Источник сейсмических сигналов ударного типа

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к геофизической технике, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия падающего груза. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей источника сейсмических сигналов ударного типа за счет регулирования величины максимального заглубления груза в грунт. На платформе транспортного средства на оси, установленной с возможностью перемещения вдоль выполненного в платформе паза, смонтирована стойка. Ось стойки снабжена механизмом перемещения, выполненным в виде гидроцилиндра, шток которого связан с осью, а поршневая и штоковая полости соединены с гидростанцией через управляемый системой управления гидрораспределитель 10. Система управления связана с размещенным на вертикальной направляющей датчиком заглубления 30. Устройство управления гидрораспределителем состоит из двух RS-триггеров 34 и 35, двух реле времени 36 и 37, двух усилителей мощности 38 и 39, счетчика импульсов (СИ) 40, задатчика чисел 41, схемы совпадения кодов (ССК) 42 и ключа 45, причем вход R RS-триггера 34 связан с датчиком заглубления 30, а выход соединен с входом усилителя мощности 38, счетным входом СИ 40 и входом реле времени 36, выход которого соединен с S-входом RS-триггера 34, выходы СИ 40 соединены с входами ССК 42, другие входы которой связаны с задачиком чисел 41, выход ССК 42 соединен с S-входом RS-триггера 35, выход которого связан с входом усилителя мощности 39, входом СИ 40 и входом реле времени 37, выход которого связан с S-входом RS-триггера 35, выход усилителя мощности 38 связан с электромагнитом 43 гидрораспределителя 10, а выход усилителя мощности 39 связан с выходом ключа 45 и электромагнитом 44 гидрораспределителя 10, вторые входы электромагнитов 43, 44 гидрораспределителя 10 соединены с плюсом источника питания транспортного средства, а вход ключа 45 соединен с общим проводом питания транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

G 01 V 1/147

Г н

f 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСНОЬб СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

fiQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4450756/23-25 (22) 28, 06. 88 (46) 15. 04. 90. Бюл. Р 14 (71) Гомельское специальное конструкторско-технологическое бюро сейсмической техники с опытным производством (72) Е.Х.Насыбулин, E.À.Ýïøèöêèé, Ф. И.Оменцов и А.Г.Романовский (53) 550.834(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 894638, кл. G 01 V 1/02, 1983.

Источник сейсмических сигналов поверхностный импульсный ударного типа CH — 6Х АСЯ. 2.775.011 П, Го-. мельское СКТВ сейсмической техники, 1985.

„„SU„„1557538 А 1

2 (54) ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ

УДАРНОГО ТИПА (57) Изобретение относится к геофизической технике, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия падающего груза. Цель изобретения— расширение эксплуатационных возможностей источника сейсмических сигналов ударного типа за счет регулирования величины максимального эаглубления груза в грунт. На платформе транспортного средства на оси, установленной с воэможностью перемещения вдоль выполненного в платформе паза, смонтирована стойка. Ось стойки снаб- а ф жена механизмом перемещения, выпол)557538 ненным в виде гидроцилиндра, шток которого связан с осью, а поршневая и штоковая полости соединены с гидростанцией через управляемый системой управления гидрораспределитель 10.

Система управления связана с размещенным на вертикальной направляющей датчиком заглубления 30. Устройство управления гидрораспределителем сос- )0 тоит иэ двух RS-триггеров 34 и 35, двух реле времени 36 и 37, двух усилителей мощности 38 и 39, счетчика импульсов (СИ) 40, задатчика чисел

41, схема совпадения кодов (CCK) 42 и ключа 45, причем вход R RS-триггера

34 связан с датчиком заглубления 30, а выход соединен с входом усилителя мощности 38, счетным входом СИ 40 и входом реле времени 36, выход которо- 20 го соединен с S-входом RS-триггера 34

Изобретение относится к геофизической технике, а именно к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия падающего груза. 30

Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей источника сейсмических сигналов ударного типа эа счет регулирования величины максимального заглубления груза в грунт.

