Запорно-регулирующее устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение может быть использовано при транспортировании опасных сред. Цель изобретения - повышение надежности и расширение функциональных возможностей запорно-регулирующего устройства. В корпусе 1 установлено седло с проходными окнами 7. Запорно-регулирующий дисковый орган 8 взаимодействует с седлом. Механизм поворота взаимодействует с органом 8 зубьями 12. Корпус 1 выполнен с горловиной 2, перекрытой крышкой 3. Механизм поворота выполнен в виде рычага (Р) 13, установленного на оси 14 и соединенного шарнирно одним концом с зубьями 12, а другим со стержнем 29. Стержень 29 снабжен на концах сильфонами 30. Концы сильфонов 30 соединены со стержнем 29 и крышкой 3. Зубья 17 Р 13 в нейтральном положении установлены с зазором относительно органа 8. Р 13 м.б. соединен со стержнем 29 или шарнирно, или жестко. Зубья 17 снабжены пружиной, обеспечивающей контакт с подпружинным упором. Упор м.б. установлен на Р 13 или на стенке горловины 2. Зуб 17 Р 13 выполнен с профилированной поверхностью с возможностью взаимодействия ее с установленным на стенке горловины упором. 6 з.п. ф-лы, 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СО!.1ИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 F 16 К 3 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

3!" E-È"IetIA3

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4465495/23-29 (22) 26.07.88 (46) 07.05.90. Бал. Ф 17 (75) Л.М.Утемов (53) 621.647(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 352072, кл. F 16 К 3/08, 1972. (54) ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение м.б. использовано при транспортировании опасных сред.

Цель изобретения — повышение надежйости и расширение функциональных

„„SU„„1562573 А 1

2 возможностей эапорно-регулирующего устр-ва. В корпусе 1 установлено седло с проходными окнами 7. Запорно-регулирующий дисковый орган 8 взаимодействует с седлом. Механизм поворота взаимодействует с органом 8 зубьями

12. Корпус 1 выполнен с горловиной 2, перекрытой крышкой 3,, Механизм поворота выполнен в виде рычага (P) 13, установленного на оси 14 и соединенного шарнирно одним концом с зубьями 12, а другим со стержнем 29. Стержень 29 снабжен на концах сильфонами

1562573

30. Концы сильфонов 30 соединены со стержнем 29 и крьппкой 3. Зубья 17

Р 13 в нейтральном положении установлены с зазором относительно органа 8

Р 13 м.б. соединен со стержнем 29 или шарнирно, или жестко. Зубья 17 снабжены пружиной, обеспечивающей контакт

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, преимущественно pef óëèðóþùåé, и предназначено для использования в различных технологических процессах в энергетике, химии, Нефтегазовой промышленности, особенно в атомной и химической промышленности при транспортировании опасных сред.

Цель изобретения — повышение надежности и расширение функциональных возможностей.

На фиг.l представлено запорно-ре« улирующее устройство, разрез; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.l; на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг.l; на фиг.4 — установка упоров; на фиг.5— сечение В-В на фиг.4; на фиг.б — эапорно-регулирующее устройство, вариант выполнения; на фиг.7 — сечение, 30

1"-Г на фиг.б; на фиг.8 — соединение рычага со стержнем.

Устройство содержит трубчатый корйус 1 с горловиной 2, на которой ус35

° тановлена крышка 3, уплотненная с горловиной посредствомпрокладки 4,сжатой крепежными деталями 5. В корпусе установлено седло б с проходными окнами

7 (фиг.2) и постоянно взаимодейст- 40 вующий (притертый) с седлом 6 поворотный дисковый запорно-регулирующий орган 8. Последний центрирован относительно седла 6 .осью 9 и прижат

K седлу пружиной 10, например тарель- 45 чатой, и гайкой 10а. Для снижения трения пружины )О о головку оси 9 усгановлен упорный подшипник 11.

