Коробка передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве коробки передач транспортного средства. Цель изобретения - увеличение надежности и долговечности путем исключения встречного вращения поверхностей трения управляемых муфт при обеспечении десяти режимов работы коробки передач. Для включения передачи необходимо совместное включение двух элементов управления. Для первой передачи - это тормоза 5 и 7, для второй - тормоза 4 и 7, для третьей - тормоза 5 и 6, для четвертой - тормоза 4 и 6, для пятой - тормоз 5 и управляемая муфта 9, для шестой - тормоз 4 и муфта 9, для седьмой - тормоз 7 и управляемая муфта 8, для восьмой - тормоз 6 и муфта 8, для девятой - муфты 8 и 9. Включение десятого (тормозного) режима осуществляется включением тормозов 6 и 7. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК щ) F 16 H 3/44
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4441109/25-28 (22) 27.04.88 (46) 07.05.90. Бюл. М 17 (72) Ю.И.Фуражов и А.В.Давыдов (53) 621.833.6.062 ° 26(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1071467, кл. Р 16 Н 3/44, 1983.
Авторское свидетельство СССР
У 1054604, кл. F 16 Н 3/44, 1983.
) (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве коробки передач транспортного средства. Цель изобретения— увеличение надежности и долговечности путем исключения встречного
„„SU„„ I 2561 A
2 вращения поверхностей трения управляемых муфты при обеспечении десяти режимов работы коробки передач. Для включения передачи необходимо совместное включение двух элементов управления. Для первой передачи — это тормоза 5 и 7, для второй — тормоза
4 и 7, для третьей — тормоза 5 и 6, для четвертой — тормоза 4 и 6, для пятой — тормоз 5 и управляемая муфта 9, для шестой — тормоз 4 и муфта
9, для седьмой — тормоз 7 и управляемая муфта 8, для восьмой — тормоз 6 и муфта 8, для девятой — муфты 8 и 9.
Включение десятого (тормозного) режима осуществляется включением тормозов 6 и 7. 2 ил.
3 1562561
Изобретение относится к машинос1троению а именно к автотрактороУ фтроению, и может быть использовано
s качестве коробки передач транспорт5 иого средства.
Цель изобретения — увеличение наДежности и долговечности путем исключения встречного вращения поверхостей трения управляемых муфт при lð беспечении десяти режимов работы коробки передач.
На фиг.l представлена кинематическая схема коробки передач; на фиг.2— то же, вариант. 15
Коробка передач содержит корпус 1, нходной вал 2, выходной вал 3, четыре управляемых тормоза 4 — 7, где управляемые муфты 8 и 9 и четыре планетарных ряда. Первый планетарный 20 ряд включает центральное колесо .10 с
Наружными зубьями, водило ll с сателлитами 12 и центральное колесо 13 с внутренними зубьями. Второй планетарный ряд включает центральное коле- 25 со 14 с наружными зубьями, центральное колесо 15 с внутренними зубьями и водило 16 с сателлитами 17, имею.щими два венца 18 и 19, причем венец 18 находится в зацеплении с цен- 3р тральным колесом 14 с наружными зубьями, а венец 19 — с центральным колесом 15 с внутренними зубьями. Третий планетарный ряд включает центральное колесо 20 с наружными зубьями, водило 21 с сателлитами 22 и центральное колесо 23 с внутренними зубьями. Четвертый планетарный ряд включает центральное колесо 24 с наружными зубьями, водило 25 с сателлита- gp ми 26 и центральное колесо 27 с внутренними зубьями.
Входной вал 2 жестко связан с центральными колесами 1.0 и 14 с наружными зубьями, а также посредством пер-45 вой управляемой муфты 8 — с водилом
16 второго ряда, соединенного также с первым управляемым тормозом 4. .д: Zgq»
Х Ем 2у Ка
Для включения второй передачи необходимо совместно включить управляемые тормоза 4 и 7 при выключенных прочих элементах управления. При этом останавливаются водило 11 первого ряда, водило 23 третьего ряда и
55 центральное колесо 27 четвертого ряда.
Передаточное отношение коробки 1 К К К, К l -К-К, ! Центральное колесо 13 первого ряда соединено с вторым управляемым тормозом 5, а также с водилом 16 второго ряда. Центральное колесо 15 с внутренними зубьями второго ряда соедине/ но с центральными колесами 20 и 24 третьего и четвертого рядов, а также посредством второй управляемой муфты 9 — с водилом 25 четвертого ряда, жестко соединенного с выходным валом
3. Центральное колесо 23 третьего планетарного ряда связано с третьим управляемым тормозом 6, а центральное колесо 27 с внутренними зубьями четвертого ряда связано с водилом 21 третьего ряда и четвертым управляемым тормозом 7.
Второй планетарный ряд может содержать центральное колесо 14 с наружными зубьями, жестко закрепленном на входном валу 2, центральное колесо 15 также с наружними зубьями и водило 16 с двойными сателлитами 17 и 28, находящимися в зацеплении между собой, причем каждый из сателлитов выполнен двухвенцовым: сателлиты 17 имеют венцы 18 и 19, а сателлиты 28— венцы 29 и 30.