На фиг, 1 изображен предлагаемый источник, общий вид; на фиг. 2. — расположение основных элементов источника в крайних положениях вертикальной направляющей; на фиг. 3 — функциональная схема устройства управления.

Источник содержит транспортное средство 1 с платформой 2, блок 3 управления, груз 4, устройство 5 подъе- 45 ма и сбрасывания, трос G, связывающий устройство 5 подъема и сбрасывания с грузом 4, гидростанцию 7, соединенную линиями 8 напора и 9 слива через распределитель 10 с гидроцилиндром 11, стойку 12, шарнирно связанную с платформой 2, направляющий шкив 13 с осью

14, закрепленной на стойке 12, тягу

15, шарнирно связанную со стойкой 12 и платформой 2, вертикальную направляющую 16, выполненную в виде шарнир55 но установленного на стойке 12 маятника с осью подвеса, совмещенной с осью

14 направляющего шкива 13, гидроцивыходы СИ 40 соединены с входами

ССК 42, другие входы которой связаны с задатчиком 41, выход ССК 42 соединен с S-входом РЯ-триггера 35, выход которого связан с входом усилителя мощности 39, входом СИ 40 и входом реле времени 37, выход которого связан с S-входом RS-триггера 35, выход усилителя мощности 38 связан с электромагнитом 43 гидрораспределителя )О

9 а выход усилителя мощности 39 связан с выходом ключа 45 и электромагнитом

44 гидрораспределитепя )О, вторые входы электромагнитов 43, 44 гидрораспределителя )О соединены с плюсом источника питания транспортного средства, а вход ключа 45 соединен с общим проводом питания транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. линдра 17, корпус которого шарнирно закреплен на вертикальной направляю" щей 16, а шток связан с центральным шарниром двухзвенного шарнирно-рычажного механизма 18, одно звено которого кинематически связано с платформой 2, а второе — с вертикальной направляющей 16. В вертикальной направляющей

)6 размещена подвижная каретка 19, шарнирно связанная с грузом 4. Гидроцилиндр 17 снабжен устройством демпфирования продольных колебаний вертикальной направляющей, выполненной в виде пневмогидроаккумулятора 20, связанного с поршневой 21 и через параллельно установленньш дроссель 22 и обратный клапан 23 штоковой 24 полостями гидроцилиндра 17. Стойка 12 смонтирована на платформе 2 посредством оси 25, установленной с возможностью перемещения вдоль выполненного в платформе паза 26, и снабжена механизмом перемещения, выполненным в виде гидроцилиндра 11, шток которого связан с осью 25 стойки, а штоковая

27 и поршневая 28 полости через распределитель 10 посредством линий 8 напора и 9 слива связаны с гидростанцией 7. Распределитель 10 имеет устройство 29 управления, которое связано с размещенным на вертикальной направляющей 16 датчиком заглубления

30 ° Распределитель 10 .переключается в положения 31 32 и 33. \ 1557538 ь

Устройство 29 управления распреде- ем силы, приложенной к штоку гидролителем 10 состоит из RS-триггеров цилиндра 17 ввиду разности площадей

34 и 35, реле 36 и 37 времени, усили" поршневой 21 и штоковой 24 полостей, телей 38 и 39 мощности, счетчика 40 происходит перемещение вертикальной

5 импульсов, задатчика 41 чисел, схем направляющей 16 в исходное положение.

