Лебедка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к грузоподъемному оборудованию и может быть использовано при проведении монтажных работ в подземных условиях шахт, рудников и в других отраслях народного хозяйства. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей и упрощение конструкции. Лебедка содержит корпус 1, в котором смонтирован на приводном валу барабан 4 с ребордами, и канатоукладчик, включающий установленный в корпусе 1 на вертикальных шарнирных опорах 13 и 14 кронштейн 12 с отводными блоками 15 и 16. Ближайшая к барабану шарнирная опора 14 выполнена полой и расположена на оси ходовой ветви 7 каната 8. При этом ходовая ветвь 7 каната 8 запасована на барабан через полую опору 14 и блоки 15 и 16. При сбегании и набегании ходовой ветви каната на барабан лебедки кронштейн 12 поворачивается в ту или иную сторону, обеспечивая рядную укладку каната на барабан. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1М2Ы
Й ) Л. Ю
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
21
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4397403/27-11 (22) 28.03.88 (46) 07.05.90. Бюл. № 17 (71) Всесоюзный научно-исследовательский горно-металлургический институт цветных металлов и Специальное конструкторское бюро по подземному самоходному горному оборудованию (72) П. Ф. Дейнеко, Ш. К. Залялютдинов, Г. Д. Лисовский, Г. П. Черкасов и А. И. Воронин (53) 621.866(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1248948, кл. В 66 D 1/36, 1984. (54) ЛЕБЕДКА (57) Изобретение относится к грузоподъемному оборудованию и может быть использовано при проведении монтажных работ в подземных условиях шахт, рудников и в других отраслях народного хозяйства. Цель изобретения — расширение эксплуата ционных возможностей и упрощение конструкции. Лебедка содержит корпус 1, в котором смонтирован на приводном валу барабан 4 с ребордами, и канатоукладчик, включающий установпенный в корпусе 1 на вертикальных шарнирных опорах 13 и 14 кронштейн 12 с отводными блоками 15 и 16.
Ближайшая к барабану шарнирная опора
14 выполнена полой и расположена на оси ходовой ветви 7 каната 8. При этом ходовая ветвь 7 каната 8 запасована на барабан через полую опору 14 и блоки 15 и 16. При сбегании и набегании ходовой ветви каната на барабан лебедки кронштейн 12 поворачивается в ту или иную сторону, обеспечивая рядную укладку каната на барабан. 3 ил. и его ходовая подвижная ветвь 7, перекатываясь по блоку 24 обоймы 23, годнимает последнюю вместе с грузовым крюком
22. При остановке двигателя подъем груза прекращается и он удерживается в подня-.ом состоянии за счет самоторможения в червячной передаче.
При подъеме груза укладку каната 8 ня
"араба« 4 обеспечивает устройство для рав10 .;смерной навивки на него подвижнои ветви 7 каната 8, которое перед уклад ой подвижной ветви 7 на барабан 4 отклоняет ее на отводных блоках 15 и 16 кронштейна 12. При этом благодаря псьорот:ости кронштейна 12 незначительная боко15 вяя составляющая силы, действующая на участке каната 8, сходящем с отводного блока 16, поворачивает кронштейн 12 вслед за витками каната 8, укладывающимися на барабан 4. То есть этот участок каната 8 всегда стремится расположиться В вертикальной плоскости и иметь минимальную длину, так как на него действует сила тяжести поднимаемого груза и подвижных элементов, связанных с грузом.
Как только витки каната 8 доходят, 25 например, до реборды 5, канат 8 поднимается на предыдущий слой навивки, а кронштейн 12 останавливается, а потом начинает двигаться в обратном направпении, вплоть до соприкосновения витков каната
8 с противоположной ребсрдой 6 барабана 4.
После этого цикл навивки повторяется.
При этом подвижная ветвь 7 каната 8 всегда расположена против зажима 9, крепящего неподвижный конец каната 8. В плоскости этих двух ветвей находится также крюк 2, что обеспечивает горизонтальность
35 оси приводного вала 3. а следовательно, барабан 4 не наклоняется и витки каната
8 укладываются на его поверхность или на поверхность лежащих ниже витков равномер но без местных возвышений и просветов.
