Устройство для регулирования тягового генератора тепловоза

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам автоматики железнодорожного транспорта, в частности к устройствам для регулирования возбуждения тягового генератора тепловоза при изменении режимов его работы. Цель изобретения - повышение помехоустойчивости. Устройство содержит контроллер 1 машиниста, датчик 2 частоты вращения вала дизеля, подключенный к одному из входов задатчика 3 мощности, выход которого подключен к входу регулятора 4 возбуждения тягового генератора. Выход элемента И 5 подключен соответственно к другому входу задатчика 3 и одному из входов элемента ИЛИ 6, другой вход которого подключен через последовательно соединенные преобразователь 7 кода контроллера и элемент 8 задержки к выходу контроллера 1. Выход элемента 6 ИЛИ подключен к одному из входов элемента И 5, другой вход которого через последовательно соединенные блок 9 дифференцирования и пороговый элемент 10 подключен к датчику 2. Устройство обеспечивает на время переходного процесса при увеличении частоты вала дизеля снижение мощности тягового генератора, обеспечивая повышение приемистости тепловоза, а также имеет повышенную помехоустойчивость при боксовании тепловоза и ложных кодов контроллера 1. 1 ил.

СОЮЗ О:ЕЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИМ

РЕСПУ БЛИН (53)5 В 60 L 11/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И 01НРЫТИЯМ

ПРИ П4НТ СССР

1 (21) 4495958/27-11 (22) 16.08.88 . (46) 23.04,90. Бюп. В 15 (71) Научно-исследовательский, проектно конструкторский и технологический институт тяжелого электромашнностроения Харьковского завода "Злектротяжмаш" им.В.И.Ленина (72) В.С.Калмыков, В.И.Липовка, В.И.Попов и В.И.Казьмин (53) 621.132 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

И» 965821, кл..В 60 L 11/02, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЯ».

ГОВОГО ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА.(5?) Изобретение относится к устройствам автоматики железнодорожного транспорта, в частности к устройствам для регулирования возбуждения тягового генератора тепловоза при изменении режимов его работы. Цель изобретения - повьппение помехоустойчивости.

Устройство содержит контроллер 1 ма„,SU„„3558724 А1

2 иыниста, датчик 2 частоты вращения вала дизеля, подключений к одному из входов задатчика 3 мощности, выход которого подключен к входу регулятора 4 возбуждения тягового генератора.

Выход элемента 31 5 подключен соответственно к другому входу эадатчика

3 и одному нз входов элемента ИЛИ 6, другой вход которого подключен через последовательно соединенные преобразователь 7 кода контроллера и элемент

8 задержки к выходу контроллера 1.

Выход элемента ИЛИ б подключен к одному из входов элемента И 5, доугой вход которого через последовательно соединенные блок 9 ди4Ференцирования и пороговый элемент 10 подключен к датчику 2. Устройство обеспечивает на время переходного процесса прн увеличении частоты вала дизеля снижение мощности тягового генератора, обеспечивая повыаение приеиистости теплово- за, а также имеет повмвенную помехоустойчивость при боксовании тепловоза и ложных кодов. контроллера 1. 1 ил.

1558724

35

45

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам для регулирования возбуждения тягового генератора тепловоза при изменениях режимов его работы.

Цель изобретения — повышение помехоустойчивости.

На чертеже приведена функциональная схема устройства.

Устройство содержит контроллер 1 машиниста и датчик 2 частоты вращения вала дизеля, лодключенный к одному из входов задатчика 3 мощности, выход которого подключен к входу регулятора 4 возбуждения тягового генератора.

Выход элемента И 5 подключен соответственио к другому входу задатчика 3 и одному из входов элемента ИЛИ 6.

Другой -вход элемента ИЛИ 6 подключен к выходу контроллера 1 через последовательно соединенные преобразователь 7 кода контроллера и элемент 8 задержки, а выход — к одному из входов элемента И 5, другой вход которого подключен к датчику 2 через последовательно соединенные блок 9 дифференцирования и пороговый элемент 10.

Устройство работает следующим образом.

Преобразователь 7 формирует на своем выходе сигнал в виде постоянного напряжения при переводе контроллера 1 в сторону увеличения позиций.

Длительность этого импульса пропорциональна разнице иодов набранных позиций. Преобразователь 7 может быть реализован последовательным соединением цифроаналогового преобразователя, интегратора, дифференциатора, одионолупериодного выпрямителя и усилителя-ограничителя.

В статическом режиме при неизменной позиции контроллера 1 сигнал на выходе преобразователя 7 равен нулю.

