Реверсивный электропривод постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматизированным электроприводам постоянного тока. Цель изобретения - повышение надежности. Реверсивный электропривод содержит электродвигатель, якорная обмотка 1 которого через первый выпрямитель 2 и первый индуктивно-емкостный преобразователь 3 подключена к выводам питания, подключенным через второй индуктивно-емкостной преобразователь 4, второй выпрямитель 5 и тиристорный реверсор 6 к обмотке 7 возбуждения. Тиристорный реверсор 6 управляется четырехканальным распределителем 13 импульсов через формирователи 14, 15, 16, 17. Электропривод управляется по току возбуждения, моменту и скорости. Повышение надежности обеспечивается за счет упрощения силовой цепи возбуждения электродвигателя. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) (51)5 Н 02 Р 5/06 и -.
Е, - ),,0GVgAPCTBEHHblA КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4464020/24-07 (22) 21.07.88 (46) 15.04.90. Бюл. Н 14 (71) Коммунарский горно-металлурги-. ческий институт и Производственное геологическое объединение "Ворошиловградгеология" (72) В.В.Калюжный, А.И.Иаевский, В.В.Криворучко и Н.Ф.Спикторенко (53) 621 ° 316 ° 718.5 (088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 886178, кл. H 02 Р 5/06, 1981.
Проблемы преобразовательной техники. Киев: Наук. думка, 1979, с.164!
67.
2 (54) РЕВЕРСИВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННО! О ТОКА (57) Изобретение относится к электро. технике, а именно к автоматизированHblM электропри водам постоянного То ка. Цель изобретения - повышение надежности, Реверсивный электропривод содержит электродвигатель, якорная обмотка 1 которого через первый выпрямитель 2 и первый индуктивно-емкостный преобразователь 3 подключена к выводам питания, подключенным через второй индуктивно-емкостный преобра зователь 4, второй выпрямитель 5 и
3 1557662 4 тиристорный реверсор 6 к обмотке 7 вод управляется по току возбуждения, возбуждения.- Тиристорный реверсор 6 моменту и скорости. Повышение надежуправляется четырехканальным распре- ности обеспечивается за счет упрощеделителем 13 импульсов через формиро- HHR силовой цепи возбуждения электрователи 14, 15, 16, 17. Электропри- двигателя. ил.
Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматизированному электроприводу постоянного тока, Цель изобретения - повышение надежности электропривода.
На чертеже приведена схема реверсивного электропривода постоянного тока.
Реверсивный электропривод постоянного тока содержит электродвигатель, якорная обмотка 1 которого через первый выпрямитель 2 и первый индуктивно-емкостный преобразователь 3 подключена к выводам питания, подключен ным через второй индуктивно-емкостный преобразователь 4, второй выпрямитель 5 и тиристорный реверсор 6 к обмотке 7 возбуждения электродвигателя, задатчик 8 задания скорости через .первый сумматор 9, соединенный с одним входом второго сумматора 10, второй вход которого соединен с задатчиком 11 момента, второй, вход первого сумматора 9 соединен с тахогенератором 12, четырехканальный распределитель 13 импульсов с выходными формирователями 14-17 в каждом канале, датчик 18 направления вращения, блок 19 ввода-вывода, последовательно соединенные трансформатор 20 тока, нуль-орган, 21, формирователь
22 угла регулирования.
Задатчик 8 задания скорости через блок. 19 ввода - вывода соединен с первым и вторым входами четырехканального распределителя 13 импульсов, выходные формирователи 14-17 которого выходами соединены с управляющими .электродами тиристоров тиристорного реверсора 6. Трансформатор 20.тока входом соединен между выходом второго индуктивно-емкостного преобразователя 4 и входом второго выпрямителя
5. Выход второго сумматора 10 через формирователь 22 угла регулирования соединен с третьим входом четырехканального распределителя 13 импульсов, пятый и шестой входы которого через датчик 18 направления вращения соединены с тахогенератором 12.
Тиристорный реверсор 6 образован тиристорами 23-26, Нуль-орган 21 предназначен для синхронизации четырехканального распределителя 13 импульсов.
15 На входы распределителя 13 поступают сигналы логического уровня И, N, К, R и g(Сигнал с(вырабатывает формирователь 22 угла регулирования тиристоров реверсора 6. Угол регулирования d отсчитывается от точек естественной коммутации диодов выпрямителя 5, получаемых с помощью нульоргана 21. Информация о моментах естественной коммутации вводится в фор25 мирователь 22 по первому входу. По второму входу осуществляется задание угла регулирования выходным сигналом второго сумматора 10.
