Опора скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности подшипника путем снижения износа при нестационарных режимах работы. Опора скольжения имеет пусковую зону с антифрикционным слоем и рабочую зону с износостойким слоем. Во время пуска и установки в работу включается антифрикционная зона, а при выходе на рабочий режим в работу включается износостойкая зона. Включение в работу износостойкой зоны осуществляется автоматически с помощью возвратной пружины. Опора позволяет снизить износ втулки за счет автоматического переключения контакта вала с износостойкой поверхностью на контакт с антифрикционной поверхностью. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЩМЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„155 79 (5()5Г 16 С 1 0
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4467072/31-27
1 (22) 21.07.88 (46) 15.04,90, Бюл. и 14 (71) Днепропетровский химико-технологический институт им.ф.Э.(1зержинского (72) И,П,Казимиров, И.Г,Плошенко, В,П,Бурдиян, И.Н.Пистунов, А.В.Балев и О.В ° Коваленко (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР ((907278, кл. F 01 D 05/16, F 16 С 17/20, (980, (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения. Цель изобретения — повышение
Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности опоры скольжения путем снижения износа при нестационарных режимах работы.
На фиг, 1 изображена опора, осевое сечение; на фиг. 2 - сечение A-A на фиг. 1 (торцовое сечение по сто" порному штиФту); на фиг. 3 - сечение
Б-Б на фиг, 1 (торцовое сечение по пружине возврата).
Опора состоит из корпуса 1, внутри которого установлен поворотный вкладыш 2 из износостойкого материала. Внизу с о стороны внутренней цилиндрической поверхности вкладыша размещен вкладыш 3 из антифрикционного материала, охватывающий угол oL .
2 надежности и долговечности опоры скольжения путем снижения износа при нестационарных режимах работы. Опора скольжения имеет пусковую зону с антифрикционным слоем и рабочую зону с износостойким слоем. Во время пус" ка и установки в работу включается антифрикционная зона, а при выходе на рабочий режим — износостойкая зона. Включение в работу износостойкой зоны осуществляется автоматически с помощью возвратной пружины. Опора позволяет снизить износ втулки за счет автоматического переключения контакта вала с износостойкой поверхностью на контакт с антифрикционной поверхностью. 1 з.п. ф-лы, 3 ил
Между корпусом и вкладышем с двух сторон опоры по всей длине окружности установлены ролики 4, а в пазах корпуса — спиральные возвратные пружины 5, один конец которых соединен с корпусом, а другой — с вкладышем.
Направление навивки пружины выбрано таким, что при вращении вкладыша в направлении вращения вала пружины закручиваются. В корпусе установлен стопорный штифт 6, конец которого выходит в кольцевую канавку на наружной поверхности вкладыша, охватывающую часть окружности на угле М .
Опора скольжения функционирует следующим образом.
В момент начала вращения вала, установленного во вкладыше опоры, когда между валом и вкладышем отсутствует достаточное количество смазки, 1557379 где (R
- угловая жесткость пружины;
- угол поворота вкладыша;
- радиус вала подшипника;
- вес агрегатов, установленных на валу; коэффициент трения вала об антифрикционный материал в силы сцепления удерживают эти поверхности во взаимном контакте. Под действием крутящего момента от вала вкладыш начинает поворачиваться на роликах вплоть до упора стопорного штифта в конец кольцевой канавки, при этом пружина закручивается. В этом положении антифрикционный слой вкладыша размещается в нижней части опоры скольжения под валом, при этом обеспечивается уменьшение сцепления между валом и вкладышем, что способствует быстрому набору скорости вращения вала. При выходе установки на стационарный режим за счет улучшения смазки в подшипнике силы трения между валом и вкладышем уменьшаются. При достижении этими силами значений, меньших величины силы упругости закрученной возвратной пружины, последняя начинает поворачивать вкладыш в первоначальное положение, обеспечивая выход из контакта антифрикционного участка вкладыша и включение в работу износостойкого участка. Выход антифрикционного участка из зоны трения обеспечивается расчетом жесткости пружины по формуле
RP t ff f<)
У режиме граничного трения;
f - коэффициент трения вала об и износостойкую часть вкладыша в режиме гидродинамического трения.
Изобретение позволяет снизить износ втулки за счет автоматического переключения контакта вала с износостойкой поверхностью на контакт с антифрикционной поверхностью и обратно, Формула изобретения
1. Опора скольжения, содержащая корпус с расположенными в нем износостойким и антифрикционным установленным с возможностью поворота
20 вкладышами, средства для поворота, возврата и ограничения поворота антифрикционного вкладыша вокруг оси, о т л и ч а ю щ а я с.я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем снижения износа при нестационарных режимах работы, износостойкий вкладыш выполнен с полостью на внутренней поверхности, а антифрикционный вкладыш - в виде сегмента, установленного в упомянутой полости, средство возврата выполнено в виде спиральной пружины, концы которой скреплены соответственно с вкладышем и корпусом, а средство поворота - e виде роликов, размещенных между корпусом и вкладышем.
2. Опора по и.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что угол поворота вкладыша превышает угол охвата антифрикционного вкладыша.
1557379
6 б
Фиг. 1
А-А
Фиг. 2
1557379
Составитель А.Долинский
РеДакчnI А.Пежнина ТехРеД !т.Олийнык Корректор 3, По якова
Тираж 536
Заказ 7ОЧ
Подписное
8НИ11!!И ос>да!н т венного комитета по изобретениям и открытиям при I !
113!!35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Произв л i. alii.> издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, уя. I а . i :,t:i, !" !