Групповой тренажер психофизиологических качеств водителя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для определения психофизиологических характеристик. Изобретение позволяет повысить надежность водительских кадров за счет повышения эффективности процесса обучения и формирования навыков безопасного управления автомобилем. Цель изобретения - повышение достоверности результатов испытаний путем одновременного исследования формирования навыков управления и динамики психофизиологических параметров операторов. Тренажер представляет собой набор пультов операторов, оснащенных стандартными органами управления с датчиками их положения и индикаторами психофизиологического контроля, программатор, коммутатор контроля, блок предъявления информации, блок предъявления тестов, индикатор ошибок. В процессе обучения оператор размещается за пультом и, имитируя управление автомобилем, одновременно выполняет задаваемые ему тесты, стараясь уложиться в отводимое на них время. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
А1
„„SU„„ 1 5601 (51)5 А 61 В 5/16
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
119
ПРИ ГКНТ СССР 6! :Г". "". .„;;,1,,Р
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
M А STOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4387843/28-14 (22) 04.03.88 (46) 30.04.90. Бюл. № 16 (71) Государственный научна-исследователь- ский институт автомобильного транспорта (72) П. П. Белов, В. Г. Грибов, Г; С Грибов, А. М. Мясковский и А; Е. чебышев (53) 615.475 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 827029, кл. А 61 В 5/16, 1979. (54) ГРУППОВОЙ ТРЕНАЖЕР ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОДИТЕЛЯ (57) Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для определения психофизиологических характеристик. Изобретение позволяет повысить надежность водительских кадров за счет повышеИзобретение относится к устройствам для тренировки водителей транспортных средств, определения и демонстрации их психофизиологических характеристик.
Цел ь изоб р ете ни я — по в ы шеи и е достоверности результатов исследований путем одновременного исследования формирования навыков управления и динамики психофизиологических параметров операторов.
На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого группового тренажера.
Тренажер содержит пульты 1 операторов с органами управления, коммутатор 2 контроля, программатор 3, задатчик 4 временных интервалов, блок 5 формирователей сигналов, шифратор 6, блок 7 предъявления информации, блок 8 оперативного считывания, .блок 9 сравнения, блок 10 памяти, дешифратор 11, индикатор 12 ошибок, блок 13 индивидуального контроля, блок 14 предъявления тестов.
2. ния эффективности процесса обучения и фор-. мирования навыков безопасного управления автомобилем. Цель изобретения — повышение достоверности результатов испытаний путем одновременного исследования формирования навыков управления и динамики психофизиологических пара метров операторов. Тренажер представляет собой набор пультов операторов, оснащенных стандартными органами управления с датчиками их положения и индикаторами психофизиологического контроля, программатор, коммутатор контроля, блок предъявления информации, блок предъявления тестов, индикатор ошибок. В процессе обучения оператор размещается за пультом и, имитируя управление автомобилем, одновременно выполняет задаваемые ему тесты, стараясь уложиться в отводимое на них время. 1 ил.
Пульт 1 оператора представляет собой рабочий стол с откидной крышкой, пад которой крепится съемное рулевое колесо с фиксатором, оснащенное датчиком его положения, выполненным в виде концевого выключателя типа КР. На столешнице крепится плато с круговым многофункциональным переключателем (типа ПГК), тремя двухпозиционными переключателями (Т П1 — 2), индикатором цветоразличия в виде малогабаритного пятицветного табло с подсветкой.
Манипулируя этими переключателями, оператор выполняет следующие психофизиологические тесты: «цветоразличие», «реакцня на свет», «звукоразличия по направлению», «реакция на звук», «время адаптации зрения после ослепления», «чувство времени», «осязательные функции>, «память», «объем концентрации и распределения внимания». К нижней части стола прикреплена откидная панель с педалями автомобиля, осн щенными
1560100
55 датчиками (коцевыми выключателями) и предохранительной крышкой.
