Привод велосипеда

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам велосипедов. Цель изобретения - обеспечение двух режимов движения велосипеда за счет изменения положения шатунов относительно осей ведущей эллиптической шестерни. Привод велосипеда содержит вал каретки 2 с шатунами 16, на шлицах 6 которого установлен диск 5 сцепления с пазами 4, в которые входят шипы 3 ведущей эллиптической шестерни 1, свободно установленной на валу каретки 2 и взаимодействующей с другой эллиптической шестерней 10, свободно установленной на валу 12 и находящейся в моноблоке с цилиндрической шестерней 11, связанной с цилиндрической шестерней 13, выполненной в моноблоке с ведущей звездочкой 14. Изменение положения шатунов 16 относительно ведущей эллиптической шестерни 1 вдоль малой или большой оси эллипса позволяет получать два режима движения велосипеда. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4408900/27-11 (22) 13.04.88 (46) 07.05.90. Бюл. № 17 (75) Т. В. Назаров (53) 629.118 (088.8) (56) Патент США № 4281845, кл. 280 — 236, 1981. (54) ПРИВОД ВЕЛОСИПЕДА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам велосипедов.

Цель изобретения — обеспечение двух режимов движения велосипеда за счет изменения положения шатунов относительно осей ведущей эллиптической шестерни. Привод велосипеда содержит вал каретки 2 с ша„„Я0„„1562219 (51)5 В 62 М 9 00 тунами 16, на шлицах 6 которого установлен диск 5 сцепления с пазами 4, в которые входят шипы 3 ведущей эллиптической шестерни 1, свободно установленной на валу каретки 2 и взаимодействующей с другой эллиптической шестерней 10, свободно установленной на валу 12 и находящейся в моноблоке с цилиндрической шестерней 11, связанной с цилиндрической шестерней 13, выполненной в моноблоке с ведущей звездочкой 14. Изменение положения шатунов 16 относительно ведущей эллиптической шестерни 1 вдоль малой или большой оси эллипса позволяет получать два режима движения велосипеда. 5 ил.

1562219

10

Фо рл ула изобретения

Изобретение относится K машиностроению, а именно к конструкциям приводов велосипедов.

Цель изобретения — обеспечение двух режимов движения велосипеда за сче изменения положения шатунов относительно осей ведущей эллиптической шестерни.

На фиг. 1 изображен привод велосипеда, поперечны"; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — схема активного и холостого хода шатунов педалей; на фиг. 4 — положение шатунов относительно ведущей эллиптической шестерни, обеспечивающее максимальную скорость передвижения; на фиг. 5 — то же, обеспечивающее передачу максимального крутящего момента.

Привод велосипеда состоит из эллиптической шестерни 1, которая своей центральной частью свободно сопряжена с валом каретки 2. На торцовой поверхности шестерни 1 имеются шипы 3, которые входят в пазы 4 диска 5 сцепления. Диск 5 установлен на шлицах 6 вала каретки 2 и подпружинен вдоль оси вала каретки возвратной тарельчатой пружиной 7. Рядом с краем диска 5 сцепления расположен ролик выжимного рычага 8, который посредством троса 9 соединен с рукояткой управления переключателем (не показана) . В зацеплении с эллиптической шестерней 1 находится вторая эллиптическая шестерня 10, выполненная в моноблоке с промежуточной цилиндрической шестерней 11. Моноблок из шестерен 10 и 11 установлен на промежуточном валу 12 с возможностью свободного вращения на нем. Второй моноблок, состоящий из цилиндрической шестерни 13 и ведущей звездочки 14 цепной передачи 15, свободно установлен на валу каретки 2. На концах вала каретки 2 жестко закреплены шатуны 16 педалей велосипеда.

Привод велосипеда работает следующим образом.

Под действием мускульного усилия велосипедиста на педали шатуны 16 вращают вал каретки 2. Шлицы 6 передают усилие от вала каретки диску 5 сцепления, который через пазы 4 и шипы 3 передает вращение ведущей эллиптической шестерне 1, которая приводит во вращение ведомую эллиптическую шестерню 10, составляющую промежуточный моноблок с цилиндрической шестерней 1. Второй моноблок шестерни 13 и звездочки 14 получает вращение от шестерни 11 на шестернк> 13 и передает его через ведугцую звездочку 14 цепной передаче !5 и далее на ведущее колесо велосипеда.

При выжимании рукоятки управления (не показана) трос 9 воздействует на выжимной рычаг 8, который отжимает диск 5 сцепления вдоль шлиц 6, преодолевая сопротивление возвратной тарельчатой пружины 7.

При этом пазы 4 диска 5 сцепления выходят из зацепления с шипами 3 ведущей эллиптической шестерни 1 и вал каретки 2 поворачивается вместе с диском сцепления на

90 до упора-ограничителя. После этого рукоятка управления отпускается, шипы 3 входят в пазы 4 и шатуны 16 занимают новое положение относительно ведущей эллиптической шестерни 1.

Привод обеспечивает два фиксированных положения шатунов 16 относительно ведущей эллиптической шестерни 1. Вдоль малой оси эллипса ведушей эллиптической шестерни 1 (фиг. 4) в этом случае на активных участках вращения шатунов шестерня 1 взаимодействует с шестерней 10 участками с большим радиусом, передавая меньший момент при большей скорости движения велосипеда, вдоль большой оси эллипса ведущей эллиптической шестерни 1 (фиг. 5) в этом случае на активных участках вращения шатунов шестерня 1 взаимодействует с шестерней 10 участками с меньшим радиусом, передавая больший момент при меньшей скорости движения велосипеда.

Каждое очередное переключение производится путем выжимания рукоятки и холостым поворотом шатунов на 90 .

Привод велосипеда, содержащий вал каретки с закрепленными на нем шатунами с педалями, связанную с валом каретки ведущую эллиптическую шестерню, ведомые эллиптическую и цилиндрические шестерни для передачи усилия на ведущую звездочку, отличающийся тем, что, с целью обеспечения двух режимов движения за счет изменения положения шатунов относительно осей ведущей эллиптической - шестерни, он снабжен диском сцепления с пазами, установленным на выполненных на валу каретки шлицах с возможностью осевого перемещения, возвратной тарельчатой пружиной для удержания диска сцепления во включенном положении, выжимным рычагом, связанным с приводом для взаимодействия с диском сцепления, при этом ведущая эллиптическая шестерня установлена на валу каретки свободно и снабжена шиг;ами для взаимодействия с пазами диска сцепления при передаче усилия.

1562219

1562219

Составитель В. Яковлев

Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корр екто р С. Ше вку н

Заказ 1031 Тираж 439 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101