодиодов 11и 12

35 оптрон-тиристоров 8 и 9 соединены между собой с одними выводами конденсаторов 17 и 18 и с соединенными между собой одними выводами первого ре- 40 зистора 20 и переменного резистора 19, второй, вывод которого соединен с катодом стабилитрона 23 и через второй резистор 21 соединен с одним выходным выводом диодного моста 24, вто- 45 рой выходной вывод которого соединен с эмиттерами третьего и четвертого оптрон-транзисторов 15 и 16 и с анодом стабилитрона 23. Выход диодного моста 24 подключен к обмотке 28 возбуждения тахогенератора 3, а вхорк одной первичной обмотке 26 трансформатора 25, вторая вторичная обмотка 27 которого с последовательно соединенным третьим резистором 22

55 шунтирована двумя цепями из последо вательно соединенных светодиодов соответственно первого и четвертого, второго и третьего оптрон-транэистородвигателя при изменении сетевого напряжения и нагрузки на валу электродвигателя 1. Повышение надежности обеспечивается эа счет упрощения схемотехнического решения электропривода. 1 ил. ров 13, 16 и 14, 15, коллекторы третьего и четвертого оптрон-транзисторов 15 и 16 соединены с соответствующими вторыми выводами первого и второго конденсаторов 17.и 18 катодами светодиодов 1t и 12 оптрон-тиристоров 8 и 9, эмиттерами первого и второго оптрон-транзисторов 13и 14, коллекторы которых объединены и соединены с одним выводом тахогенератора 3, второй вывод которого соединен с вторым выводом первого резистора 20, а первичная обмотка 26 трансформатора 25 подключена к фазному и нулевому выводам сети.

Электропривод работает следующим образом.

При включении электропривода через светодиод 11 или 12 протекает ток по цепи. диодный мост 24 — резистор 21 — переменный резистор 19— светодиод 11 или 12, оптрон-транзистор 15 или 16. Тахогенератор 3 генерирует ЭДС величиной, пропорциональной частоте вращения электродвигателя. В нерабочий для оптрон-тиристора 8 (9) полупериод оптрон-транзистор 13 (14) открыт, а оптрон-транзистор 15 (16) закрыт. ЭДС тахогенератора заряжает конденсатор 17 (18).

При очередном рабочем полупериоде заряженный конденсатор 17 (18) препятствует прохождению тока через светодиод 11 (12) до тех пор, пока ток от диодного моста 24, проходящий через открытый оптрон-транзистор 15 (16) и переменный резистор 19, не разрядит конденсатор 17 (18). Время разряда определяется сопротивлением переменного резистора t9. При измеf ненни напряжения сети и, следовательно, в обмотке 28 возбуждения тахогенератора 3 изменяется величина заряда конденсатора 17 (18).

Так как величина разрядного напряжения стабилизирована стабилитроном 23, то происходит автоматическая

Составитель 10.Воробьев

Редактор Г.Гербер Техред И.Дидык Корректор Э.Лончакова

Тираж 450

Заказ 560

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,101

5 15557 коррекция времени разряда конденсатора 17 (18). При понижении чатоты вращения тахогенератора 3 конденсатор 17 (18) заряжается меньшим потенциалом, следовательно, быстро разря5 жается и обеспечивает более ранний запуск оптрон-тиристора, в результате! чего компенсируется снижение частоты вращения электродвигателя !. 10

Таким образом, электропривод стабилизирует частоту вращения электродвигателя как при изменении нагрузки на валу электродвигателя, так и при изменении сетевого напряжения.

Это обеспечивается при относительно простом схемотехническом решении электропривода, что повышает его надежность. формула изобретения

Электропривод, содержащий электродвигатель постоянного тока, подключенный к управляемому выпрямителю, тахогенератор и трехканальную систе- 25 му управления, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности, управляемый выпрямитель выполнен с шестью оптрон-тиристорами, а каждый канал системы управления содержит два светодиода оптрон-тиристоров управляемого выпрямителя, четыре оптрон-транзистора, два конденсатора, переменный резистор, три резистора, стабилитрон, диодный мост и транс35 форматор с двумя вторичными обмотками, при этом аноды светодиодов опт94 б рон-тиристоров соединены между собой, с одними выводами конденсаторов и с соединенными между собой одними выводами первого резистора и переменного резистора, второй вывод которого соединен с катодом стабилитрона и через второй резистор — с одним выходным выводом диодного моста, второй выходной вывод которого соединен с эмиттерами третьего и четвертого оптрон-транзисторов и с анодом

3 стабилитрона, выход диодного мос-. та подключен к обмотке возбуж дения тахогенератора, а вход— к одной вторичной обмотке трансформатора, вторая вторичная обмотка которого с последовательно соединенным третьим резистором шунтирована двумя цепями из последовательно соединенных светодиодов соответственно первого, четвертого, второго и третьего оптрон-транзисторов, коллекторы третьего и четвертого оптрон-транзисторов соединены с со" ответствующими вторыми выводами первого и второго кондесаторов, катодами светодиодов оптрон-тиристоров, эмиттерами первого и второго оптронтранзисторов, коллекторы которых объединены и соединены с одним

\ выводом тахогенератора, второй вывод которого соединен с вторым выводом первого резистора, а первичная обмотка трансформатора имеет клеммы для подключения к фазному и нулевому выводам сети.