Центральное колесо 14 находится в зацеплении с венцом 18 сателлита 17, а центральное колесо 15 — с венцом
30 сателлита 28.
Коробка передач работает следующим образом.
Для включения первой передачи необходимо совместно включить управляемые тормоза 5 и 7. При этом затормаживаются связанные с этими тормозами центральное колесо 13 и водило 16, а также центральное колесо 27 и водило 21.
Передаточное число коробки пере дач. т =К(1-Ка)
Zи Z у где К
Z„, К,„
Z @7
К
4 К,., Z — число зубьев соответствующего зубчатого колеса (индекс с соответствует номеру позиции зубчатого колеса на фиг.1 и 2).
Для варианта коробки передач по фиг.2
1562561 дач
Для включения третьей передачи включают управляемые тормоза 5 и 6 при прочих выключенных элементах управления. При этом затормаживаются центральное колесо 13 первого ряда, водило 16 второго ряда и центральное колесо 23 третьего ряда °
Передаточное отношение коробки передач 1-К . К р 1-Кд)
1 — к — к
3 4
7.у к
Для включения четвертой передачи включают управляемые тормоза 4 и 6, обеспечивающие остановку связанных с ними водила 11 первого ряда и центрального колеса 23 третьего ряда.
Передаточное отношение коробки передач 1 к (1 кДк, к
3 4) Для включения пятой передачи включают управляемый тормоз 5 и вторую управляемую муфту 9. При этом останавливаются центральное колесо 13 первого ряда и водило 16 второго ряда; а третий и четвертый планетарные ряды блокируются.
Передаточное отношение коробки передач
Г= ка
Для включения шестой передачи включают управляемый тормоз 4, затормаживающий водило 11 первого ряда, и управляемую муфту 9, обеспечивающую блокировку третьего и четвертого рядов.
Передаточное отношение коробки передач г к
6.1-Е
1 к
Дпя включения седьмой передачи (первая передача заднего хода) необходимо включить управляемый тормоз
7, обеспечивающий остановку центрального колеса 27 четвертого ряда и водила 21 третьего ряда и управляемую муфту 8, обеспечивающую связь входного вала 2 и водила 11 первого ряда, т. е. блокировку первого и второго рядов.
Передаточное число коробки пере1 — К м
5 . Для включения восьмой передачи (второй передачи заднего хода) необходимо включить управляемый тормоз
6, обеспечивающий остановку центрального колеса 23 третьего ряда и управляемую муфту 8, обеспечивающую блокировку первого и второго планетарных рядов.
При этом передаточное отношение коробки передач
15 1-К З
VI//. К ! Я
1-1
Для включения девятой передачи
20 (третьей передачи заднего хода) необходимо включить управляемые муфты 8 и 9. При этом коробка передач блокируется и передаточное отношение ;„
25 Десятая передача обеспечивает включение тормозного режима посредством включения управляемых тормозов 6 и 7. При этом третий и четвертый планетарные ряды, а также связанный с
30 ними выходной вал 3 останавливаются.
Таким образом, приведенная коробка передач имеет девять передач, шесть из которых — с отрицательным передаточным отношением, а три — с положительным, а также тормозной ре35 жим работы, На всех передачах встречное вращение поверхностей трения управляемых муфт отсутствует, что способствует увеличению надежности и
40 долговечности коробки передач. формула изобретения
Коробка передач, содержащая кор45 пус, входной и выходной валы, четыре планетарных ряда, каждый из которых включает центральное колесо с внешними зубьями, центральное колесо с внутренними зубьями и водило с сател5р литами, четыре управляемых тормоза и две.управляемые муфты, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью увеличения долговечности коробки передач путем исключения встречного вращения поверхностей трения управляемых муфт при обеспечении десяти режимов работы коробки передач, входной вал соединен с центральными колесами с внешними зубьями первого и второ."о планеl562561
Составитель И,Бонев
Техред Л,Олийнык Корректор Т,Палий
Редактор N.Áëàíàð
Заказ 1048
Тираж 488
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,10! тарных рядов и посредством первой управляемой муфты — с водилом первого ряда, соединенным также с первым управляемым тормозом, центральное колесо с внутренними зубьями первого ряда соединено с водилом второго планетарного ряда, имеющего двухвенцовые сателлиты, и вто рым управляемым тормозом, центральное колесо с внутренними зубьями вто- 10
: рого планетарного ряда соединено с . центральными колесами с внешними зубьями третьего и четвертого планетарных рядов и посредством второй управляемой муфты — с выходным валом, с которым соединено водило четвертого планетарного ряда, центральное колесо с внутренними зубьями четвертого планетарного ряда соединено с четвертым управляемым тормозом и водилом третьего планетарного ряда, а центральное колесо с внутренними зубьями третьего планетарного ряда связано с третьим управляемым тормозом.