Центробежный нагнетатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение может быть использовано в атомных энергетических установках. Цель изобретения - повышение надежности работы нагнетателя путем стабилизации осевого зазора между рабочим колесом (К) и уплотнением. Между К 4 и корпусом 1 нагнетателя расположен подвижный в осевом направлении уплотнительный элемент 5, жестко связанный тягой 9 с упорным подшипником 6. Подшипник 6 размещен на валу 3 за К и выполнен в виде кольцевого элемента с кольцевой канавкой 8 для размещения на выступе 7 вала 3. Коэффициенты линейного расширения материала тяги 9 и вала 3 равны, благодаря чему исключено влияние температурного поля на зазор между К и корпусом. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4421123/25-06 (22) 04.05.88 (46) 23.04.90. Бюл. М 15 (72) A.È. Куропатов (53) 621 635(088 8) (56) Авторское свидетельство СССР

И 765520 кл. F 04 D 17/08, 1978. (54) ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАГНЕТАТЕЛЬ (57) Изобретение м.б. использовано в атомных энергетических установках.

Цель изобретения - повышение надежности работы нагнетателя путем стабилиза- ции осевого зазора между рабочим коле„.SU„, 1559226 А 1 (51) 5 F 04 D 17/08 F 01 D 11/02

2 сом (К) и уплотнением. Между К 4 и корпусом 1 нагнетатепя расположен подвижный в осевом направлении уплотни" тельный элемент 5, жестко связанный тягой 9 с упорным подшипником 6. Подшипник 6 размещен на валу 3 за К и выполнен в виде кольцевого элемента с кольцевой канавкой 8 для размещения на выступе 7 вала 3, Коэффициенты линейного расширения материала тяги 9 и вала 3 равны, благодаря чему исключено влияние температурного поля на за" зор между К и корпусом. 3 з.п. ф-лы, ил .

1559220

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в атомных энергетических установках в качестве циркулятора газового тепло5 носителя по замкнутому контуру установки.

Целью изобретения является повышение надежности работы нагнетателя путем стабилизиации осевого зазора меж- 1ð ду рабочим колесом и уплотнением.

На чертеже показан центробежный нагнетатель, продольный разрез.

Центробежный нагнетатель содержит корпус 1 и установленный в радиальных подшипниках 2 вал 3 с расположенным на нем рабочим колесом 4 полуоткрытого типа. Между корпусом 1 и рабочим колесом 4 расположен подвижный в осевом направлении уплотнительный 20 элемент (лабиринтное уплотнение).

На валу 3 за рабочим колесом 4 установлен упорный,.подшипник 6, жестко связанный с уплотнительным элементом

5, и выполнен кольцевой выступ 7, а 25 упорный подшипник 6 выполнен в виде кольцевого элемента с кольцевой канавкой 8 для размещения на выступе 7 вала. Связь подшипника 6 с элементом

5 выполнена в виде по крайней мере ЗО одной тяги 9. Последняя выполнена из материала с коэффициентом линейного расширения, равным коэффициенту линейного расширения материала вала 3.

Между корпусом 1 и корпусом 10 подшипника 6 размещена тепловая изоляция 11; в которой и корпусе 10 в месте размещения тяги 9 установлены уплотнения

12 и 13. Упорный подшипник 6 может быть расположен в зоне размещения ра- 40 диального подшипника 2, ближайшего к рабочему колесу 4. Уплотнительный элемент уплотнен относительно корпуса

1 уплотнением 14 и может быть поджат к выступу 7 вала 3 с помощью пружин- 4 ных элементов 15.

Центробежный нагнетатель работает следующим образом.

При вращении рабочего колеса 4 подвижный уплотнительный элемент 5 при- О жат через упорный подшипник 6 к кольцевому выступу 7 вала 3 гидравлической силой, действующей на элемент 5 от напора колеса 4. При этом монтажный зазор между подвижным элементом 5 и лопатками полуоткрытого колеса 4 остается неизменным. Уплотнение 14 исключает переток газа из области повышенного давления на вход нагнетателя.

При разогреве нагнетателя, в процессе выхода его на номинальный режим работы происходит перемещение корпуса

1 относительно вала 3 и колеса 4. При этом перемещение корпуса 1 в месте уплотнения 14 не влияет на величину монтмного зазора между элементом 5 и колесом 4.

Наряду с температурным фактором на перемещение корпуса 1 влияет силовой .-.актор от действия внутреннего давлен я. В результате этого вал 3 перемещается относительно корпуса 1 из-за прогиба последнего. Однако перемешение вала 3 относительно корпуса 1 не влияет на монтажный зазор,.так как вместе с валом 3 перемещается и подвижный элемент 5.

Влияние температурного поля на указанный зазор исключено и тем, что тяга 9 выполнена из материала с коэффициентом линейного расширения, близким к этому коэффициенту материала вала или одинаковым с ним. Тяга 9 уплотнена в месте прохода через тепловую изоляцию 11 и корпус 10 подшипника

6 с помощью уплотнений 12 и 13, что исключает переток газа и масла в контур. Расположение упорного подшипника

6 за рабочим колесом 4 под изоляцией

11 в зоне низких температур и в едином корпусе 10 с радиальным подшипником 2 позволяет использовать его смазку и значительно повысить надежность работы упорного подшипника 6. формула изобретения

1. Центробежный нагнетатель, содержащий корпус, установленный в радиальных подшипниках вал с расположенным на нем рабочим колесом полуоткрытого типа, подвижный в осевом направлении уплотнительный элемент, расположенный между корпусом и рабочим колесом, и упорный подшипник, установленный на валу и жестко связанный с подвижным уплотнительным элементом, о т п и ч аю шийся тем, что, с целью повышения надежности, на валу за рабочим колесом выполнен кольцевой выступ, упорный подшипник выполнен в виде колькольцевого элемента с кольцевой канавкой для размещения на выступе вала, а связь упорного подшипника с уплотни" тельным элементом выполнена в виде по крайней мере одной тяги.

Составитель Э, Айбиндер

Техред M.Õîäàíè÷ Корректор Н. Король

Редактор О. Юрковецкая

Заказ 832 Тираж 497 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101

2. Нагнетатель по и. 1, о т л и - шипника размещена тепловая изоляция, ч а ю шийся тем, что тяга выпол- в которой и корпусе подшипника в меснена из материала с коэффициентом ли- те размещения тяги установлены уплот° У неиного расширения, равным коэффициен- нения. ту линейного расширения ма териала ва5

4. Нагнетатель по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что упорный под3. Нагнетатель по пп. 1 и 2, о т - шипник расположен в зоне размещения л и ч а ю шийся тем, что между радиального подшипника, ближайшего к его корпусом и корпусом упорного под- 10 рабочему колесу.