Электронная игра
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электронным играм, может быть использовано для развлечения и позволяет повысить занимательность путем использования адаптивного алгоритма игр Баше. Изобретение позволяет проводить игры как в режиме с двумя играющими, так и в режиме одного играющего с автоматом. Обеспечивается при этом четкая организация игры за счет введения триггера очередности хода и индикаторов хода, счетчика состояния игры, постоянная визуальная индикация состояния хода игры, автоматическая фиксация и останов игры с одновременной сигнализацией об этом. Электронная игра содержит первый и второй ключи хода игры, первый и второй счетчики, узел индикации состояния игры, ключ сброса, тактовый генератор, элементы И, индикаторы выигрыша, ключ режима игры, шифратор, счетчик состояния игры, третий счетчик, триггер очередности хода, индикаторы хода, первый и второй триггеры, элементы 2И-ИЛИ, одновибратор, элементы ИЛИ, элемент ИЛИ-НЕ. Игра заключается в достижении победного результата путем поочередного движения играющих навстречу друг другу по первоначально заданному "расстоянию" одним или тремя шагами (1, 2 или 3), но не более трех ха один ход. Выигрывает тот, кто сделает последние шаги (1, 2 или 3) до сближения. Аналогичная цель у играющего при игре его с автоматом устройства. В процессе игры постоянно отображаются текущее значение "расстояния" (состояние игры) и очередность хода играющих. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5 )5 А 63 F 9/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3ЫИ
ПАтЕНТН0- i
БИЬ) и 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4461382/40-12 (22) 15.07.88 (46) 15.05.90. Бюл. ¹- 18 (72) В.П.Распутный, А.М.Полищук, С.А.Митин и А.А.Комарова (53) 681 .136.51(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1299595, кл. А 63 F 9/00, 1985. (54) ЭЛЕКТРОННАЯ ИГРА !
1 (57) Изобретение относится к электронным играм, может быть использовано для развлечения и позволяет повысить занимательность путем использования адаптивного алгоритма игр Ваше. Изобретение позволяет проводить игры как в режиме с двумя играюп,ими, так и в режиме одного играющего с автоматом.
Обеспечивается при этом четкая организация игры за счет введения триггера очередности хода и индикаторов хода, счетчика состояния игры, постоянная визуальная индикация состояния хода игры, автоматическая фиксация и останов игры с одновременной сигналиИзобретение относится к электронным играм и может быть использовано для развлечения.
Цель изобретения — повьппение занимательности путем использования адаптивного алгоритма игр Баше.
На фиг. 1 приведена структурноФункциональная схема электронной игры; на фиг. 2 — схема узла индикации состояния игры; на фиг. 3 — структурнофункциожльная схема шифратора; на фиг . 4 — структурно-Функциональная схема одного из счетчиков устройства.
ÄÄSUÄÄ 1563721 А1
2 зацией об этом. Электронная игра содер—
/ жит первый и второй ключи хода игры, первый и второй счетчики, узел индикации состояния игры, ключ сброса, тактовый генератор, элементы И, индикаторы выигрыша, ключ режима игры, шифратор, счетчик состояния игры, третий счетчик, триггер очередности хода, индикаторы хода, первый и второй триггеры, элементы 2И-ИЛИ, одновибратор, элементы ИЛИ, элемент ИЛИНЕ. Игра заключается в достижении победного результата путем поочередного движения играющих навстречу друг
11 другу по первоначально заданному расстояняа" одним или тремя шагами (1,2 или 3), но не более трех за один ход. Ж
Выигрывает тот, кто сделает последние шаги (1,2 или 3) до сближения.
Аналогичная цель у играющего при иг- ( ре его с автоматом устройства. В процессе игры постоянно отображаются те- Я кущее значение расстояния" (состояние игры) и очередность хода играющих. 4 ил.