На эапорно-регулирующем органе 8

Выполнены зубья 12 по окружности с центром на оси 9.

Рычаг 13 установлен на оси 14 (фиг.1-7), которая установлена в под, шипниках (скольжения) 15 в крышке 3. йа раздвоенном конце рычага 13 установлены встречно, на осях 16 зубья

17. Последние подпружинены относительно рычага 13 пружинами 18 растяжения с возможностью взаимодействия с упос подпружинным упором. Упор м.б. установлен на Р13 или на стенке горловины.2. Зуб 17 P 13 выполнен с профилированной поверхностью с возможностью взаимодействия ее с установленным на стенке горловины упором.

6 э.п. ф-лы, 8 ил. рами. Последние выполнены в виде штифтов 19 (фиг. 3), установленных в отверстии рычага 13 и подпружиненных пружинами 20 сжатия, регулируемыми резьбовыми пробками 21, Упоры 22 (фиг.4 и 5) могут быть выполнены с роликами 23 на осях 24, а также подпружинены пружинами 20 и снабжены пробками 21, но установлены посредством кронштейна 25 на стенке

26 патрубка 2. Кронштейн крепится к стенке 26 посредством витков 27, отверстия под которые герметично заглушены, например, коническими реэьбовыми пробками 28. Усилие пружины 20 значительно в 10-15 раэ превосходит усилие пружины 18, что обеспечивает установку зубьев 17 в нейтральном (среднем) положении рычага 13 относительно зубьев 12 с наименьшим зазором (как-бы по жесткому упору).Данная установка упоров несколько сложнее, однако кинематически предпочтительна, так как позволяет ускорить зацепление зубьев 12 и 17. На другом (верхнем) конце рычаг 13 шарнирно соединен с приводным стержнем 29, т.е. свободно установлен в отверстии этого стержня. На концах стержня 29 установлены сильфоны 30, наружные концы . которых неподвижно, например посредством сварки или пайки, уплотнены с цилиндрической поверхностью стержня

29. Внутренние концы сильфонов 30 аналогично уплотнены с плоскими поверхностями крьппки 3. Стержень 29 свободно установлен в отверстиях 31 крышки 3 и имеет выступ 32 для соединения с приводом (не показан).

Запорно-регулирующее устройство (фиг.б и 7) может содержать упор 33, установленный на стенке 26 патрубка

2 с возможностью восприятия усилия от веса зуба 34, установленного на оси 35 на конце рычага 13. Зуб 34 выполнен с профилированной поверхностью

36, которая взаимодействует с упором

1, Заиорно-регулирующее устройст45 во, содержащее корпус, установленное в корпусе седло с проходными окнами, запорно-регулирующий дисковый орган, B3аимодействуюший с седлом, механизм поворота, взаимодействующий с запор5р но †регулирующ органом посредством зубьев, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и расширения функциональных возможностей, оно снабжено упором, корпус выполнен с горловиной, перекрытой крьш|кой с установленными л ней приводным стержнем, а механизм поворота выполнен в виде рычага, соединенного mapнирно одним концом с зубьями, взаимо5 !5625

33. Последний установлен посредст— вом, например, гайки и шайбы 38 и уплотнен со стенкой патрубка прокладкой 39. Упор 33 может быть подпружинен аналогично упору 22 (фиг.4).,Дан5 ная конструкция несколько проще предьдуц1их ввиду отсутствия пружин 18 и

20, однако требует определенной ориентации устройства при монтаже и работе, поскольку в нем используются усилия от веса зубьев 34.

В запорно-регулирующем органе 8 выполнены проходные окна 40. Кроме того, в эапорно-регулирующем устройстве рычаг 13 может быть соединен со стержнем 29 жестко при отсутствии оси 14 (фиг.8). Жесткое соединение упрощает устройство, однако усложняет его сборку и ухудшает ремонто- 20 пригодность или требует дополнительной (монтажной) крышки с неподвижным уплотнением. Выходной шток привода соединяется муфтой с выступом 32 стержня ?9. Привод должен обеспечить 25 два режима многократного возвратнопоступательного (вибрационного) перемещения стержня 29: из нейтрального положения вправо и иэ нейтрального положения влево. 30

Устройство работает следующим об- разом.

