Устройство для автоматического переключения передач двухи многоступенчатых коробок передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение касается устройства для автоматического переключения ступеней двухи многоступенчатых коробок передач. Цель изобретения - повышение надежности работы. Устройство состоит из распределителя 6 с подвижным золотником 7, сигнального клапана 12 с трехбуртиковым золотником и инверсионного клапана 26 также с золотником. Устройство позволяет упростить управление автоматическим переключением передач. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (g1)g В 60 К 41 06 уЯЩЩМ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A BTGPCHQMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
lA,«Te 16. "„:ЛЕ8Я Я
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И QTHPblTHRM
ПРИ ГКНТ СССР
1 (8<. ) СВ /249366 (48) ?5.11.86 (21) 7774053/25-11 (22) 17.12.85 (31) Р 10512-84 (32) 28.12.84 (33) CS (46) 15.04.90. Бюл, N - 14 (71) Прага, Н.П. (CS) (72) Сыкора Ян и Ванглер Ян (CS) (53) 629.113 (088.8) 2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО
ПЕРЕКЛИЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ДВУХ- И МНОГОСТУПЕНЧАТЫХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение касается устройства для автоматического переключения ступеней двух- и многоступенчатых коробок передач, Цель изобретения — повышение надежности работы. Устройство состоит из распределителя 6 с подвижным золотником 7, сигнального клапана 12 с трехбуртиковым золотником и инверсного клапана 26 также с золотником. Устройство позволяет упростить управление автоматическим переключением передач. 1 з.п, ф-лы, 1 ил.
1556950!
Изобретение относится к устройствам для автоматического переключения ступеней двух- и многоступенчатых коробок передач с гидравлическими управляемыми фрикционными переключающими элементами для автомобилей.
Известно устройство для автоматического переключения передач двухи многоступенчатых коробок передач; имеющих гидроуправляемые переключающие элементы, при этом разность между моментом переключения с более низкой ступени на более высокую и моментом переключения с более высокой ступени на более низкую обратно пропорциональна моменту двигателя, содержащее датчик частоты вращения выходного вала коробки передач, сообщенный с каналом моментногр давления, источник давления рабочей жидкости, сообщенный через двухпозиционный распределитель, золотник которого подпружинен в сторону включения высшей передачи, с гидроуправляемыми переключающими элементами, регулирующий клапан,сообщенный с источником давления рабочей жидкости, к которому подключен инверсионный канал (заявка ЕР
0103751, F 16 Н 5/64, 1983} °
Недостатком известного устройства является. низкая надежность работы.
Цель изобретения — повышение надежности работы.
Указанная цель достигается тем, что известное устройство снабжено сигнальной гидролинией, сигнальным клапаном, включающим в себя корпус с размещенным в нем подвижно подпружиненным в верхнем положении с одного торца золотником, выполненным с тремя буртиками разного диаметра, полость над скоростным буртиком больmего диаметра, расположенным с другого торца золотника, сообщена со скоростным каналом, полость между инверсионным буртиком и моментным буртиком постоянно сообщена через сигнальную гидролинию с полостью расп" ределителя, противоположную пружине, и с инверсионным каналом в верхнем положении золотника сигнального кла.пана с возможностью сообщения со сливом в нижнем положении последнего, при этом полость пружины расположена над моментным буртиком и сообщена с каналом моментного давления, 1
Кроме того, инверсионный канал и канал моментного давления сообщены
55 буртиком 9 золотника 7 распределителя. Поскольку давление в инверсионном канале 21 всегда вьппе давления под передним буртиком 9 золотника 7 распределителя, необходимого для перемещения золотника 7 распределителя навстречу пружине 8 распределителя, золотник 7 распределителя находится в верхнем положении и своими буртиками обеспечивает соединение соответственно с полостью между буртиками и торцовой полостью регулирующего клапана с возможностью соответствия направления давления жидкости в канале моментного давления и инверсионном канале на золотник регулирующего клапана.
На чертеже представлена принципиальная гидравлическая схема предлагаемого устройства.
Устройство состоит из сигнального клапана 12, в котором размещен с возможностью перемещения золотник 13 сигнального клапана с скоростным буртиком 14, инверсионным буртиком 15
H моментным буртиком 16. Диаметры буртиков разные, В полости 24 пружины в сигнальном клапане 12 находит2р ся пружина 17 сигнального клапана.
В распределителе 6 размещен с возможностью перемещения золотник 7 распределителя, на который давит пружина
8 распределителя. Золотник 7 распределителя снабжен тремя буртиками, передний буртик 9 опирается в дно полости распределителя 6, Инверсионный клапан 26 также снабжен внутри золотником 25 инверсионного клапана с тремя буртиками. На этот золотник 25 инверсионного клапана давит пружина
27 инверсионного клапана. Инверсионный клапан 26 соединен подводящим каналом 3 с распределителем.б, инверсионным каналом 21 и каналом 10 мо35 ментного давления с сигнальным клапаном 12, который содержит еще скоростной канал 18, и сигнальным каналом соединен с распределителем 6. В рас40 пределитель б выходит канал 1 более низкой ступени и канал 2 высшей ступени.
