Способ выбора оптимального варианта конструкции компрессора турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области испытания двигателя внутреннего сгорания, в частности турбокомпрессоров наддува. Он позволяет выбрать оптимальный вариант конструкции компрессора турбокомпрессора в реальных условиях работы. Турбокомпрессор со всеми вариантами компрессора устанавливают на двигателе. При этом температуру газа перед турбиной и частоту вращения коленчатого вала двигателя поддерживают постоянными путем изменения подачи топлива и нагрузки на двигатель. В процессе испытаний определяют отклонение величины эффективной мощности двигателя от исходной и по максимальному значению этой величины выбирают оптимальный вариант конструкции компрессора. 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
aw Sinn 3 5 2 2 (51) 5 G 01 М 15/00
6.. Ы
ПАТЕНТБЗ 1
Б- IБГ !
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К Д BT0PCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОП.{РЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4457471/25-06 (22) 18. 07. 88 (46) 07.05.90. Бюл. Р 17
{71) Харьковский политехнический институт им.В.И.Ленина (72) Д.И.Келъштейн, Н.К.Шокотов, Ю.А.Красницкий и О.А.Поздняков (53) 621.436.052 (088.8) (56) Симсон А.Э. и др. Турбонаддув высокооборотных дизелей. — М.: Машиностроение, 1976, с.240-245. (54) СПОСОБ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОГО
ВАРИАНТА КОНСТРУКЦИИ КОМПРЕССОРА
ТУРБОКОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к области испытания двигателя внутреннего сгоИзобретение относится к испыта нию двигателей внутреннего сгорания, в частности турбокомпрессоров газотурбинного наддува, при выборе оптимальной конструкции компрессора.
Цель изобретения — повышение -.î÷ности и сокращение времени испытания в реальных условиях работы турбокомпрессора.
Способ осуществляют следующим образом.
На двигателе испытывают турбокомпрессор со всеми вариантами компрессора, а турбинную часть сохраняют идентичной. Двигатель с каждым из вариантов компрессора испытывают при частоте вращения коленчатого вала, 2 рания, в частности турбокомпрессоров наддува. Он позволяет выбрать оптимальный вариант конструкции компрессора турбокомпрессора в реальных условиях работы. Турбокомпрессор со всеми вариантами компрессора устанавливают на двигателе. При этом температуру газа перед турбиной и частоту вращения коленчатого вала двигателя поддерживают постоянным путем изменения подачи топлива и нагрузки на двигатель. В процессе испытаний определяют отклонение величины эффективной мощности двигателя от исходной и по максимальному значению этой величины выбирают оптимальный вариант конструкции компрессора.
2 табл. являющейся, например, скоростным режимом номинальной мощности, и постояннбй температуре газа перед турбиной, которые устанавливают путем изменения нагрузки и подачи топлива .
Для каждого варианта измеряют эффективную мощность двигателя и по ее максимальному значению выбирают оптимальный вариант конструкции компрессора турбокомпрессора.
Реализация предлагаемого спосооа не требует применения каких.-либо дополнительных устройств или приспособлений, кроме обычно примечяемых для стендовых испытаний. двигателей с газотурбинным наддувом.
1562728
Т а б л и ц а 1
Па.раметры
01
74
125
74
125
4,5
4,5
0,061
5
О, 067
Пример. В качестве примера можно привести результаты экспериментального исследования по выбору оптимальной ширины диффузора компрес5 сора. Объектом исследования служит тур бокомпрессор TKP7C-1 для комбайного дизеля СМД-21.
Испытаны два варианта. компрессора, геометрические параметры диффузоров которых приведены в табл.1.
Турбокомпрессоры испытывают на дизеле СМД-21 с применением предлагаемого способа при частоте вращения коленчатого вала и,=2000 об/мин, являющейся скоростйым режимом номинальной мощности. В процессе испытаний выдерживают постоянной температуру газа перед турбиной t =600 C.
Полученные результаты приведены в табл.2.
По результатам испытаний выбран диффузор по вариа:нту 01 с шириной
Ъ.рЬ, =5 мм.
Таким образом, можно надежно оценивать качество конструкции компрессора, разрабатываемых для турбокомпрессоров наддува двигателей внутреннего сгорания и прогнозировать эффективность разработок,, направленных
Наружный диаметр рабочего колеса
D„ мм
Диаметр входа в диффузор D>, мм
Диаметр выхода из диффузора Лч, мм
Ширина диффузора на диаметре входа
ЬЪ9 мм
Ширина диффузора на. выходе, Ь,, мм
Относительная ширина диффузора, Ь
b=b/n,.. на повышение КПД компрессора в реальных условиях эксплуатации. При этом существенно сокращается затрата времени на проведение испытаний, что позволяет снизить трудозатраты.
Формула изобретения
Способ выбора оптимального варианта конструкции компрессора турбокомпрессора двигателя внутреннего.сгорания, заключающийся в том, что турбокомпрессор устанавливают на двигатель, определяют давление и расход воздуха на выходе из компрессора, давление и температуру газа перед турбиной, частоту вращения ротора турбокомпрессора и коленчатого вала двигателя, расход топлива и эффективную мощность двигателя, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности и сокращения времени испытания, температуру газа перед турбиной и частоту вращения коленчатого вала двигателя поддерживают постоянными путем изменения подачи топлива и нагрузки на двигатель, а оптимальный вариант конструкции компрессора выбирают по максимальному значению эффективной мощности двигателя.
Значение параметров для компрессора
1562728
Таблица 2
Значение показателей для компрессора
Показатели ог
Частота вращения коленчатого вала, п в, об /мин
Температура газа перед турбиной
Расход воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, G» кг/с
Частота вращения ротора турбокомпрессора п „, об/мин
Давление наддува Р„, кгс/см
2 р ра q „
Эффективная мощность двигателя
Nåjлс
2000
2000
600
600
0,145
0; 152
1,35
0,48
1,44
0,58
120
Составитель В. Горбунов
Техред Л, Сердюкова Корректор М.Шароши
Редактор И. Горная
Заказ 1056 Тираж 441 Подпис ное
РчИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óærîðîä, ул. Гагарина,101