Способ получения дорожного битума
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение касается нефтехимии, в частности производства дорожных битумов, используемых в дорожном строительстве. Цель - восстановление физико-механических и эксплуатационных свойств битума. Его получение ведут введением в нагретый до 100-120°С состаренный битум добавки. В качестве последней используют (%) на массу исходного сырья: а) 6-7% кубового остатка ректификации синтетических душистых веществ, или б)13-14% 50%-ный раствор в нефтяном гудроне синтетических жирных кислот C<SB POS="POST">21</SB>C<SB POS="POST">24</SB>, или в) 4-5% 4%-ный раствор в кубовом остатке ректификации стирола атактического полипропилена или дивинилстрильного термоэластопласта. В этом случае полностью восстанавливаются требуемые свойства битума. 3 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (111 (S1)S С 1О С 3/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ пО изОБРетениям и ОтнРытиям
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ И3ОБРЕТЕНИЯ,/
К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4404943/23-04 (22) 22.02.88 (46) 23.04.90. Бюл. 9 15 (71) Московский институт нефти и газа им, И.М.Губкина (72) С.В.Ступак, А.А.Гуреев, 3.И.Сюняев, Е.Н.Ефанова, Т.С.Голодная, Н.И.Маненкова, H.Ã.Ðóññêèõ, В.Н.Кононов, А.С.Случ,.В.А.Винокуров, Т.Н.Гаврилова, А.С.Садов, С.Б.Синельников и Е.А.Мякин (53) 665.637(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1289849, кл. С 04 В 26/26, 1985.
Ильев Э.Б. Восстановление монолитности асфальтобетона в дорожных покрытиях: Автореф. канд.дис. — Харьков, 1976.
Изобретение относится к способам получения нефтяного дорожного битума и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности.
Целью изобретения является восстановление физико-механических и эксплуатационных свойств битума.
В табл.1 представлены добавки, которые вводят индивидуально или комбинированно в состаренный битум.
Кубовый остаток ректификации син-. тетических душистых веществ содержит до 20 мас.X фракции 120-160 С. Эта легкоподвижная жидкость коричневого
2 (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА (57) Изобретение касается нефтехимии, в частности производства дорожных битумов, используемых в дорожном строи. тельстве. Цель — восстановление физи ко-механических и эксплуатационных свойств битума. Его получение ведут о введением в нагретый до 100 — 120 С состаренный битум добавки. В качестве последней используют (7) на массу исходного сырья: а) 6-7% кубового остатка ректификации синтетических душистых веществ, или б) 13-147. 507-ный раствор в нефтяном гудроне синтетических жирных кислот С« -С 4, или в)
4-5Х 4Х-ный раствор в кубовом остатке ректификации стирола атактического голипропилена или дивинилстирольного термоэластопласта. В этом случае пол- С ностью восстанавливаются требуемые свойства битума. 3 табл. цвета с характерным запахом содержит альдегиды, кетоны и спирты. В ее высокосмолистой части находятся продукты осмоления и полимеризации индокса- о на. Температура вспышки !00 С, плотность 989 кг/м
Синтетические жирные кислоты Cgq— †. С вЂ” кубовый остаток ректификации
<4, жирных кислот. Это мазеобразное веще-, ство светло-желтого цвета, растворимое в нефтепродуктах, имеет среднюю мол.м. 352,4, т.пл. 62-87 С, плот.ность при 20 С 822 кг/м, кислотное число 1 67 .
1558954
19,1
Используемый нефтяной гудрон име-. ет следующие показатели: плотность при 20 С 989,7 кг/м ; содержание се J. о ры 2,35 7.; вязкость при 20 С
75 Па с; коксуемость 12,5 мас.%; темо пература вспышки 283 С; температура размягчения 39 С. При этом его групповой химический состав следующий, мас.7: 10
Парафина-нафтеновые соединения
Ароматические углеводороды моноциклические 13,2 15 бициклические 13,1 полициклические 29,1
Смолы 18,5
Лсфальтены 7,0
Атактический полипропилен — побоч- 20 ный продукт полимеризации пропилена в присутствии каталитического комплекса. Это вязкая, прозрачная масса желтого цвета, которая характеризует 3. ся .показателями: мол.м. 10-15 10; 25 т.пл. 75-90 C содержание изоатактичес-, кого пропилена не более 15 мас.%; зольность 1,5 мас.7.
Цивинилстирольный термоэластопласт — блоксополимер стирола и дивинила с .содержанием стирола 28-32%.
Твердое полимерное вещество белого цвета, растворимое в битуме через нао бухание при 100-120 С. Средняя мол.м.
90000, температура деструкции 23025(t С.
Кубовый остаток ректификации производства стирола представляет собой жидкость темно-коричневого цвета с характерным запахом. По своему хими- 40 ческому составу относится к компонентам ароматического основания. Плотность 1,060 кг/и, условная вязкость э при 50 С 24 с, содержание влаги не более О,l об.% температура застывао ния не более 35 С. Кубовый остаток содержит, мас.%: полистирол 30-35; стирол 21-28; о(.-метилстирол 5,5-8,0; этилбензол 0,08-0,24.
Комбинированную добавку РИНГ-2 готовят следующим образом.
В 50 г расплавленного гудрона, нагретого до 100-105 С, вводят предва рительно расплавленные синтетические жирные кислоты С, -С в количестве
50 г. Раствор тщательно перемешивают.
Комбинированные добавки МИНТ-3 и
МИНГ-4 готовят следующим образом.
В 100 г кубового остатка ректификации стирола вводят 4 г атактического полипропилена или дивинилстирольно— го термоэластолласта. Раствор нагревают до температуры плавления соответствующего полимера и тщательно перемешивают.
