Устройство для обучения операторов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в тренажерах для практической подготовки групп операторов, совместно выполняющих общий алгоритм управления АСУ. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Использование предлагаемого устройства позволит повысить его функциональные возможности при подготовке операторов к совместной деятельности и достичь повышения эффективности системы подготовки операторов, входящих в группу и выполняющих общий алгоритм управления. Устройство содержит индикатор 12, блок 19 предъявления учебной информации, дешифратор 18, блоки 6, 13 сравнения, регистр 11, блок 21 ввода ответов, а также вновь введенные блок 20 предъявления учебной информации, счетчик 15, блок 25 сравнения, формирователь 23 кодов и элемент 24 памяти. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (29) (22) (51)5 С 09 В 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР описания изоБрктьни „.,,"", Н A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 444 1775/24-24 (22) 15.06.88 (46) 23.04.90. Бюл. У 15 (72) В.И.Балабай, Ю.Ф.Кривой, С.И.Севастьянов, Е.А.Михеев и В.А.Санников (53) 681.3,071(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР

22 1492368, кл. G 09 В 9/00, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТ0Р0В (57) Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в тренажерах для практической подготовки групп операторов, совместно выполняющих общий алгоритм управления АСУ. Цель иэо2 бретения — расширение дидактических возможностей устройства. Использование предлагаемого устройства позволит повысить его функциональные воэможности при подготовке операторов к совместной деятельности и до стичь повышения эффективности системы подготовки операторов, входящих в группу и выполняющих общий алгоритм управления. Устройство содерлжт индикатор 12, блок 19 предъявления учебной информации, дешифратор 18, блоки 6, 13 сравнения, регистр 11 блок 21 ввода ответов, а также вновь введенные блок 20 предъявления учебной информации, счетчик 15, блок 25 сравнения, формирователь 23 кодов и элемент 24 памяти. 1 ил.

1559363

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано в тренажерах для практической подготовки групп операторов, совместно выполняющих общий алгоритм управления АСУ.

Цель изобретения — расширение дидактических воэможностей устройства.

На чертеже приведена функциональная схема устройства для обучения операторов.

Устройство содержит регистры 1 адреса микрокоманды, узлы 2 памяти микропрограмм и регистры 3 микрокоманды,информационные табло 4, панели 5 органов управления, блок 6 сравнения„ элементы ИЛИ 7. В качестве группового оборудования устройство содержит элементы И 8, элемент 9 задержки, счетчик 10, регистр 11, индикатор 12, блок 13 сравнения, триггер 14, счетчик 15, элемент И 16, элемент И 17, дешифратор 18, а также блоки 19 и 20 предъявления учебной информации, блоки 21 и 22 ввода ответов, формирователь 23 кодов, элемент 34 памяти, блок 25 сравнения.

Регистр 1 предназначен для хранения данных об управляющей составляющей алгоритма для хранения оператора. Регистр 1 хранит в ячейках адреса микрокоманд, находящихся в узле

2 и соответствующих операциям алгоритма. Причем регистр 1 имеет столько ячеек, сколько операций содержит алгоритм деятельности. При появлении сигнала на входе регистра 1 производится, выбор первой микрокоманды микропрограммы, соответствующей первой операции алгоритма. С поступлением сигнала на другой вход регистра 1 производится сдвиг и считывание следующей микрокоманды микропрограммы, соответствующей. очередной операции алгоритма, Узел 2 служит для хранения параметров алгоритма деятельности. В узле 2 хранятся в виде микропрограммы микрокоманды, соответствующие операциям алгоритма деятельности оператора. Каждая микрокоманда состоит из двух микроопераций. В первой хранится код органа табло 4, который изменяет свое состояние в данной операции, во второй хранится код органа панели 5, который должен быть задействован оператором в данной операция.

Регистр 3 предназначен для кратковременного хранения параметров текущей операции алгоритма деятельности оператора. Первые выходы регистра 3 предназначены для перезаписи содержимого первой микрооперации, вторые — для второй микрооперации, после появления сигнала на втором, управляющем, входе регистра 3.

Табло 4 и панель 5 являются физической моделью пульта оператора для управления реальной (изучаемой)

АСУ по внешнему виду и расположению соответствующих органов.

Блок 6 сравнения предназначен для оценки безошибочности действий оператора за счет сравнения кодов требуемого органа управления панели 5 и задействованного оператором, поступающих на входы блока 6.

Элемент ИЛИ 7 управляет считыванием содержимого второй микрооперации иэ регистра 3 в блок 6.

Счетчик 10 предназначен для подсчета числа операций, выполненных оператором старшего ранга.

Регистр 11 служит для хранения числа операций, после выполнения которых оператором старшего ранга

4 должен приступить к работе оператор младшего ранга.

Триггер 14 управляет подключением счетчика 15.

Дешифратор 18 совместно с индикатором 12 позволяют отобразить допущенное число ошибок оператора .младшего ранга.

4р Счетчик 15 предназначен для подсчета числа ошибок, допущенных оператором младшего ранга вследствие несвоевременных попыток начать выполнение индивидуального алгоритма.