В положений золотника 13 сигнального клапана, которое показано
45 на чертеже, инверсионный канал 21, в котором давление регулируется инверсионным клапаном 26, соединен с сигнальным каналом 11, который одновременно выходит перед передним
1556950 6
10
Формула подводящего канала 3 с каналом 1 более низкой ступени и одновременно соединение канала 2 высшей ступени. с отключением высшей ступени 4. В коробке передач включена более низкая ступень передачи. При повышении числа оборотов выходного вала коробки передач возрастает давление жидкости в скоростном канале 18 и при определенной величине этого давления в полости над скоростным буртиком
14 сигнального клапана 12 происходит перемещение золотника 13 сигнального клапана вниз навстречу пружине 17 сигнального клапана и навстречу действию моментового давления в полости
24 пружины и инверсионному давлению в полости между скоростным буртиком
14 и моментным буртиком 16. В нижнем положении золотника 13 сигнального клапана инверсионный канал 21 закрыт и сигнальный канал 1.1 соединен с отключением сигнала 2.. Вследствие этого происходит понижение давления под передним буртиком 9 золотника 7 распределителя и перемещение золотника 7 распределителя в нижнее положение, при котором подводящий канал
3 соединен с каналом 2 высшей сту— пени и одновременно канал 1 более низкой ступени соединен с отключением более низкой ступени 5, В коробке передач включена высшая ступень передачи, При понижении давления в скоростном канале 18, или при возрастании моментового давления в канале 10 в полости 24 пружины, или при обоих этих явлениях золотника 13 сигнального клапана перемещается в верхнее попожение и включается более низкая ступени передачи.
Если золотник 13 сигнального клапана находится в верх ем положении, то гистерезис сигнального клапана
12 возникает при воздействии дополнительной силы, возникающей под воздействием инверсионного давления в пространстве между инверсионным.буртиком 15 и моментным буртиком 16.
Эта дополнительная сила действует на золотник 13 сигнального клапана в верхнем направлении и исчезает после его перемещения вниз, На чертеже изображен инверсионный клапан 26 как регулирующий клапан с дополнительной дифференциальной поверхностью, Однако конструкция его
55 может бь.ть и другой при сохранении требуемой функции, Предлагаемое устройство для автоматического переключения ступеней описано для коробки передач с двумя управляющими органами. Для коробки передач с большим числом автоматически переключаемых ступеней каждое описанное устройство может быть применено для переключения соседних ступеней передачи, причем распределители будут соответствующим образом соединены. изобретения
1. Устройство для автоматического переключения передач двух- и многоступенчатых коробок передач, имеющих гидроуправляемые переключающие элементы, в котором разность между моментом переключения с более низкой ступени на более высокую и моментом переключения с более высокой ступени на более низкую обратно пропорциональна моменту двигателя, содержащее датчик частоты вращения выходного вала коробки передач, сообщенный
,со скоростным каналом, датчик крутя-! щего момента входного вала коробки передач, сообщенный с каналом моментного давления, источник давления рабочей жидкости, сообщенный через двухпозиционный распределитель,золотник которого подпружинен в сторону включения высшей передачи, с гидроуправляемыми переключаюшими элементами, регулирующий клапан, сообщенный с источником давления рабочей жидкости, к которому подключен инверсионный канал, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, оно снабжено сигнальной гидролинией, сигнальчым клапаном, включающим в себя корпус с размещенным в нем подвижно подпружиненным в верхнем положении с одного торца золотником, выполненным с тремя буртиками разного диаметра, полость над скоростным буртиком большего диаметра, расположенным с другого торца золотника, сообщена со cKopocTHbIM капалом, полость между,инверсионным буртиком и моментным буртиком постоянно сообщена через сигнальную гидролинию с полостью распределителя, противоположную пружине, и с инверсионным каналом в верхнем положе1556950 нии золотника сигнального клапана с возможностью сообщения со сливом в
Составитель С,Романов
Редактор Т,Парфенова Техред M.Õoäàíè÷ Корректор М.Самборская
Заказ 687
Тираж 416
Подписное
РчИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., a. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,101 нижнем положении последнего,при этом полость пружины расположена под моментным буртиком и сообщена с каналом моментного давления, 2. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что инверсионный канал и канал моментного давления сообщены соответственно с полостью между буртиками и торцовой полостью регулирующего клапана с возможностью соответствия направления давления жидкости в канале моментного давления и инверсионном канале на золотник регулирующего клапана,