Устройство для игры (фиг.1) содержит первый 1 и второй 2 ключи хода игры, первый 3 и второй 4 счетчики, узел 5 индикации состояния игры, ключ 6 сброса, тактовый генератор 7, первый элемент И 8, первый 9 и второй 10 индикаторы выигрьппа, ключ 11 режима игры, шифратор 12, счетчик 13 состояния игры, третий счетчик 14 числа, триггер 15 очередности хода, первый 16 и второй 17 индикаторы хода, первый 1 8 и второй 1 9 триггеры, пер/ вый 20 и второй 21 элементы логическо—
1563721 го сложения, второй 22 и третий 23 (! элементы И, одновибратор 24, первый
25 и второй 26 элементы ИЛИ, элемент
ИЛИ-НЕ 27.
Узел 5 индикации состояния игры
5 (фиг.2) содержит первый 28 и второй
29 дешифраторы,и индикаторы 30 состояния хода игры. Шифратор 12 (Фиг.3) содержит четыре элемента ИЛИ-НЕ 31, элементы И-НЕ 32-37, элемент 2И-ИЛИНЕ 38. Счетчик 14 (фиг.4) содержит элементы ИЛИ 39, элементы 3И-ИЛИ 40, элементы И 41, ИЛИ-НЕ 42, схему 43
: счета и элемент И-НЕ 44. 15
Первый 1 и второй 2 ключи хода игры предназначены для управления ходом игры путем Формирования управляющих сигналов при наличии разрешающих сигналов с выходов триггера 1 5 20 очередности хода и выполнены по антидребезговым" схемам на двух инверто( рах по свободным коллекторам. Ключи
1 и 2 хода игры входами соединены с прямым и инверсным выходами триггера 25
15 очередности хода, а выходами — с первым и вторым входами счетчика 14.
Первый 3 и второй 4 счетчики, а также первый 18 и второй 19 триггеры предназначены для приема последовательного кода хода, преобразования его в параллельный четырехразрядный код и подачи этого кода на соответствующие входы узла 5 индикации состояния игры. Первый 18 и второй 19 триг- 5 геры соединены входами с выходами первого 20 и второго 21 элементов логического сложения соответственно, а выходами — с входами первого 3 и второго 4 счетчиков и с первыми инфор- 40 мационными входами де1пифраторов 28 и
29 узла 5 индикации состояния игры соответственно, Выходы счетчиков 3 и
4 соединены с вторыми, третьими и четвертыми информационными входами де- 45 шифраторов 28 и 29 узла 5 индикации состояния игры.
Узел 5 индикации состояния игры предназначен для приема 4-разрядных кодов состояния игры после очередно- . . 50 го хода каждого из играющих, дешифрации их и позиционного отображения на индикаторах состояния игры, а также передачи информации о младших разрядах на шифратор 1 2. Первые входы узла 5
5 индикации состояния игры подключены к выходам триггеров 18 и 19, а вторые, третьи и четвертые входы — к выходам счетчиков 3 и 4. Выходы узла 5 индикации состояния игры подключены к входам шифратора 12.
Ключ сброса предназначен для установки узлов и элементов игры в исходное состояние (выполнен аналогично ключам хода игры) ° Выход ключа 6 сброса соединен с входами установки в нулевое состояние счетчиков 3 и 4 с четвертыми входами элементов 20 и 21 логического сложения и с входом одновибратора 24.
Тактовый генератор 7 предназначен для формирования синхросигналов низкой и высокой частот. Первый выход тактового генератора 7 соединен с входом элемента 20 логического сложения и с третьим входом счетчика 14, второй выход — с входом элемента 21 логического сложения и с четвертым входом счетчика 14. Элементами 20 и 21 логического сложения являются элементы 2И-ИЛИ.
Первый элемент И 8 предназначен для коммутации сигнала хода на вход обратного счета счетчика 13 сос— тояния игры. Первый вход элемента
И 8 подключен к первому выходу счетчика 14 числа, второй вход — к выходу второго элемента ИЛИ 26, выход соединен с входом обратного счета счетчика 13 состояния игры.
Первый 9 и второи 1 0 HHp BTopbI выигрыша предназначены для визуальной сигнализации выигрыша одного из играющих. Первые входы индикаторов
9 и 10 выигрьппа соединены с вторым выходом счетчика 14, вторые входы подключены к прямому и инверсному выходам триггера 15 очередности хода соответственно, третьи входы — к выходу элемента ИЛИ-НЕ 27.
Блок индикации выигрьппа имеет индикаторы 9 и 10 выигрыша.