45 Устройство работает следующим образом.

При включении устройства на вход регистра. 1 и на вход триггера 14 поступает сигнал с внешнего входа устройства (при его запуске), По данному сигналу производится обнуление счетчиков 10 и 15 и выбор микрокоманды в узле 2 соответствующей первой операции алгоритма деятельности. Содержимое данной микрокоман-. ды из узла 2 переписывается в регистр

3 микрокоманды, что приводит к появлению сигналов на его первых выходах.

Данный сигнал производит смену согера 14, а с его выхода — на вход элемента И 17, что приводит к тому, что все действия, произведенные оператором младшего ранга, контролируются блоком б его рабочего места, и в случае безошибочности его действий сигнал с выхода блока 6 поступает на .вход регистра 1 оператора младшего ранга своей части алгоритма управления.

Предлагаемое устройство расширяет дидактические возможности при подготовке операторов к совместной деятельности и повышает эффективность системы подготовки операторов, входящих в группу и выполняющих общий алгоритм управления.

Формула изобретения

Устройство для обучения операторов,содержащее первый блок предъявления учебной информации, установочный вход которого является входом . устройства, адресный вход соединен с выходом первого блока сравнения, вход опроса — с синхровходом первого блока ввода ответов, а выходы — с соответствующими входами первой груп— пы первого блока сравнения„ входы второй группы которого подключены к соответствующим информационным выходам первого блока ввода ответов, второй блок сравнения, индикатор, 35 регистр и дешифратор, о т л и ч аю щ е е с я тем, что,. с целью расши-. рения дидактических возможностей устройства, в него введены второй блок предъявления учебной информации, второй блок ввода ответов, третий блок сравнения, формирователь кодов, элемент памяти, счетчик, установочный вход которого подключен к установочным входам первого блока предьявления учебной информации и формирователя кодов, информационный вход— к первому выходу элемента памяти, а выход к соответствующим входам дешифратора, выходы которого соединены

50 с соответствующими входами индикатора, информационные входы регистра являются соответствующими входами устройства, управляющий вход соединен с сннхровходом .распределителя импульсов, а выходы — с соответствующими входами первой группы третьего блока сравнения, входы второй группы которого подключены к соответствующим выходам формирователя кодов, пер5 1559363

6 стояния соответствующих органов таб-ло 4.

Оператор старшего ранга, восприняв данную информацию, воздействует на орган панели 5. Код задействованного органа поступает на входы.первого блока 6 и через элемент 7 проходит непосредственно на вход регистра 3, из которого код требуемого органа из второй микрооперации поступает на входы первого блока 6.

В случае допущения оператором старшего ранга ошибки сравнение кодов, поступивших на входы первого блока 6, не происходит и сигнала на

его входе нет.

Если оператор выполнил требуемое действие правильно, то на выходе первого блока 6 появляется сигнал, ко- 2О торый поступает на вход регистра 1 ° что приводит к выбору адреса очередной микрокоманды. Сигнал поступает также на счетный вход счетчика 1О для подсчета числа операций, выпол=- g5 ненных оператором старшего ранга.

Процесс циклически продолжается в описанном виде до тех пор, пока значения чисел, записанных в счетчике 10 и регистре 11 не совпадут, 3П т.е. пока не наступит пора действовать оператору младшего ранга — подчиненному. Все его попытки вмешаться в ход управления на данном этапе будут зафиксированы как ошибки. При задействовании им какого-либо органа своей панели 5 .сигнал через. элемент

ИЛИ 7 поступает на вход элемента

И 17 и на вход элемента И 16. Поскольку сигналом с единичного выхода триггера 14 открыт элемент И 16, то сигнал с выхода элемента ИЛИ 7 оператора младшего ранга через открытый элемент И 16 поступает на счетный вход счетчика 15 для подсчета числа ошибочных действий оператора младшего ранга, обусловленных незнанием момента начала выполненйя индивидуального алгоритма управления.

После выполнения оператором старmего ранга требуемого числа операций до момента вступления в работу оператора младшего ранга на выходе блока 13 появляется сигнал, который производит выбор первой микрооперации индивидуального алгоритма деятельности оператора младшего ранга (из узла 2 его. рабочего места).

Сигнал также поступает на вход триг1559363

Составитель А.Карлов

Редактор В.Петраш Техред Л.Сердюкоав Корректор Л .Патай

Заказ 839 Тираж 393 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,!01 вый выход — к первому информационному входу элемента памяти и установочному входу второго блока предъявления учебной информации, а второй выход — к второму информационному входу злемента памяти, вход считывания которого соединен с синхровыходом второго блока ввода ответов, а вто- рой выход — с входом опроса второго блока предъявления учебной информации, адресный вхоц и выходы которого подключены соответственно к выходу и соответствующим входам второго блока сравнения, входы второй группы которого соединены с соответствующими информационными выходами второго блока ввода ответов, информационный вход формирователя кодов подключен к выходу первого блока сравнения.