Блок 19 ввода - вывода преобразует .аналоговый сигнал задатчика 8 скорости в сигналы М и N логического уровня, при помощи которых закодированы внешние команды управления сле= . дующим образом:
Внешние команды управления Н
"Вперед" 1
"Стоп" 0
"Назад" 0
Датчик 18 вырабатывает сигналы
К и R логического уровня, комбинация которых представлена ниже позволяет
4 контролировать вращение электродвигателя:
Режим работы электропри вода К R
Вращение вперед 0
Нулевая скорость 1 1
Вращение назад 0 1
Для этого на вход датчика 18 подают сигнал от тахогенератора 12. Выходной сигнал тахогенератора 12 поступает также на второй вход первого сумматора 9, выход которого связан с первым входом второго сумматора
10. На второй вход сумматора 10 подают сигнал задания момента.
5 1557662
Минимизированные логические урав- нения выходных сигналов распределителя 13 имеют вид.
Ч = И„= N(KR
И„= И„- M(KR V NK VNR) Y KR .
Электропривод работает следующим образом.
Устанавливают задатчик 8 скорости в нулевое положение и подключают электропривод к источнику переменного напряжения. Первые индуктивноемкостный преобразователь 3 и выпрямитель 2 создают в якорной цепи злект родвигателя номинальный ток якоря.
Индуктивно-емкостный преобразователь 4 и выпрямитель 5 при этом нулевом положении замыкаются накоротко тиристорами реверсора 6. При этом ток в цепи обмотки 7 возбуждения двигателя будет равен нулю и вращение якоря отсутствует.
Подают сигнал задания пускового момента, а задатчиком 8 задают необходимый уровень скорости электропривода. На входах распределителя 13 начинает действовать соответствующая комбинация сигналов, при которой импульсы управления поступают, например, на тиристоры 23, 26 в точках естественной коммутации тока, а на тиристоры 24, 25 - с задержкой на угол регулирования с(. В обмотке 7 возбуждения электродвигателя форсированно устанавливается заданный суммарным сигналом задатчиков 8 и 11 ток возбуждения. Электродвигатель разгоняется практически с неизменным ускорением.
По мере разгона сигнал обратной связи по скорости, получаемый с помощью тахогенератора 12, вычитается из сигнала задатчика 8 скорости. Это приводит к уменьшению сигнала на выходе второго сумматора 10 и, следовательно, к уменьшению угла регулирования. Уменьшение угла регулирования приводит, в свою очередь, к уменьшению тока в обмотке 7 возбуждения двигателя. Указанный процесс будет протекать до тех пор, пока электромагнитный момент, развиваемый электродвигателем, не сравняется с моментом сопротивления на его валу.
При этом наступает установившийся режим работы электропривода.
Реверс электропсивода осуществляется за счет Форсированного измецдния направления тока в обмотке 7 возбуж5 дения электродвигателя. Для этого снимают сигналы управления с тиристоров 23 и 26 реверсора и подают их в точках естественной коммутации ,на диагонально противоположные ти» ристооы 24 и-25. По мере разгона электропривода до скорости задания подключаются тиристооы 23 и 26 с углом регулирования, Повышение надежности реверсивного электропривода достигается за счет упрощения силовой цепи возбуждения электродвигателя, формула изобретения
Реверсивный электропривод пос-:
20 тоянного тока, содержащий электродвигатель, якорная обмотка которого через первый выпрямитель и первый индуктивно-емкостный преобразователь подключена к выводам питания, под25 ключенным через второй индуктивноемкостный преобразователь, второй выпрямитель и тиристорный реверсор к обмотке возбуждения электродвигателя, задатчик скорости, через перЗ0 вый сумматор соединенный с одним входом второго сумматора, второй вход которого соединен с задатчиком момента, второй вход первого сумматора . соединен с тахогенератором, о т л и
35 ч а ю шийся ем, что, с целью повышения надежности, в него введены четырехканальный распределитель импульсов с выходными формирователями в каждом канале, датчик направления
40 вращения, блок ввода-вывода, последовательно соединенные трансформатор тока, нуль-орган, формирователь угла регулирования, при этом задатчик скорости через блок ввода-вывода
45 соединен с первым и вторым входами четырехканального распределителя импульсов, выходные формирователи которого выходами соединены с управляющими электродами тиристоров тйристорно50 го реверсора,трансформатор тока входом соединен между выходом второго индук" тивно-емкостного преобразователя и входом второго выпрямителя, выход второго сумматора через формирователь угла
55 регулирования соединен с третьим входом четырехканального распределителя импульсов, пятый и шестой входы которого через датчик направления вращения соединены с тахогенератором.