Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля шарикоподшипников электродвигателя. Цель изобретения - повышение производительности контроля за счет учета состояния смазки в каждом подшипнике электродвигателя. Измеряют зависимости изменения монтажных высот каждого подшипника двигателя от частоты вращения ротора на выбеге со скорости, при которой возникает гидродинамическая пленка смазки в каждом подшипнике. По этим зависимостям определяют частоты, соответствующие частотам разрушения пленки, и по соотношению их разности и среднему значению определяют качество подшипников. Прямым показателем разрушения пленки смазки подшипника является резкое изменение монтажной высоты. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51) 5 G 01 И 13/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
E) ..4 " ИО ) . г А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4444702/31-27 (22) 20.06.88 (46) 07.05.90. Бкл. Л - 17 (71) Московский авиационный технологический институт им.К.Э.Циолковского (72) С.В.Карасев, Д.Н.Козлов и О.В.Ясинский (53) 658.562 012 7 (088.8) (56) Кальван В.А., Нефедов В.В., Прохоров В.Л. и др. Об измерении монтажной высоты и нагрузки в процессе работы скоростных шарикоподшипников ° Труды ВНИПП. — Специнформация подшипниковой промьпппенности, 1969, Ф 1, (57) с.48-55. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ НАРИКОПОД1MIHHК0В ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля шарикоподшипников электродвигателя.
Целью изобретения является повьпне- ние производительности контроля за счет учета состояния смазки в кажпом шарикоподшипнике электродвигателя.
На фиг.1 изображена функциональная схема устройства, реализующего предлагаемый способ контроля; на фиг.2 зависимость измерения монтажной высоты от частоты вращения ротора электродвигателя.
Устройство содержит смонтированные на основании 1 упоры 2 для крепления электродвигателя 3. На основании 1 укреплены два бесконтактных емкостных
„„Я0„„1562724 А 1
2 для контроля шарикоподшипников электродвигателя..Цель изобретения — повышение производительности контроля за счет учета состояния смазки в каждом подшипнике электродвигателя. Измеряют зависимости изменения монтажных высот каждого подшипника двигателя от частоты вращения ротора на выбеге со скорости, при которой возникает гидродинамическая пленка смазки в каждом подшипнике. По этим зависимостям определяют частоты, соответствующие частотам разрушения пленки, и по соотношению их разности и среднему значению определяют качество подшипников. Прямьм показателем разрушения пленки смазки подшипника является резкое изменение монтажной высоты.
2 ил. датчика (БЕД). Изолированная пластин- (Д ка 4 является одной обкладкой конденсатора; другой обкладкой является фф ротор 5 электродвигателя 3. С датчи-. ком БЕД соединен измеритель 6 монтажной высоты (ИИВ). Измерение числа р оборотов ротора производится фотодатчиком 7 и.измерителем 8 частоты вращения (ИЧВ). Информационные выходы
HMB 6 и ИЧВ 8 соединены с входом самописца 9.
Способ осуществляют следующим образом. ° вил
Диагностируемый электродвигатель
3 укрепляют с помощью упоров 2 в основании 1. На основании 1 укрепляют БЕД и подключают ИМВ 6, ИЧВ 8 и самописец 9 типа Н-306. Ротор 5
1562724 электродвигателя 3 приводят во вра1 щение с постоянной скоростью, Выбор скоросги вращения определяется следующим. Высокоскоростные шарикоподшипники работают в гидродинамическом режиме, при котором тела качения и желоба в зоне контакта разделены масляной пленкой, толщина которой завиСит от скорости вращения и состояния смазки. Образование пленки смазки приводит к тому, что наружные кольца смещаются в осевом направлении. На
Определенной частоте наступает стабилизация монтажной высоты, объясняе- 1 мая выходом шариковых подшипников на гидродинамический режим смазки. ИзмеНение монтажной высоты при этом определяется состоянием смазки.
После этого в режиме выбега с помощью ИИВ 6, ИЧВ 8 и самописца 9 одНовременно регистрируют характеристику изменения монтажной высоты и частоту вращения ротора. После завершеНия выбега по полученным графикам on- >5 ределяют частоты, на которых произошли разрушения пленок смазки у каждого из шариковых подшипников. Если разность этих частот, отнесенных к их среднему значению, не превосходит, например, 5,0Х или близка к нулю, то 30 смазка в этих подшипниках имеет одинаковые свойства, в противном случае можно по величине отклонения от ожидаемого результата судить о том, в каком из шариковых подшипников
35 смазка не соответствует нормали. Прямым показателем разрушения пленки смазки шарикоподшипника служит резкое изменение монтажной высоты.
Пример. В устройство, реализующее предлагаемый способ контроля входят бесконтактный емкостный датчик (БЕД), измеритель монтажной высоты (ИВМ), измеритель частоты вращения (ИЧВ), самописец типа Н-306. !
Гиромотор ГМА-0,5 ПК разгоняется до частоты n=9500 об/мин, затем выключается питание. Снятие зависимости монтажной высоты от частоты, вращения ротора производится в режиме выбега. По характеристикам определено: для .1-ro шарикоподшипника частота, на которой началось резкое уменьшение монтажной высоты, равна и 5500 об/мин, для 2-го и
= 6)50 об/мин.
Отношение дп разности частот n>-n, п +п к среднему их значению — — — -- равно
2 950 ь n = — — — — — х 100X=3 99 .
5500+6450 о о °
Предлагаемый способ отличается от известных способов тем, что позволяет резко повысить производительность контроля.
Формула и з о б р е т е н и я
Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя, заключающийся в том, что приводят ротор электродвигателя во вращение, выключают питание двигателя, измеряют монтажную высоту шарикоподшипников и частоту вращения ротора в режиме выбега, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повьппения производительности контроля ,за счет учета состояния смазки в каждом подшипнике электродвигателя, ротор вращают перед выключением питания со скоростью, обеспечивающей образование гидродинамической пленки смазки, по изменению монтажной высоты подшипника на. выбеге определяют частоты вращения, обеспечивающие разрушение пленки, и по отношению разности частот подшипников к йх среднему значению определяют качество шарикоподшипников путем сравнения с эталонным отношением.
1562724
N Ð и, ОЮ/)йи
000
Составитель Т.Хромова
Техред Л,Сердокова Корректор М.Шароши
P ед акт ор И. Гор ная
Заказ 1056 Тираж 434 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-издательско комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101