При тестировании следующих задач:
«цветоразличие», «звукоразличие по направлениям», «время адаптации зрения после ослепления», «внимание», «память», где оператор отвечает с помощью кругового переключателя, используется импульсный сигнал, который проходит в течение 20 м/с в конце временного интервала. Этот сигнал ориентирует то положение переключателя, которое он занимает к концу интервала времени, исключая все его возможные промежуточные положения. В остальных видах тестирования применяется непрерывный электрический сигнал. Вид сигнала формируется автоматически в зависимости от вида тестирования. Для отработки задач «память», «внимание» («концентрация внимания», «распределение и объем внимания») используется дополнительное табло «Дорожные знаки». В результате кодирования задачи включается электрическая подсветка каких-либо цифровых дорожных знаков в различных точках поля табло. и они становятся на определенное время видны для всех операторов.
Блок 7 предъявления информации представляет собой набор стандартных аудиовизуальных приборов (видеомагнитофон ВМ—
12, кассетный магнитофон, кинопроектор типа «Радуга», диапроектор типа «Свитязьавто»), с которых предъявляются изображения характерных критических ситуаций в статическом или динамическом режиме.
Блок 9 сравнения служит для сравнения опорных сигналов, поступающих с блока 5 формирователей сигналов, с электрическими сигналами результата тестирования, поступающими с блока 10 памяти. Блок 9 состоит из логических элементов типа И по числу пультов операторов. Результирующий электрический сигнал с блока сравнения поступает на блок 8 оперативного считывания информации.
Блок 10 памяти служит для запоминания действий операторов при их тестировании, фиксируемых в виде электрических сигналов, проходящих с органов управления пультов 1. Наличие в устройстве блока 10 памяти позволяет сохранять информацию о результате тестирования, что дает возможность прогнозировать каждую задачу, провести разбор результатов и выдать необходимые рекомендации по улучшению показателей тестирования.
Дешифратор 11 служит для преобразования сигналов, поступающих с пультов 1 операторов в результате тестирования, в сигналы, соответствующие уровню срабатывания элементов блока 10 памяти.
Индикатор 12 ошибок содержит два индикаторных поля, разбитых на отдельные элементы по числу пультов 1. Каждый элемент
45 обозначен номером пульта 1 оператора, высвечиваемым при правильном выполнении задачи или теста. Первое индикаторное поле фиксирует правильность выполнения элементарных задач, состоящих из одного действия («цветоразличие», звукоразличие», «реакция на звук», «свет», «время адаптации зрения>, «внимание», «память»), в критических ситуациях при работе с каким-либо одним органом управления. Второе индикаторное поле фиксирует действия любым вторым органом управления, например, при отработке задачи на действия в критических ситуациях.
Включение индикатора ошибок осуществляется по сигналам, поданным с блока 10 памяти.
Блок 13 индивидуального контроля служит для тестирования одного оператора, выделенного руководителем занятии из группы.
Блок 13 состоит из коммутационного устройства, обеспечивающего возможность подключения блока к любому из пультов 1 операторов, электронного секундомера с возможностью изменения дискретности отсчета времени для индикации правильности и времени выполнения оператором любой из предъявляемых задач.
Блок 14 предъявления тестов состоит из комплекта цветовых наборов, в который входят пять различных по цвету и насыщенности источников света, служащих для отработки задачи «цветоразличие» и «реакция на свет», а также комплекта из цифровых тестов, закрытых светотехнической планкой.
В источник ослепления входит три фотоосветителя мощностью по 1 кВт каждый, которые позволяют обеспечить эффект ослепления всех обучаемых с достаточной степенью равномерности по всему кабинету. Время включения источника ослепления в пределах
7 — 8 с, после чего автоматически включается подсветка предъявляемого цифрового теста. Для отработки задачи «реакция на звук», «звукоразличие по направлениям» в блок 14 предъявления тестов входят также звуковой генератор с частотой 1000 Гц и четыре громкоговорителя, размещенные в различных точках помещения. Включение источника звука по времени и направлению осуществляется программатором 3.
Работу устройства (группового тренажера) проследим на примере выполнения теста:
«время адаптации зрения после ослепления».
Для решения задач тестирования крышку стола откидывают. На ось, укрепленную внутри стола, устанавливают и фиксируют рулевое колесо, откидывают панель с педалями (сцепления, рабочего тормоза и подачи топлива). Таким образом стол превращается в два пульта операторов, оснащенных необходимыми органами управления: рулевым колесом и педалями с датчи1560100 ками их положения и пультом оператора.