Опускание груза производится изме«ением направления движения двигателя, а следовательно, червяка 11 и всех других элементов, включая барабан 4. При этом подвижная ветвь 7 каната 8 сматывается с барабана 4, а отводные блоки 15 и I 6 направляют ее по оси вращения кронштейна 12.
При подъеме и опуска нии гру" à ввиду колебаний подвижной ветви 7 каната 8 он может скользить по внутренней поверхности полой оси 20, при этом антифрикционная втулка 21 предохраняет его от преждевременного износа.
Формула изобретения
Лебедка, содержащая смонтированный в корпусе горизонтальный приводной барабан с ребордами, канат, канатоукладчик н средства подвески, or4è÷àþè àÿñÿ тем, что, с целью расширения эксплуатационных всзможз l56230l
1
Изобретение относится к грузопод.ьемно му оборудованию и может быть исполь. зовано при производстве монтажных работ в подземных условиях шахт и рудников.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей лебедки и упрощение конструкции.
На фиг. изображена лебедка, общий вид, разрез; на фиг. 2 — разрез А — А «а фиг. 1; на фиг. 3 — лебедка с одним отводным блоком.
Лебедка содержит корпус 1, имеющий в верхней части крюк 2 для подвески ее в месте эксплуатации. Внутри корпуса 1 на горизонтальном приводном валу 3 установлен барабан 4, имеющий реборды 5 и 6.
На барабане 4 навита подвижная ветвь 7 каната 8, неподвижный конец которого закреплен в зажиме 9 корпуса 1. Приводной вал 3 вращается посредством червячной передачи, содержащей жестко насаженное на валу 3 (фиг. 2) червячное колесо 10 в зацеплении с червяком 11, который приводится во вращение двигателем (не показан).
Канатоукладчик содержит кронштейн 12, установленный поворотно в шарнирных опорах 13 и 14 корпуса 1 и несущий два отводных блока 15 и 16, установленные таким образом, что их наиболее удаленные одна от другой точки 17 и 18 находятся на расстоянии, превышающем диагональ половины барабана 4 (от его середины до реборды 5 или 6) при полной навивке на него каната 8, т. е. кронштейн 12 должен обеспечивать вместе с блоками 15 и 16 укладку каната по всей длине барабана 4.
При этом оси 1-9 и 20 кронштейна 12 расположены по оси ходовой, подвижной ветви 7, вследствие чего ось 20 выполнена полой и для предохраненйя каната 8 от износа снабжена втулкой 21, выполненной из антифрикционного материала, например полиэтилена, фторопласта или текстолита.
Грузовой крюк 22 установлен в обойме
23, снабженной блоком 24, который обхвачен ходовой подвижной ветвью 7 каната 8, обхватывающего также отводные блоки 15 и 16, размещенные в кронштейне 12.
Лебедка (фиг. 3) может быть выполнена 45 с одним отводным блоком 25, размещенным в кронштейне 26. Кроме того, в лебедке грузовой крюк 27 размещен непосредственно на конце каната 28, вследствие чего крюк 29 для подвески лебедки в месте ее эксплуатации расположен по оси поворота кронштейна 26. Диаметр отводного блока 25 также должен превышать диагональ половины длины барабана.
Лебедка работает следующим образом.
При включении двигателя вращается червяк 11, приводя во вращение посредством червячного колеса 10 приводной вал 3 и жестко связанный с ним барабан 4. При этом на барабан 4 наматывается канат 8 ностей и упрощения конструкции, канатоукладчик содержит установленный в корпусе на вертикальных шарнирных опорах кронштейн с отводными блоками, расстояние между крайними точками которых больше величины диагонали половины длины бараба на, а ближайшая к барабану шарнирная опора выполнена полой в осевом направлении и расположена на оси ходовой ветви .каната, при этом ходовая ветвь каната запасована на барабан через полу;о шарнирну1о опору и отводные блоки.
Составитель В. Дегтярев
Редактор В. Петраш Техред И. Верес Корректор Т. Малец
Заказ!035 Тираж 603 Подписное
ВНИИГ1И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101