Пример. Стандартный нефтяной дорожный битум подвергают термостарению. Термостарение в тонком слое (1 мм) осуществляют при 160 C в течение 8 ч. В 100 r состаренного таким образом стандартного нефтяного дорожного битума, нагретого до 100-120 С, вводят добавки МИНГ в количестве 1 r (1 мас.%). Результаты приведены в табл.2.
Аналогичным образом получают битумы с другими концентрациями добавок (табл.2).
В табл.2 приведены испытания физико-химических свойств дорожных битумов, полученных предлагаемым способом, а в табл.3 — физико-химические свойства битума, полученного известным способом.
Как следует из приведенных в табл.2 и 3 данных, при введении в состаренный нефтяной дорожный битум
6-7 мас.% добавки МИНГ-1, 13-14 мас.7 добавки МИНГ-2, 4-5 мас.% добавки
МИНГ-4 и 4-5 мас.% добавки МИНГ-4 происходит наиболее комплексное восстановление структурно-механических и эксплуатационных свойств нефтяного вязкого дорожного битума.
Из приведенных данных также следует:; что введение добавок MHHI в концентрациях, выходящих за предлагаемые пределы, не позволяет получить стандартные битумы.
Известный способ по сравнению с предлагаемым имеет недостатки. Введение в состаренный нефтяной битум
6 мас.% мазута увеличивает количество дисперсионной среды в нем и восстанавливает соотношение среда:фаза. Таким образом, вследствие разжижения состарениого битума мазутом происходит уменьшение дисперсности структуры: уменьшается температура размягчения и увеличивается пенетрация при о
25 С. При этом из-за отсутствия новых дисперсных центров структурного каркаса не восстанавливаются такие основные эксплуатационные свойства, как
155895 растяжимость при 25 С, низкотемпературная пенетрация и когезия.
Введение в состаренный дорожный нефтяной битум вещества полимерного происхождения — дивинилстирольного
5 термоэластопласта (ДСЦ позволяет получить новые центры в дисперсной структуре старого битума, но при этом не увеличивает количества дисперсионной
10 среды, т. е. дисперсность остается постоянной. Это приводит практически к неизменной теплостойкости состаренного образца. При этом такие свойства, как растяжимость и температура хрупкости не улучшаются {табл.3}. !
Таким образом, предлагаемый способ с применением добавок в отличие от известного позволяет полностью восстановить структурно-механические и эксплуатационные свойства состаренного нефтяного вязкого дорожного битума. !
Способ получения дорожного битума путем введения в нагретый до 100о
120 С состаренный нефтяной битум добавки, отличающийся тем, что, с целью восстановления физикомеханических и эксплуатационных свойств битума, в качестве добавки используют кубовый остаток ректификации синтетических душистых веществ в количестве 6-7 мас.% на исходное сырье или 50%-ный раствор в нефтяном гудроне синтетических жирных кислот
С, -С в количестве 13- 14 мас.,% на . исходное сырье, или 4%-ный раствор в кубовом остатке ректификации стирола атактического полипропилена или дивинилстирольного термоэластопласта в количестве 4-5 мас. % на исходное сырье, Таблица 1
Концентрация добавки вводи мой в еостар енный битум, мас.%
ИИНГ-1
Кубовый остаток ректификации синтетических душистых веществ
6-7
50%-ный раствор синтетических жирных кислот Сд, -С в гудроне 13-14
ИИНГ-2
4%-ный раствор атакти— ческого -полипропилена в кубовом остатке ректификации стирола
МИН Г-3
4-5
4%-ный раствор дивинилстирольного термоэластопласта s кубовом остатке ректификации стирола
МИНГ-4
Таблица 2
Когезия, кг/см
ТемпераРастяжиГлубина проникновения иглы, х0,1 мм, при температуре, OC
Температура размягчения, ОС
Образец мость при 25 С, см хрупкости
a„„
25 0
Исходный битум
42
100
30 — 10
2,0
Состаренный битум
19
2,6
Добавка Состав добавки
Формула изобретения! 558954
Продолжение табл.2
Образец
Когезия, кг/см
БОИНГ-)
31
55
1,3
21 80
1 4
-10
83
22.l,6
80
-10
1,5
77
32
1,4
MHHI -2
50
1,8
-13
-!4
l,8
23
39
41
1,7
-12
24
-14
),9
24
-16
1,8
l5
МИНГ-3
32
58
),7
22
I S
40
35
-13
),7
1,7
25
59
53
l 7
МИНГ-4
27
)6
2,5
2,4
)6
-12
1,7
2,4
32
36
2,2
56
2 I
-l0
1,9
35
59
Состаренный би" тум + добавка, мас.Х:
Температура размягчения, С
Глубина проникновения иглы, кО,) мм, при температуре, Dc
25 0
Растяжимость при 25 С, см
Температура хрупкости, 0С!
1558954
Таблица 3
Образеп
Растяжи—
Температура
Когезия, кг/см хрупкости, С
Исходный битум 51
Састаренный би— — 10
2,0
100
-2,5 2,2
62,5 18
28 тум
Состаренньш битум + ДСТ, мас.7:
2,0
30
2,0
27
12
2,3
62
2,6
10
2,5
58 29
2,0
56, 32
55 35
1,6
44
53 38
Составитель Н.Королева
Редактор И.Дербак Техред A.Êðàí÷óê Корректор В.Кабаний
Заказ 819 Тираж 448 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Ужгород, ул. Гагарина,!01
Состаренный битум + мазут, мас. 7.:
Температура размягчения, ОС! лубина проникновения иглы при
25.С, х 0,1 мм масть при 25 С, см