Как только операторы на своих пультах l начинают различать (после «ослепления») предъявляемый тест — цифру 3, они переводят универсальный многопозиционный переключатель в положение, соответствующее этой цифре. После анализа электрических сигналов в блоке 9 сравнения высвечиваются номера пультов 1 операторов, правильно выполнивших тест и уложившихся в заданный временной интервал — 5 с. Номера пультов, не выполнивших тест операторов, не высвечиваются. После анализа руководителем занятиЙ результатов проведения теста он включает индикатор 12 ошибок, на который считывается вся информация из блока 10 памяти. Операторы видят результат предъявленного им теста, а руководитель занятий проводит разбор и выдает необходимые рекомендации по улучшению его показателей. Аналогично проводятся и другие задачи, кроме «действия в критических ситуациях», с той лишь разницей, что предъявляется для выполнения тест с блока
14 предъявления тестов как визуально, так и в виде электрических сигналов.
При выполнении тестов «действия в критических ситуациях» непосредственно ситуация предъявляется операторам блоком 7 предъявления информации с помощью диапроектора, кинопроектора или видеомагнитофона с ранее отснятыми или записанными критическими ситуациями. Отработка тестов по действиям операторов в критических дорожных ситуациях проводится с использованием рулевого колеса и блока педалей.
Рулевое колесо освобождается от фиксатора, что позволяет операторам проводить тренировки комплекса упражнений по рулению согласно методике по совершенствованию профессионального мастерства водителей автотранспорта. Временной интервал отсчитывается с момента предъявления оператором критической ситуации. Операторы на своих пультах с помощью органов управления (рулевое колесо и блок педалей) выполняют действия, имитирующие выход из критических ситуаций.
Внедрение изобретения в учебный процесс подготовки водительских кадров имеет экономический и социальный эффект за счет повышения йадежности водителей в плане их профессиональной квалификации и снижения количества ДТП, в первую очередь при попадании водителей в критические ситуации, имитируемые на тренажере.
Формула изобретения
Груп повой тренажер психофизи ологических качеств водителя, содержащий задатчик временных интервалов, шифратор, пульты операторов, индикатор ошибок, блок предъявления и дешифратор, входы которого соединены соответственно с первыми выходами пультов операторов, первые входы которых соединены с первым выходом шифратора, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности результатов испытан и и путем одновременного исследования формирования навыков управления и динамики психофизиологических параметров операторов, в него введены блок формирователей сигналов, программатор, блок оперативного считывания, блок памяти, блок предъявления тестов, блок индивидуального контроля, коммутатор контроля, входы группы которого соединены соответственно с вторыми выходами пультов операторов, вторые входы которых соединены с первым выходом блока предъявления тестов. второй выход. которого соединен с первым входом блока предъявления информации, второй вход которого соединен с первым выходом блока формирователей сигналов, вход которого соединен с выходом задатчика временных интервалов, вход которого соединен с первым выходом программатора, вход которого соединен с вторым выходом блока формирователей сигналов, третий выход которого соединен с входом шифратора, второй выход которого соединен с первым входом блока предъявления тестов, второй вход которого соединен с четвертым выходом блока формирователей сигналов, пятый выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с первым выходом блока памяти, второй выход блока памяти соединен с первым входом индикатора ошибок, второй вход которого соединен с первым выходом блока оперативного считывания, первый вход которого соединен с третьим выходом блока памяти, первый вход которого соединен с вторым выходом блока оперативного считывания, второй вход которого соединен с первым выходом коммутатора контроля, второй выход которого соединен с входом блока индивидуального контроля, выход которого соединен с входом коммутатора контроля, выход дешифратора соединен с вторым входом блока памяти, третий вход которого соединен с третьим выходом программатора, четвертый выход которого соединен с третьим входом блока предъявления тестов, выход блока сравнения соединен с третьим входом блока оперативного считывания.
1560100
Составитель А. Махотин
Редактор С. Лисина Техред И. Верес Ко рре кт ор Т. П алий
Заказ 929 Тираж 552 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул.- Гагарина, 101