Для поворота запорно-регулирующего органа 8 по часовой стрелке (фиг.1) включают привод, который перемещает

35 стержень 29 из нейтрального положения (на фиг.! влево). При этом сжимается правый сильфон 30 и растягивается левый сильфон 30, рычаг 13 поворачивается вокруг оси 14, концы зубьев 40

17 перемещаются по дуге 41 окружности, правый зуб 17 удаляется от запорно-регулирующего органа 8, а левый зуб !7 входит в зацепление с зубьями

12 запорно-регулирующего органа 8 и поворачивает его по часовой стрелке на небольшой угол. При входе зуба 17 в зацепление и повороте запорно-регулирующего органа зуб 17 поворачивается вокруг оси 16, растягивая пружину 18 или сжимая пружину 20. При возврате стержня 29 в нейтральное положение левый эуб 17 скользит по зубьям 12 запорно-регулирующего органа 8, сжимая пружину 20. На этом заканчивается цикл поворота. Для цальнейшего поворота запорчо-регулирующего органа 8 необходимо повторить некоторое количество циклов, пропор73 6 циональное углу поворота запорно-ре1 гулирующего орган» 8. Для поворота эапорно-регулирующего органа 8 против часовой стрелки переключают привод, который перемещает стержень 29 из нейтрального положения вправо, а в остальном работа протекает идентично описанной.

Особенность работы устройства согласно фиг.4 состоит в том, что зуб 17 раньше входит в зацепление с зубьями 12 запорно-регулирующего органа, поскольку с момента начала перемещения оси 16 зуба 17 по дуге 42 окружности на зуб 17 действует ролик 23 упора 22, отклоняя конец зуба вниз.

Особенность работы устройства согласно фиг.б состоит в том, что с момента начала перемещения оси зуба

17 по дуге 42 окружности эуб 17 опускается под действием собственного вес», скользя своей профильной поверхностью 36 но упору 33, и входит в зацепление с зубьями 12 запорно-регулирующего органа 8 (фиг.б, пунктир).

Особенность работы устройства согласно фиг.8 состоит в том, что оси 16 или 35 соответственно зубьев

17 и 34 перемешаются не по дуге окружности, а по прямолинейной траектории

43, что не меняет принципиально работу устройства.

При повороте золотника 8 в большей или меньшей степени перекрываются окна 7 в седле 2 и окна 40 в запорнорегулирующем органе 8, чем осуществляется регулирование проходного сечения эанорно-регулирующего устройства.

Формула изобретения

1562573

ГО

73 действующими с упором, а другим — со стержнем, снабженным на концах сильфонами, причем концы сильфонов неподвижно соединены соответственно со стержнем и крышкой, при этом зубья рычага в нейтральном положении установлены с зазором относительно регулирующего органа.

2. Устройство по п .1, о т л и ч à- )p ю щ е е с я тем, что рычаг соединен . шарнирно со стержнем и осью, причем последняя установлена в крышке..

3. Устройство по п.l о т л и ч а" ю щ е е с я тем, что рычаг соеди- 15 нен со стержнем жестко.

4. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что зубья рычага снабжены пружинами, обеспечивающими контакт с подпружиненными упо-— рами.

5. Устройство по пп.1 — 4, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что упор установлен на рычаге.

6. Устройство по пп. 1 — 4, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что подпружиненный упор установлен на стенке горловины..

7. Устройство по пп.1 — 3, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что зуб рычага выполнен с профилированной поверхностью с возможностью взаимодействия ее с упором, установленным на стенке горловины.!

562573