Ключ 11 режима предназначен для установки одного из режимов игры:
"Игрок — автомат" или "Игрок — игрок . Ключ 11 режима игры соединен с вторыми входами элементов И 22 и
23, с входами счетчика 14 и элемента
ИЛИ 26. Шифратор 12 предназначен для приема позиционной информации о младших разрядах дешифраторов 28 и 29 узла 5 индикации состояния игры и преобразования ее в двоичный код исходного числа. Входы шифратора 1 2 соединены с выходами узла 5 индикации состояния игры, а выходы — с ин=
15637? формационными входами счетчика !3 состояния игры.
Счетчик 13 состояния игры предназ— начен для приема кода исходного числа
5 и информации о ходах играющих и Формирования кодов состояния игры после каждого очередного хода играющих. Информационные входы счетчика 13 состояния игры соединены с выходами шифратора 12, вход предварительной записи — с выходом одновибратора 24, вход обратного счета — с выходом элемента
И 8. Первый и второй выходы счетчика
13 состояния игры подключены к входам элемента ИЛИ 25, третий и четвертый выходы — к входам элемента ИЛИ-НЕ 27.
Счетчик 14 предназначен для приема управляющих сигналов с выходов ключей хода игры и синхроимпульсов тактового 20 генератора 7 и формирования последова— тельности из одного, двух или трех импульсов в зависимости от сделанного хода. Первый и второй входы счетчика
l4 соединены с выходами ключей 1 и 25
2 хода игры соответственно, третий и четвертый входы — с первым и вторым выходами тактового генератора 7, пятый вход — с выходом ключа 11 режима игры, первый выход соединен с первым 30 входом элемента И 8 и с вторыми входами элементов 2И-ИЛИ 20 и 21, второй выход — с С-входом триггера 15 очередности хода и с первыми входами индикаторов 9 и 10 выигрыша.
Триггер 15 очередности хода предназначен для учета и обеспечения сигнализации об очередности ходов играющих. Входы установки в "0 и !" триг— гера 15 очередности хода подкл?очены щ к выходам элементов И 22 и 23 соответственно, J- и К-входы — к шине
"+5В", С-вход — к второму выходу счетчика 14. Прямой выход триггера
15 очередности хода соединен с входом ключа 1 хода игры, входом индикатора
16 хода, входом элемента ИЛИ 26, вторым входом индикатора 9 выигрыша и входом элемента 2И-ИЛИ 21 . Инверсный выход триггера 1 5 очередности хода 50 соединен с входами ключа 2 хода, индикатора 10 выигрыша и элемента 2ИИЛИ 20, Первый 16 и второй 17 индикаторы хода предназначены для визуальной сиг- -5 нализации очередности хода. Входы индикаторов 16 и 17 хода подключены к прямому и инверсному выходам триггера
15 очередности хода соответственно.
Первый и второй элементы 2И-ИЛИ (элементь? логического сложе??ия) 20 и
21 предназначены для управления по счетному входу первым 18 и вторым -! триггерами в соответствпп с ходами игра? щих. Первые вхоць? элементов
2И-ИЛИ 20 и 21 соединены с первым и вторым выходами актового генератора
7, третьи входы — с ин?=ерс??ы.;: и прямым выходами триггерл 15 очергдностп хода соответственно, ьторые входы — с первым выходом счетчика 14, четвертые входы — с выходом ключа 6 сброса.
Выходы элементов 2И вЂ” ИЛИ 20 и 21 подкл?очены к входам триггеров 18 п 19 соответственно.
Второй 22 и третий 23 элементы И предназначены для Формнровлпия в режиме Игрок — автомат" с??г??лл.?л исходной установки триггера 15 очередности хода. Первые входы элементов И
22 и 23 подключеHH\ к вь?хоц3 ад?огиб— рлтора 24, вторь?е входь? — к выходуключа 11 ре;-"пмл игры, трстьи входы— к выходу элементл !?ill? 25. Выход?? элементов И 22 и 23 подклк1чгпы к S — и
К-входам триггера 15 очередности хода соответственно.