42 совпадения кодов и ключа Плавность перемещения вертикальной

R-вход RS-триггера 34 связан с направляющей 16 обеспечивается тем, датчиком 30 эаглубления, а выход сое- что рабочая жидкость из штоковой по-, динен с входом усилителя 38 мощности, 10 лости 24 вытесняется через дроссель 22, счетным входом счетчика 40 импульсов При работе источника в одной физи= и входом реле 36 времени, выход кото- ческой точке (например, на рыхлых рого соединен с S-входом RS-тригге- грунтах) после осуцествления нескольра 34, Выходы счетчика 40 импульсов ких воздействий, число которых колебсвязаны с входом схемы 42 совпадения 15 лется в зависимости от характера ходов, другие входы которой связаны грунта, заглубление груза 4 в грунт с задатчиком 41 чисел. Выход схемы 42 при ударе достигает определенной весовпадения кодов соединен с R-входом личины, при которой подвижная каретRS-триггера 35, выход которого соеди- ка 19 начинает взаимодействовать с нен с входом усилителя 39 мощности, 20 датчиком 30 заглубления, который выR-выходом счетчика 40 числа импуль- дгет электрический сигнал на устройсов и входом реле 37 времени, выход ство 29 управления распределителем 10 которого связан с S-входом RS-тригге- устанавливает RS-триггер 34, включая ра 35. Выходы усилителей 38 и 39 моц-. тем самым усипитель 38 мощности, коности соединены с электромагнитами 25 торый подает электрический сигнал HB

43 и 44 распределителя 10. ключ 45 электромагнит 43 распределителя 10 соединен одним полюсом с минусом ис- переключая его из нейтрального полоточника питания, другим — с электро- жения 31 в положение 32. При этом лимагнитом 44 распределителя 10 и выхо- ния 3 напора через распределитель 10 дом усилителя 39 моцности. 30 соединяется с поршневой полостью 28, Источник работает следующим обра- а штоковая полость 27 гидроцилиндра зом. 11 — с линией 9 слива. Шток гидроциПо команде с блока 3 управления линдра 11 перемещается влево, перемещая устройством 5 подъема и сбрасывания- ось 25 стойки в пазу 26. Время переосуществляется подъем груза 4 на за- мецения штока гидродилиндра 11 опреде35 данную высоту и его последующее сбра- ляет реле 36 времени, которое включасывание. При работе в движении (на- ется одновременно с усилителем 38 пример, на твердых грунтах) во время мощности. ПРи отРаботке опреДеленного .контакта груза. 4 с грунтом транспорт- промежутка времени, который Устанавное средство 1 продолжает двигаться. 40 ливаетсЯ в зависимости от характерисТак как вертикальная направляющая 16 тики гРУнта, Реле 36 вРемени сбРасысвяэанная с грузом 4 посредством под- вает RS-тРиггеР 34, тем самым выклювижной каретки 19, выполнена в виде чая усилитель 38 моцности и электрошарнирно установленного на стойке 12 магнит 43 гидрораспределителя 10. маятника с осью подвеса, совмещенной 45 При s oM гпдрораспределитель 10 перес осью 14 направляюцего шкива 13, то ключается в положение 31. она поворачивается на некоторый угол. При перемещении влево штоком гидроПри этом происходит уменьшение угла нилиндра 11 оси 25 стойки в пазу 26 излома звень в liIBpHHpHQ-ðû÷àæíoão тяга 15 и стойка 12 поворачиваются механизма 18 шток гидропилиндра 17 „ относительно своих осей кРеплениЯ к

Э 50 вытягивается и рабочая жидкость из платфоРме 2, а веРтикальнаЯ напРавлЯю. поршневой полости 21 свободно перете щая 16 перемецается вниз (нижнее поло. кает в пневмогидроаккумулятор 20 и жение вертикальной направляющей отночерез обратный клапан 23 в штоковую сительно транспортного средства покаполость 24.

55 эано на фиг. 2 штрихпунктирными линиПосле воздействия на грунт по ко- ямн) на определенную величину, соотманде с блока 3 управления устройство веTcòâóþíóþ количеству взаимодействий

5 подъема и сбрасывания производит подвижной каретки 19 с датчиком загподъем груза 4. При этом под действи- лубления 30. Размеры стойки 12 и тя1557538 ги 15, а также точки их крепления к платформе 2 выбраны таким образом, что при перемещении оси 25 стойки в . пазу 26 ось 14 шкива перемещается строго вертикально. При этом величина, энергии, передаваемой грузом 4 в грунт, не изменяется, так как высота подъема груза 4 определяется временем его подъема. Счетчик 40 числа импуль- 1р сов считает число сдвигов стойки 12 из исходного верхнего положения вниз.

