Антифрикционный сплав на основе олова
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к сплавам на основе олова, используемым в качестве антифрикционных покрытий в подшипниках скольжения для тяжелонагруженных машин. Целью изобретения является повышение прочности, износостойкости и снижение коэффициента трения, что достигается дополнительным содержанием цинка. Сплав на основе олова содержит, мас.%: медь 7-8, сурьма 10-12, цинк 15-20, олово остальное. Из сплава методом электродуговой металлизации на стальные образцы были нанесены покрытия, показавшие следующие свойства: коэффициент трения 0,056-0,061, предел прочности 75,5-76,7 МПа, износ со смазкой при удельном давлении 10 МПа составляет 21-24 мкм за 4 ч наработки. 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (1% ()1) (5g)5 С 22 С 13/02 ь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
I%0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 43952383 23-.02 (22) 23,03,88 (46) 30.04.90. Бюл. й.. 1 6 (7!) Брянское научно-производственное объединение по механизации и автоматизации производства "ВКТИстройдормаш" (72) В.Г.Путилин и Д.И.фильченков (53) 669.65 (088.8) (56) Хасуя А. Техника напыления. М.:
Машгиз, 1 975, с, 76-77.
Заявка Японии.9 53-131922, кл. 10 P 4, опублик. 1978. (54) АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ
ОЛОВА (57) Изобретение относится к сплавам на основе олова, используемым в каИзобретение относится к металлургии сплавов на основе олова, используемых в качестве антифрикционного
1 покрытия в подшипниках скольжения для тяжелонагруженных машин, например для оборудования цементной и металлургической промышленности.
Ниже приведены примеры, иллюстрирующие данное изобретение.
В табл, дан химический состав опробованных композиций предложенного и известного сплавов.
Опробованные композиции предложенного и известного сплавов были нанесены на образцы иэ стали Ст.3 размером Ф15>120 мм методом электродуговой . металлиэации.
2 честве антифрикционных покрытий в. подшипниках скольжения для тяжелонагруженных машин. Белью изобретения является повышение прочности, износостойкости и снижение коэффициента трения, что достигается дополнительным содержанием цинка. Сплав на основе олова содержит, мас.Ж: медь 7-8, сурьма 10.—.12, цинк 15-20, олово остальное. Из сплава методом электродутовой металлизации на стальные образцы были нанесены п ок рытия, показавшие следующие свойства коэффициент трения 0,056-0,061, предел прочности 75,5-76,7 NTa, износ со смазкой при удельном давлении 10 ИПа составляет 21 -24 мкм эа 4 ч наработки.
2 табл.
Покрытие наносилось металлизатором
ЭМ-12 на следующем режиме: l05l
Род тока Постоянный ф
Сила тока, А 150-180 ар
Напряжение на дуге, В 18-20 4Р . Рабочее давление воздуха, ma . 0,5
Дистанция напыления, мм 120-140 ©
При этом определялась износостой- ©1 кость в условиях удельного давления
10 NIa. Испытания износостойкости
3> проводились на установке МИ-l Y на следующем режиме: ° а
Скорость вращения об1 раэца относительно контртела, об/с 7
Удельное давление в паре трения, МПа 10
)560596 ненни с известным имеет более высокие предел прочности и износостойкость и более низкий коэффициент трения.
Формула из об ретения
Иедь
Сурьма
Цинк
Олово
7-8
10-1 2
1 5-20
Остальное
T.à б ли ц.а.1
° Ю Е .. Р . Ф
1 ...Содерканне компонентов., мас. Х
Медь Сурьма Цинк Олово
Сплав
Предложенный 1
17 Остальное
18 и
7 10
7,5 11
8,0 12
3-10 3-15 и
Известный
Таблица 2
Сплав
Свойства покрытия
Износ,мкм Коэффициент Предел прочтрения ности, NTa
Предложенный 1
23
24
21
О, 056
0,059
О, 061
О, 074
75,5
76,3.
76,7
65,3
Известный м в юю
Составитель Л.юевелева
Редактор Т.Лазоренко Техред A.Кравчук Корректор С.Шекмар
Заказ 954 Тираж 477 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, .Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101
Смазка - масло авиационное МК-20, OCT 21743-,76.
Оценка линейной величины износа производилась через 1 ч непрерывных испытаний с помощью профилбграфа профилометра модели 201 .
Ваза наработки составляла 4 ч.
Коэффициент трения измерялся с по.мощью тензометрической системы установки ИИ-!М.:
Предел прочности покрытий определялся методом штифтовой пробы на испытательной мавине Р-05.
На образцы для испытаний предвари- 15 тельно электродуговой метаплизацией наносился подслой as ннхрома.
Результаты испытаний (средние) приведены в табл. 2.
Приведенные в табл. 2 данные пока- 0 аывают, уто предложенный сплав в сравАнтифрикционный сплав на основе олова, преимущественно для покрытий в подщипниках скольжения, содержащий медь и сурьму, о т л и ч а ю щ и й.с я тем, что, с целью повыиения прочности, износостойкости и снижения коэффициента трения, он дополнительно содержит цинк при следующем соотнощении компонентов, мас.X: