Способ прокладки трубопровода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к строительству и может быть использовано в период отрицательных температур при сооружении водоводов низкого давления, имеющих положительную плавучесть в водонасыщенных грунтах. Цель изобретения - повышение темпов строительства и снижение себестоимости путем замены инвентарных балластирующих грузов на грунтомерзлые балластирующие грузы. На уложенном параллельно проектной оси траншеи трубопроводе 1 монтируют с расчетным шагом опалубку 2 для балласта 3. В опалубку 2 устанавливают решетчатые элементы 4. Разрабатывают траншею 5, влажный грунт из которой укладывают в опалубку 2. Укладку трубопровода 1 на проектную отметку ведут после смерзания балласта 3 и снятия опалубки 2. Траншею 5 засыпают грунтом таким образом, чтобы высота засыпки участка 9 над каждым грунтомерзлым балластом 3 была больше высоты засыпки на смежных с ним участках 10 на величину осадки при растеплении балласта 3. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ социАлистичесних
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 L 1 028
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АBTGPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 Г Ц
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ пО изОБРетениям и ОщРытиям
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4448769/24-29 (22) 27.06.88 (46) 15.04.90. Бюл. N - 14 (71) Государственньп научно-исследовательский и проектный институт нефтяной и газовой промышленности им. В.И.Цуравленко (72) С. С. Караваев, Г, В. Ничевидов, И.Д.Скворцов и Л.А.Рогоза (53) 621.643(088.8) (56) Васильев Н.П. Строительство промысловых трубопроводов в сложных условиях. И.: ВНИИОЭПГ, 1974. (54): СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДА (57) Изобретение относится к строительству и может быть использовано в период отрицательных температур при сооружении водоводов низкого давления, имеющих положительную плавучесть в
2 водонасыщепных грунтах. Цель изобретения — повыше псе темпов строительства и сниже п е себестоимости путем замены инвентарных балластирующих гру3GB на грунтомерзлые балластирующие грузы. На уложенном параллельно проектной оси траншеи трубопроводе 1 монтируют с расчетным шагом опалубку
2 для балласта 3. В опалубку 2 устанавливают решетчатые элементы 4. Разрабатывают траншею 5, влажньп грунт из которой укладывают в опалубку 2.
Укладку трубопровода 1 на проектную отметку ведут после смерзания балласта 3 и снятия опалубки 2. Траншею
5 засыпают грунтом так, чтобы высота
Ю засыпки участка 9 над каждым грунтомерзлым балластом 3 была больше высоты засыпки на смежных с пы участках
10 на величину осадки при растепле пн балласта 3. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1557407
Изобретение относится к строительству li может быть исподьзовано в период отрицательных температур при сооружении водоводов низкого давления, имеющих положительную плавучесть в водонасыщенных грунтах.
Цель изобретения — повышение темпов строительства и снижение себестоимости путем замены инвертарных желе- 10 эобетонных балластирующих грузов на грунтомерзлые балластирующие грузы.
На фиг. 1 представлена схема осуществления способа формирования на трубопроводе балласта из вынутого из траншеи грунта, на фиг. 2 — схема погружения трубопровода с установленным на нем балластом на проектные отметки; на фиг. 3 — трубопровод в период эксплуатации. 20
На сваренном в нитку, изолированном и уложенном параллельно проектной оси траншеи трубопроводе 1 монтируют инвентарную опалубку 2 для балласта 3 с расчетным шагом, 25 определенным проектом. В инвентарную палубку 2 устанавливают закладные решетчатые элементы 4 используемые для армирования балласта 3. Параллельно уложенному трубопроводу 1 с уста- 30 новленной на нем инвентарной опалубкой 2 разрабатывают траншею 5 одноковшовым экскаватором 6. 1асть влажного грунта из разрабатываемой траншеи 5 укладывают в инвентарную опа" лубку 2, а оставшийся грунт — рядом с траншеей в отвал 7. Укладку трубо- . провода 1 на проектные отметки ведут после смерзания балласта 3 и снятия инвентарной опалубки 2. Укладку производят известными методами при помощи грузоподъемных механизмов 8. Траншею 5 засыпают грунтом так, чтобы высота засыпки участка 9 над каждым грунтомерзлым балластом 3 была боль- 45 ше высоты засыпки на смежных с ним участках 10 на величину возможной осадки, образующейся при растеплении балласта 3 в период наступления положительных температур или при эксплуатации трубопровода 1. После растеп- . ления грунтомерэлого балласта 3 в результате частичной осадки грунта засыпки на участках 9 происходит выравнивание поверхности грунта засыпки на участках 9 и 10 и, следовательно, обеспечивается, нормативная глубина заложения (высота засыпки) трубопровода 1. Грунт засыпки па участках
9 и грунт, из которого бып изготовлен балласт 3, образуют целое, т. е. грунт балласта 3 переходит в обычную засыпку е
Работы по изготовлению грунтомеэлого балласта 3 в базовых условиях выполняют в следующем порядке.