Задатчик 41 числа задает число возможных сдвигов стойки 12 вниз. При достижении числом сдвигов заданного числА возможных. сдвигов коды на выходе счетчика 40 числа импульсов и задатчика 41 числа совпадают. При этом сбрасывается RS-триггер 35, он включает реле 37 времени и усилитель 39 мощности, с которого подается напряжение на электромагнит 44 гидрораспределителя 10. Гидрораспределитель переключается в положение 33. Линия

8 напора через распределитель 10 сое- 25 диняется со штоковой полостью 27, а поршневая полость 28 — с линией 9 слива. Шток гидроцилиндра 1! перемещается вправо, перемецая ось 25 стойки в пазу 26. При этом вертикальная направляющая 16 возврацается в первоначальное положение, Через заданное .время реле 37 времени возвращает

RS-триггер 35 в исходное.положение, последний через усилитель 39 мощности З отключает электромагнит 44 распределителя 10. Источник переезжает на новую физическую точку, и цикл повто-. ряется.

Если источник не отработал макси- 4р мального количества воздействий в одной физической точке, то возвращение вертикальной направляющей 16 осущест- . вляет нажатием на ключ 45.

Формула иэобрет ения

1. Источник сейсмических сигналов ударного типа, содержащий транспортное средство с платформОЙ груз трос 5р связывающий груз с устройством подъе " ма и сбрасывания, тягу и стойку, шарнирно связанные между собой и с платформой транспортного средства, напРавляющий шкив с закРепленной на стойке осью, вертикальную направляющую, выполненную в виде шарнирно установленного на стойке маятника с осью подвеса, совмещенной с осью направляющего шкива, подвижную каретку, размещенную в вертикальной направляющей и шарнирно связанную с грузом, а также гидросистему, включающую гидростаицию с гидролиииями напора и слива, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей источника сейсмических сигналов ударного типа за счет регулирования величины максимального заглубления груза в грунт, стойка смонтирована на платформе на оси, установленной с воэможностью пе ремещения вдоль выполненного в платформе паза, и снабжена механизмом перемецения, выполненным в виде гидро цилиндра, шток которого связан с осью стойки, а его поршневая и штоковая полости соединены с гидростанцией через дополнительно введенный распределитель с устройством управления,. связанным с размещенным на вертикальной направляющей датчиком заглубления.

2. Источник сигналов по и. 1, о тл и ч а ю ц и .й с я тем, что устройство управления распределителем состоит из двух RS-триггеров, двух реле времени, двух усилителей мощности, счетчика. импульсов, задатчика чисел, схема совпадения кодов и ключа, причем вход R первого RS-триггера связан с датчиком заглубления, а выход его соединен с входом первого усилителя мощности, счетным входом счетчика импульсов и входом первого реле времени, выход которого соединен с Sвходом первого RS-триггера, выходы счетчика импульсов соединены с входами схемы совпадения кодов, другие входы которой связаны с задатчиком чисел, выход схемы совпадения кодов соединен с R-входом второго RS-триггера, выход которого связан с входом второго усилителя мощности, R-входом счетчика числа импульсов и входом второго реле времени, выход которого связан с S-входом второго RS-триггера, выход первого усилителя мощности связан с электромагнитом распределителя, а выход второго усилителя мощности связан с электромагнитом распределителя и ключом ручного управления, вторые входы электромагнитов распределителя соединены с плюсом источника питания транспортного средства, а ключ и датчик заглубления соединены с обцим проводом питания транспортного средства.

1557538

1557538Составитель О.Комаров

Редактор Л.Веселовская Техред M.дидик, Корректор Т,Палид

Закаэ 717 Тираж 416 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета но иэобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101