Шестеренный насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насосам, и может быть использовано в насосных агрегатах для перекачивания вязких материалов. Цель изобретения - повышение объемного КПД, снижение энергои материалоемкости и упрощение конструкции. Шестеренный насос содержит корпус с днищем и торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены шестерни внешнего зацепления с валами, установленными в подшипниках, синхронизирующие шестерни 8, жестко сопряженные с валами, и размещенные между шестернями внешнего зацепления и подшипниками уплотнительные узлы, причем в теле шестерен внешнего зацепления на обеих торцовых поверхностях 9 выполнены расточки 10 и 11 и равномерно расположенные по окружности отверстия 12, каждый уплотнительный узел выполнен в виде двух эластичных колец 13 и 14, сопряженных между собой по коническим поверхностям 15 и 16, шайбы 17, поджимного диска и упругих элементов 19, при этом поджимной диск размещен в расточке 10 шестерни внешнего зацепления, расположенной со стороны торцовой крышки, эластичные кольца 13 и 14 и шайба 17 установлены в расточке 11 со стороны днища, упругие элементы 19 размещены в отверстиях 12, торцовая поверхность 20 эластичного кольца 13 сопряжена с шайбой 17, а торцовая поверхность 21 эластичного кольца 14 сопряжена с внутренней поверхностью 22 днища. 2 ил.

СОЮЗ СОНЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

tl9lSU(Ill l 55

А1 (51) 5 Г 04 С 2/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1g 1У

77 73 11 3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

l1O ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4448122/25-29 (22) 27.06.88 (46) 15.04.90. Бюл. И 14 (71) Минский филиал Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института механизированного и ручного строительно-монтажного инструмента, вибраторов и строительно-отделочных машин (72) Л.Н.Лашнец, Б.М.Самсонов и И.И.Свитанько (53) 62!.664 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 931965, кл. F 04 С 2/04, 1980. (54) ВЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насосам, и может быть использовано в насосных агрегатах для перекачивания вязких материалов. Цель изобретения -.повышение обьемного КПД, снижение энерго- и материалоемкости и упрощение конструкции. Пестеренный насос содержит корпус с днищем и торцовой крышкой, в цилиндрических расточках.которого размещены шестерни внеш2 него зацепления с валами, установленными в подшипниках, синхронизирующие шестерни 8, жестко сопряженные с валами, и рàзмещенные между шестерii>i:.i внешнего зацепления и подшипниками уплотнительные узлы, причем в теле шестерен внешнего зацепления на обеих торцовых поверхностях 9 выполнены расточки 10 и 11 и равномерно располо>кенные по окружности отверстия 12, каждый уплотнительный узел выполнен в виде двух эластичных колец 13 и 14, сопряженных между собой по коническим поверхностям 15 и 16, шайбы 17, поджимного диска и упругих элементов

19, при этом поджимной диск размещен в расточке 10 шестерни внешнего зацепления, расположенной со стороны торцовой крышки, эластичные кольца

l3 и 14 и шайба 17 установлены в расточке 11 со стороны днища, упругие элементы 19 размещены в отверстиях

l2, торцовая поверхность 20 эластичного кольца 13 сопряжена с шайбой

17, а торцовая поверхность 21 элас. тичного кольца 14 сопряжена с внутренней поверхностью 22 днища. 2 ил.

1557357

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насосам.

Цель изобретения - повышение объемного КП>1, снижение энерго- и

5 материалоемкости и упрощение конструкции.

На фиг. 1 представлен шестеренный насос, продольный разрез; на фиг. 2 узел I на фиг. 1.

Цестеренный насос содержит корпус

1 с рабочей камерой 2 и торцовой крышкой 3, в цилиндрических расточках 4 которого размещены рабочие шестерни 5 внешнего зацепления с валами 6, установленными в подшипниках

7, синхронизирующие шестерни 8, жестко сопря>кенные с валами 6 и размещенные между рабочими шестернями 5 внеш- 20 него зацепления и подшипниками 7, и уплотнительные узлы, причем в теле рабочих шестерен 5 на обоих торцовых поверхностях 8 и 9 выполнены расточки 10 и 11 и равномерно расположенные 25 по окружности отверстия 12, каждый уплотнительный узел аь>полнен в виде двух эластичных колец 13 и 14, сопряженных между собой по коническим поверхностям 15 и 16, шайбы 17, под>кимного диска 18 и упругих элементов

19, при этом поджимной диск размещен в расточке 10 рабочей шестерни 5, расположенной со стороны торцовой крышки 3, эластичные кольца 13 и 14 и шайба 17 установлены в расточке 11 со стороны рабочей камеры 2, а упругие элементы 19 размещены в отверстиях 12, а торцовая поверхность 20 эластичного кольца 13 сопряжена с шайбой 17, а торцовая поверхность

21 эластичного кольца 14 сопряжена с внутренней поверхностью 22 рабочей камерь> 2.

1. 1естеренный насос работает следующим образом.

При вращении шестерен 5 рабочая жидкость захватывается зубьями рабочих шестерен 5 и в ме>кзубовых впадинах переносится из полости всасыаания а полость нагнетания. При этом между боковыми рабочими поверхностями зубьев сопряженных рабочих шестерен 5, а также между боковыми поверхностями рабочих шестерен 5 и боковой

55 поверхностью торцовой крышки 3 и внутренней поверхностью рабочей 22 камеры 2 имеются зазоры, величина которых соизмерима с величиной абразивного наполнителя в перекачиваемом материале. В процессе работы, посредством упругих элементов 19, эластичные кольца 13 и 14 расклиниваются по коническим поверхностям 15 и 16 и уплотняют цилиндрическую поверхность расточки 11, а эластичное кольцо 14, прижимаясь к внутренней поверхности

22 рабочей, камеры 2, исключает возмо>кность попадания перекачиваемого материала с абразивным наполнителем в подшипники 7, что обеспечивает повышение объемного КПД, снижение энерго- и материалоемкости и упрощение конструкции.,Формула и.зобретения йестеренный насос, содержащий корпус с рабочей камерой и торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого. размещены рабочие шестерни внешнего зацепления с валами, установленными в подшипниках, синхронизирующие шестерни, жестко сопряженные с валами и размещейные между рабочими шестернями внешнего зацепления и подшипниками, уплотнительные узлы, отличающийся тем, что, . с целью повышения объемного КПД, снижения энерго- и материаг>оемкости и упрощения конструкции, в теле рабочих шестерен на обоих торцовых поверхностях выполнены расточки и равномерно расположенные по окружности отверстия, каждый уплотнительный узел выполнен в аиде двух эластичных колец, сопряженных между собой по коническим поверхностям, шайбы, поджимного диска и упругих элементов, причем поджимной диск размещен в расточке шестерни, располо>кенной со стороны торцовой крышки, эластичные кольца и шайба установлены в расточке со стороны рабочей камеры, а упругие элементы 1 размещены в отверстиях, при этом торцовая поверхность одного эластичного кольца сопряжена с шайбой., а торцовая поверхность другого эластичного кольца сопряжена с внутренней поверхностью рабочей камеры.

1557357

Редактор A.Äîëèíè÷

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Укгород, ул. Гагарина, 101

Заказ 708

ВНИИПИ Государственного

113035, Составитель В.йарыпов

Техред М.Дидык Корректор а.Лончакова

Тираж 496 Подписное комитета о изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5