Вдоль сваренного и изолированного трубопровода 1 разрабатывают траншею
5 экскаватором 6. Трубопровод 1 укладывают в обводненную траншею 5 иэвестными методами при помощи грузоподъемных механизмов 8. Так как трубопровод 1 имеет положительную плавучесть, он находится после укладки на поверхности воды, заполняющей траншею
5, Для погружения трубопровода 1 на проектные отметки на него навешивают грунтомерзлый балласт 3 в виде блоков впереди засыпаемого участка с шагом, определяемым расчетом и обеспечивающнм его пригрузку на период строительства. Траншею 5 засыпают грунтом аналогично вышеуказанному способу.
Балластные блоки 3 предварительно изготавливают из грунта засыпки или привозного грунта путем заполнения форм или гибких инвентарных опалубок например, из геотекстильных иатериалов который предварительно армируют закладныьп решетчатыми элементами 4 и выдерживают при отрицательных температурах до окончательного затвердевания.
Для предохранения балластных блоков 3 от разрушения при транспортировке на трассу,их могут помещать в гибкие оболочки из синтетических или иных материалов. Оболочками могут служить гибкие опалубки 4, предназначенные для изготовления балластных блоков 3.
Грунтомерзлый блок 3 может быть изготовлен в виде одиночного П-образного призматического блока илп пары призматических блоков с гибкими связями, вмороженными в блоки. Основные габаритные размеры грунтомерзлых блоков 3 определяют в период проектирования из учета величины необходимой пригрузки.
Грунтомерзлый балласт может быть изготовлен по основным размерам железобетонных пригрузов типа УБП нли ,СГ, которые наиболее часто применяются для временной пригрузкн трубопроводов на водонасыщенных грунтах. В .этом случае при одинаковых объемах
1557407 грунтомерзлые блоки будут иметь меньший вес по сравнению с железобетонными, так как плотность бетона на
1.0-12 больше плотности мерзлого грунта. Следовательно, для обеспечения необходимой пригрузки трубопровода потребуется увеличить количество грунтомерзлого балласта на 1 км трубопровода (или уменьшить шаг их расстановки). Так, для пригрузки трубопровода ф 219 мм железобетонными пригрузами типа УБП (объем 0,19 м ) максимальный шаг расстановки принимают
30 м, а для применения грунтомерзлых блоков того же объема шаг пригрузки необходимо уменьпить до 27 м, т.е. на 10 .. Аналогично, для пригрузки трубопровода 4 1020 мм железобетонными пригрузами (объемом 1,48 м ) максимальный шаг расстановки 4,8 м, а при замене их на .грунтомерзлые пригруэы того же объема шаг необходимо уменьшить до 4,1 м, т.е. на 14 .
После растепления блоков слагающий их грунт переходит в обычную засыпку, т.е. выполняет защитные и балластирующие функции (при этом он не оказывает отрицательного воздействия на футеровку трубопровода при эксплуатационных его подвижках). Кроме того, закладные решетчатые и ковровые элементы из синтетических материалов после растепления балласта не являются бросовыми, а, армируя грунт обратной засыпки, увеличивают пригружающую способность аналогично известным решениям с применением геотекстильных ковров.
Экономия железобетона при использовании для пригрузки водоводов низкого давления грунтомерзлого балласта в качестве временных пригружающих ус7ройств составляет для трубопроводов
ô219-1020 мм соответственно 4,4114 м км трубопровода.
При этом исключаются работы по извлечению и перестановке балластных блоков в период погружения трубопровода на проектные отметки. Отпадает необходимость применения в качестве временных пригружающих устройств одиночных железобетонных пригрузов, для которых требуются индустриальные методы изготовления и транспортировка на большие расстояния к месту производства строительно-монтажных работ.
Формула и зобр етения
20 1. Способ прокладки трубопровода в водонасыщенных грунтах, заключающийся в разработке траншеи, укладке в нее трубопровода, его временной пригрузке с расчетным шагом балластирующими
25 грузами и последующей засыпке грунтом, отличающийся тем, что, с целью повышения темпов строительства и снижения себестоимости путем за,мены инвентарных балластирующих гру30 зов, в качестве временных пригружающих средств используют грунтомерзлые балластные грузы, которые изготавливают иэ обводненного грунта отрывки траншеи посредством замораживания.
2. Способ по п. 1, отличаюшийся тем, что грунтомерэлые балластные грузы изготавливают из привозного минерального грунта.
3. Способ по п. 1, о т л и ч а ю—
40 щ и Й с я тем, что грунтомерэлые балластные грузы армируют закладными ковровыми или решетчатыми элементами.
1557407
Составитель В. Копаев
Редактор A.Ëeæíèíà Техред А. Кравчук Корректор В. Гирняк
Заказ ?10
Тираж 564
Подп ис но е
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР!
13035, Москва, 3(-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101