Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и позволяет повысить достоверность оценки работоспособности шатунных вкладышей за счет того, что в качестве параметра, характеризующего работоспособность сопряжения коленчатый вал - вкладыши, выбирается наличие неразрывности масляного слоя. При этом датчики контролируемого параметра устанавливают в шатунную шейку коленчатого вала по оси шатуна в зонах преобладающего действия газовых и инерционных сил. Отключают масляный радиатор, а двигатель выводят сначала на режим максимальной мощности до момента наступления установившегося температурного режима, затем на минимально устойчивые обороты холостого хода, после момента наступления установившегося температурного режима судят о наличии неразрывности масляного слоя. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)5 G 01 M 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ::::,: "."""!

Н A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ШАТУННОГО ПОДШИПНИКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения,. в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и позволяет повысить достоверI по фиг.3; на фиг.5 — то же, при нарушении режима жидкостного трения.

Установка для осуществления способа содержит испытуемый двигатель 1, связанный с тормозной установкой 2 (например, электрического или гидравлического типа) при помощи соединительной муфты, и токосъемник 3 в виде скользящего контакта, подсоединенный к носку коленчатого вала. К токосьемнику прикрепляются провода от датчиков для измереиия толщины масляного слоя, которые. прокладываются в элементах коленчатого вала по масляным каналам и щекам и закрепляются (например, скобами из металлической фольги, привариваемой к валу точеч1 (21) 4451!69/25-06 (22) 28.06.88 (46) 30.04.90. Бкл. ¹ 16 (71) Московский автомеханический ин ститут (72) 10.Н.Никитин, С.В.Коротеев, Б.Б.Безруков, А.И.Бондарев, Л.Х.Арустамов и С.В.Неволин (53) 621.43.001.5 (088.8) (56) Захаров С.М. и др. Подшипники коленчатых валов тепловозных дизелей. — М.: Транспорт, 1981.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для оценки работоспособности подшипников скольжения коленчатых валов при испытаниях двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение точности испытаний.

На фиг.1.представлена общая схема установки для осуществления способа; на фиг.2 — схема установки датчиков

I для определения толщины масляного слоя в шатунную шейку коленчатого вала; на фиг.3 — - форма вкладыша; на фиг ° 4 — осциллограмма от датчика при нормальном режиме жидкостного трения

2 ность оценки работоспособности шатунных вкладышей за счет того, что в качестве параметра, характеризующего работоспособность сопряжения коленчатый вал — вкладыши, выбирается наличие неразрывности масляного слоя.

При этом датчики контролируемого параметра устанавливают в шатунную шейку коленча-ого вала по оси шатуна в зонах преобладающего .действия газовых и инерционных сил. Отключают масляный радиатор, а двигатель выводят сначала на режим максимальной мощности до момента наступления установившегося температурного режима, затем на минимально устойчивые обороты холостого хода, после момента наступления установившегося температурного режима судят о наличии неразрывности масляного слоя. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.

3 1561009 4 ной сваркой). К потенциометру 4 подключены термопары, установленные в поддоне и рубашке охлаждения испытуемого двигателя. К токосъемнику 3

5 подведен переключатель 5, связанный токонесущими проводами с измерителем

6 толщины масляного слоя (например, электронного типа, работающего по принципу частотной модуляции). К измерителю б подключены электронно-лучевой 7 и шлейфовый осциллографы, причем последний соединен с отметчиком верхней мертвой точки и отметчиком тактов, расположенными на испытуемом двигателе 1.

Способ осуществляется следующим образом.

Двигатель I подсоециненный к тормозной установке 2, выводят на режим максимальной мощности, отключают масляный радиатор и непрерывно фиксирует температуру масла в поцдоне двигателя с помощью прибора потенциометра

4, При по| ышении температуры масла происходят формоизменения по образующей вкладыша, которые могут быть обратимыми и необратимыми в зависимости от конструктивных особенностей подшипникового узла. После того, как температура масла в поддоне стабилизируется, снимают нагрузку и выводят двигатель 1 на минимальные устойчивые обороты холостого хода. На этом режиме температура масла постепенно понижается и после того, как она устанавливается постоянной, начинают

1 фиксировать толщину масляного слоя в сопряжении шейка коленчатого вала вкладыши. Сигнал от датчика через то- „ косъемник 3 и переключатель 5 поступает к измерителю б толщины масляного слоя. В основу измерения может быть положен емкостный метод. Измеритель работает по принципу частот45 ной модуляции. Измерение емкости датчика, включенного в контур генератора высокочастотных колебаний, вызывает отклонение частоты генератора от номинальной. Емкость датчика опреде50 ляется расстоянием между обкладками конденсатора, т.е. толщиной масляного слоя между датчиком, вмонтированным заподлицо в шатунную шейку, и вкладышем. Процесс изменения толщины масляного слоя фиксируется на осцил-, лографах j и 8 и в это время судят о работоспособности шатунных подшипников. Если на минимальных оборотах

1 холостого хода происходят нарушения режима жидкостного трения, то вкладыш претерпел необратимые формоизменения, а это значит, что сопряжение находится в предпроворотном состоянии, обладает низкой работоспособностью. В случае работы подшипника в режиме жидкостного трения считают, что шатунные вкладыши обладают достаточно большой работосгособностью и могут выдерживать работу даже в экстремальных условиях.

Формула изобретения

1, Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания, включающий измерение параметра, характеризующего его работоспособность при помощи датчиков, установленных в шатунную шейку, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повы1 щения точности в качестве контролируемого параметра оценивают толщину неразрывного масляного слоя в сопряжении шейка коленчатого вала — вкладыш, причем датчики устанавливают в зонах действия максимальных газовых и инерционных сил, а двигатель выводят на режим максимальной мощности, после стабилизации температуры двигатель переводят на режим минимально устойчивых оборотов холостого хода и после стабилизации температуры оценивают толщину неразрывного масляного слоя

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что датчики устанавливают в плоскости оси шатуна.

3. Способ по пп.1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что перед выводом двигателя на режим максимальной мощности отключают масляный радиатор.

1561009

1561009

ãÓÎ

У п,к8

Составитель А.Аристов

Техред Л.Сердюкова Корректор С.Шекмар

Редактор Л.Пчолинская

Подписное

Тираж 443

Заказ 97+

ВНИКПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035„ Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбийат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101