На выходах элемента 8 задержки, элементов ИЗИ 6 и И 5 сигналы также равны нулю. В этом случае сигнал задания мощности тягового генератора, образуемой задатчиком 3, определяется только сигналом, пропорциональным частоте оборотов вала дизеля, снимаемым с выхода датчика 2.

При уменьшении номера позиции контроллера 1 на выходе преобразователя

7 сигнал также равен нулю, и поэтому регулирования режимов работы тягового генератора не происходит.

При переводе контроллера 1 в сторону увеличения позиций на выходе преобразователя 7 появляется сигнал в виде постоянного напряжения (логическая " 1"), длительность которого определяется числом наброшенных позиций.

Полученный на выходе преобразова теля 7 сигнал поступает на элемент 8 задержки, который увеличивает длительность этого сигнала за счет,задержки заднего фронта на фиксированную величину, Сигнал с выхода элемента 8 поступает через элемент ИЛИ 6 на один из входов элемента И 5.

Из-за инерционности элементов регулирования мощности дизеля сигнал на выходе датчика 2 изменяется не сразу, поэтому некоторое время после перевода контроллера 1 в сторону увеличения позиций сигналы на выходах блока 9 и элемента И 5 равны нулю и воздействие на задатчик 3 не происходит.

Перевод контроллера 1 в сторону увеличения позиций вызывает через некоторое время рост частоты вращения вала дизеля. При этом на выходе блока 9 появляется сигнал, пропорциональный темпу роста частоты вращения.

При достижении сигнала на выходе блока 9 определенного уровня на выходе элемента 10 выделяется сигнал логической " 1", который поступает на вход элемента И 5. В случае присутствия на обоих входах элемента И 5 логических "1" на его выходе также появляется сигнал, который воздействует на задатчик 3, уменьшая его коэффициент передачи. При появлении сигнала на выходе элемента И 5 на выходе элемента ИЛИ 6 также присутствует сигнал логической "1" независимо от наличия сигнала на выходе элемента 8.

Таким образом, при исчезновении сигнала с выхода преобразователя 7 уменьшенный коэффициент передачи задатчика 3 сохраняется на все время переходного процесса набора частоты.

Когда частота оборотов дизеля устанавливается в соответствии с заданной контроллером 1 позицией на выходе блока 9, сигнал становится равным нулю, соответственно становится равным нулю сигнал на выходах элементов 10 и И 5. При этом коэффициент передачи задатчика 3 возрастает до номинального уровня и соответственно

1558724

Формула изобретения

Составитель tO.Ùåðáà

Техред А.Кравчук Корректор Т.Малец

Редактор А,Шандор

Тираж 382

Заказ 8О7

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и.открытням при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,101

5 происходит набор мощности дизеля до требуемого уровня.

Таким образом, при переводе контроллера 1 в сторону увеличения позиций сигнал задания по мощности тягового генератора снижается на время переходного процесса увеличения частоты дизеля. При этом дизель выходит на повышенные обороты с пониженной мощностью, что обуславливает повышение приемистости тепловоза.

Элемент 8 удяиняет длительность импульса на выходе преобразователя

7 на заданное время из расчета инерционности регулятора дизеля. Так, при переводе контроллера 1 в сторону увеличения на одну позицию сигнал на выходе элемента 8 присутствует до тех пор, пока не появляется сигнал на выходе блока 9.

Если в стационарном режиме (при неизменной позиции контроллера 1) боксование тепловоза вызывает изменения сигнала по частоте дизеля, снижение сигнала задания по мощности не происходит, так как на одном из входов элемента И 5 сигнал в этом режиме равен нулю.

Вместе с тем, при ложных кодах или дребезге контактов контроллера

1 возникает сигнал на выходе преобразователя 7 и соответственно,появление "i" на другом входе элемента

И 5. б

Однако уменьшение сигнала задания па мощности не происходит, так как на другом входе (a значит, и на выходе) элемента И S сигнал равен нулю, что обеспечивает высокую помехозащищенность устройства.

%Q

Устройство для регулирования тягового генератора тепловоза, содержащее контроллер машиниста и датчик частоты вращения вала дизеля, подключенный к одному из входов задатчика мощности, выход которого подключен к входу регулятора возбуждения тягового генератора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения помехо3) устойчивости, оно снабжено преобразователем кода контроллера, элементом задержки, элементом ИЛИ, блоком дифференцирования, пороговым элементом и элементом И, выход которого

25 подключен соответственно к другому входу задатчика мощности и одному из входов элемента ИЛИ, другой вход которого подключен к контроллеру машиниста через последовательно соединенные преобразователь кода контроллера и элемент задержки, а выход— к одному из входов элемента И, другой вход которого подключен к датчику частоты вращения вала дизеля через последовательно соединенные блок дифференцирования и пороговый элемент.