Подшипниковый узел турбокомпрессора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение может быть использовано в турбокомпрессорах для наддува дизелей. Цель изобретения - повышение надежности узла путем увеличения его износостойкости. Для этого зазор 13 между втулкой 4 и расточкой корпуса 1 на концевых ее участках после кольцевых камер 10 превышает величину зазора на центральном ее участке между камерами 10, но не более, чем на сумму зазора 3 между втулкой и валом 2 и глубины продольной канавки, выполненной на внутренней цилиндрической поверхности втулки. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51)5 Г 04 В 2 /04
t ik 3) ю.
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 (57) Изобретение м.б. использовано в турбокомпрессорах для наддува дизелей. Цель изобретения - повышение надежности узла путем увели--оння -. износостойкости. Для этого зазор 13 между втулкой 4 и расточкой корпуса . 1 на концевых ее участках после кольцевых камер 10 превышает величину зазора на центральном ее участке между камерами 10, но не более, чем на сумму зазора 3 между втулкой и валом
2 и глубины продольной канавки, выполненной на внутренней цилиндричес:кой.поверхности втулки. 3 ил.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР
1 (21) 4393881/25-06 (22) 21.03.88 (46) 15.04.90. Бюл. М 14 (71) Челябинский филиал Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (72) И.П.Богодяж, И.В.Кривной и В.Н,Бондарь (53) 621.635 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР я". 731069, кл. Г 04 0 29/04,. 1978. (54) ПОДИИПНИКОВЫИ УЗЕЛ ТУРБОКОМПРЕССОРА
„,SU„,:3 557360
1557360
Изобретение относится к компрессоростроению и может быть использовано в турбокомпрессорах для наддува дизелей.
Цель изобретения — повышение надеж5 ности узла путем увеличения его изноcocòoéêoñ Tè, На фиг. 1 представлен узел, продольный разрез; на фиг. 2 - втулка, вид с торца; на фиг. 3 - то же, продольный разрез.
Подшипниковый узел втулки -.одержит корпус 1 с расположенной в его расточке (не обозначена) и установленной на валу 2 с зазором 3 втулкой
4. На внутренней цилиндрической поверхности 5 втулки 4 выполнены про"дольные канавки 6, на торцовых поверхностях 7 - радиальные выемки 8, а на наружной цилиндрической поверхности
9 - кольцевые камеры 10. Камеры 10 сообщены с выемками 8 отверстиями 11, а выемки 8 сообщены посредством канавок 6 с маслораспределительной
25 полостью 12 и через отверстия 11 с маслосливной полостью (не показана). Втулка 4 установлена в расточке корпуса с радиальным, зазором 13, величина которого на концевых ее
30 участках 14 после кольцевых камер 10 превышает величину зазора на центральном участке между камерами 10, но не более, чем на сумму зазоров
3, 13 и глубины канавки 6, Охлаждающая полость 15 при помощи радиальных каналов 16 сообщена с полостью 12, которая связана с каналом 17 подвода масла.
Подшипниковый узел работает следу40 ющим образом.
При работе турбокомпрессора смазка под давлением из канала 17 поступает в маслораспределительную полость 12, затем оно через продольные канавки
6 продавливается в полость выемок 8, откуда поступает на смазку торцовых поверхностей 7 трения втулки 4. Избыток масла из выемок 7 отводится через отверстия 11 в кольцевую камеру
10 и далее через радиальный зазор со стороны концевого участка 14 втулки
4 - в сливную полость подшипника.
Кроме того, масло из маслораспределительной полости 12 через радиальные каналы 16 поступает в охладительную полость 15 и оттуда продавливается через зазор 13 между наружной цилиндрической поверхностью 9 втулки 4 и расточкой корпуса 1 в кольцевые камеры 10. Так как давление масла в камере 10 всегда меньше, чем в полостях выемок 8, то все избыточное масло, не поступающее в рабочий торцовый зазор подшипника, вытекает через радиальный зазор со стороны концевого участка 14 втулки 4. Таким образом, отсепарированные в центробежном поле маслораспределительной полости 12 абразивные частицы, попавшие в камеры 10 через охлаждающую полость 15 и зазор 13, не поступают в рабочий торцовый зазор подшипника, а отводятся в сливную полость подшипника. Это происходит только при оптимальном выполнении величины радиального зазора на концевых участках 14 втулки 4.
Формула и з обрете ни я
Подшипниковый узел турбокомпрессоpR, содержащий корпус с расположенной
aего расточке и установленной на валу с зазором втулкой, на внутренней цилиндрической поверхности которой выполнены продольные канавки, на торцовых поверхностях — радиальные выемки, а на наружной цилиндрической поверхности — кольцевые камеры, сообщенные с выемками, при этом последние сообщены посредством канавок с маслораспределительной полостью и через отверстия с маслосливной полостью, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, втулка установлена в расточке корпуса с радиальным зазором, величина которого на концевых ее участках после кольцевых камер превышает величину зазора на центральном участке между камерами, но не более чем на сумму зазора между втулкой и валом и глубины продольной канавки.
1557360
Составитель Э.Айбиндер
Техред М.Дидык Корректор Т. Палий
Редактор А Долинич
Заказ 708 Тираж 498 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101