Способ контроля подшипников работающей электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в определении начала периода предаварийного состояния. Способ контроля подшипников работающей электрической машины включает периодическое измерение радиальных отклонений оси подшипника и их сравнение. Благодаря тому, что определяют среднее отклонение оси подшипника за определенный период эксплуатации, и по отрицательной разности между результатами различных этапов измерения судят о начале периода предаварийного состояния, обеспечивается достижение цели. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4393271/24-07 (22) 17.03.88 (46) 30.04.90. Бюл. № 16 (71) Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации им. Ленинского комсомола (72) О. П. Бела вин, А. В. Булеков, Н. Н. Левин, А. Д. Серебряков и В. М. Черноштан (53) 621.313.713 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 589541, кл. G 01 В 7/14, 1975.

Авторское свидетельство СССР № 864440, кл. G 01 В 7/14, 1979.

Изобретение относится к измерительной технике, а точнее к способам контроля подшипников электрических машин, например авиационных генераторов, при их обслуживании и ремонте по техническому состоянию.

Цель изобретения — определение начала периода предаварийного состояния.

На чертеже приведена структурная схема одного из возможных устройств, реализующих предлагаемый способ.

Схема содержит датчик 1 отклонений оси подшипника, выпрямитель 2, датчик 3 тока нагрузки электрической машины, выпрямитель 4 тока нагрузки, датчик 5 номинального тока нагрузки и интегратор 6, в качестве которого может быть использован, например, баллистический гальванометр, подключенный к датчикам 1, 3 и 5 через высокоомные резисторы.

Сущность работы этого устройства заключается в следующем..Я0,» 1561129 А1 (51)5 Н 02 К 15 00, G 01 В 7 14, G 01 R 31/34

2 (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ РАБОТАЮЩЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электрома шиностроению. Цель изобретения состоит в определении начала периода предаварийного состояния. Способ контроля подшипников работающей электрической машины включает периодическое измерение радиальных отклонений оси подшипника и их сравнение.

Благодаря тому, что определяют среднее отклонение оси подшипника за определенный период эксплуатации, и по отрицательной разности между результатами различных этапов измерения судят о начале периода предаварийного состояния обеспечивается достижение цели. 1 ил.

С помощью датчика 1 и выпрямителя 2 получают текущее значение отклонения оси 2 подшипника, с помощью датчика 3 и выпря- фиий мителя 4 — информацию о токе нагрузки электрической машины, а с помощью датчика 5 — информацию о ее номинальном токе нагрузки.

Далее в интеграторе все значения откло- Ф нений оси подшипника усредняются и при- фф водятся к номинальному току нагрузки элек- вр трической машины.

Определение среднего приведенного значения радиального отклонения оси подшипника осуществляется за определенный промежуток времени, например за время полета воздушного судна. Затем проводят подобное вычисление для последующего интервала времени, например за время следующего полета, и сравнивают с предыдущим результатом. Если разность между последующим и предыдущим результатами измерений отрицательная, т . е. среднее радиальное отклонение уменьшается, то это воспринимают как

1561129

Формула изобретения

Составитель Н. Мотни

Редактор Л. Пчолинская Техред И. Верес Корректор М. Пожо

Заказ 980 Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по.изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, 3(— 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 сигнал о начале периода предаварийного состояния подшипника. Предаварийная ситуация наступает тогда, когда тела качения перестают обкатываться по дорожкам качения наружного и внутреннего колец подшипника и начинают хаотическое движение с переходом от одного крайнего положения к другому, противоположному по траектории через ось или близко к оси наружного кольца. Такие движения сопровождаются ударными воздействиями, которые обусловливают дальнейший уже быстрый износ подшипников. Как показывают эксперименты, после изменения знака приращения отклонения оси подшипника подшипник может нормально работать еще несколько десятков часов, т. е. авария наступает не сразу, но сигнал о начале периода ее приближения поступает.

Предлагаемый способ прост в реализации и позволяет достаточно точно определить состояние подшипников электрической машины независимо от типа подшипника, от режима работы непосредственно по внешнему проявлению.

Преимущества предлагаемого способа по сравнению с прототипом заключаются в том, что обеспечены возможность определения предаварийного состояния подшипников и повышение достоверности определения состояния подшипников путем учета нагрузки электрической машины.

Технико-экономическ11й эффект от использования способа определяется снижением затрат на техническое обслуживание и ремонт электрических машин за счет своевре10 менного выявления предаварийного состояния подшипников.

Способ контроля подшипников работаю15 щей электрической машины, основанный на периодическом измерении радиальных отклонений оси подшипника и их сравнении, отличающийся тем, что, с целью определения начала периода предаварийного состояния, определяют среднее радиальное отклонение оси подшипника за определенный период эксплуатации, приводят это значение к номинальной нагрузке электрической машины, находят разность между результатами последующего и предыдущего этапов измерения, 25 и по отрицательной разности судят о начале периода предаварийного состояния.