Одновибратор 24 предназначен для формирования по заднему ?1?pc;??òó спгнл— ла начальной установки импульса, разрешающего работу элементов И ?2 и
23 в момент исходной устлновки триггера 15 очередности хода в режиме пИгрок — автомат и обеспечивающего запись информации об исходном числе в счетчик 13 состояния игры. Вход одновибраторл 24 подкл?очек к выходу ключа 6 сброся, выход соедпнеH c рервыми входами элементов И 22 и 23 и с управляющим входом счетчика 1 3 состояния игры.
Первый элемент И1??1 25 предназначен для Формирования сигнллл псходной установки триггера !5 очередности хода в зависимости от содерж?о?ого младших разрядов счетчика 13 состояния пгры.
Входы элемента ИЛИ 25 соединены с. выходами младших разрядов счетчика 13 состояния игры, 3 выход подключен к третьим входам элементов ИЛИ 26, ИЛИ-HE 27, И ?2 и 23.
Второй элемент ИЛИ 26 предназначен для Формирования управля?ощего сигнала, разрешающего работу элемента
И 8. Первый вход элемента ИЛИ 26 соединен с выходом клкчл 11 реж??мл игры, второй вход — с прямым выходом
1563721 триггера 15 очередности хода, третий вход — с выходом элемента ИЛИ 25.
Выход элемента ИЛИ 26 подключен к второму входу элемента И 8„
Первый элемент ИЛИ-НЕ 27 предназ5 нач ен для анализа содержимого сч етчика 1 3 со стояния иг ры и Формиров ания сигнала выигрьппа. Первый и второй вхо- д элемента ИЛИ-НЕ 27 подключены к в ходам старших разрядов счетчика 13 с стояния игры, третий вход — к вых ду элемента ИЛИ 25. Выход элемента
И-НЕ 27 соединен с входами индикаторов 9 и 10 выигрыша.
Принцип работы устройства основан на теории комбинаторных игр, котор я доказывает, что в комбинаторных и1рах для одного из двух игроков .! в егда существует выигрышная стратег я, т,е. можно указать такой способ в дения игры, который всегда приводит . э, ого игрока к выигрьппу, независимо
oт ответов другого игрока.
Электронная игра реализует один из 25 вариантов комбинаторной игры Баше п д названием "Дуэль пчелы с оводрм .
И ра имеет следующий сюжет. Пчела обидела овода, овод вызвал пчелу на ду1 э п . Условия дуэли таковы. Пчела и Щ ород выбирают некоторое начальное расстояние и поочередно приближактся друг к другу. На каждом ходу разрешае гся делать не менее одного шага, но не более некоторого максимального чис-35 ла шагов, например трех. Побеждает тот, кто первым сделает последний шаг (шаги) и вплотную подойдет к сопернику. Победитель имеет право сделать "укус". 40
В режиме игры с автоматом (Игрок— автомат") предлагаемое устройство для игры реализует выигрышную стратегию в игре Баше, которая сводится к следующему: 45 автомат уступает право первого хода играющему, если исходная заданная по случайному закону длина расстояния кратна четырем, автомат начинает игру первым хо- 5р дом, если длина расстояния не кратна четырем; своим очередным ходом автомат дополняет до четырех число, вычитаемое
Играющим в предыдущем ходе. 55
Действительно, по теории Баше неблагоприятным для игрока, делающего очередной ход, будет длина расстояния ш, кратная 4. Когда m=4 то при любом числе шагов игрока, делающего пер выл ход, второй играющий может сразу сделать оставшееся число шагов и sbTиграть. Если же тп=4хп (где n — целое число), то после любого хода игрока второй играющий, сделав соответствующий ход, может оставить длину расстояния 4 ° (n-l), а при следующем ходе — 4 ° (и-2) и т.д., доведя наконец длину расстояния до 4, что обеспечит ему выигрыш. Во всех остальных случаях (исходных положениях), когда
m=4n+p где 1 р (3, первый игрок, сделав р шагов, обречет своего парт- нера на проигрьпп.
При включении в сеть электронная игра работает следующим образом.
При использовании устройства в режиме Игрок — автомат" ключ 11 режима игры устанавливается в положение
"1-А", B результате чего запрещается прохождение сигнала по третьему входу элемента ЗИ вЂ И 40 счетчика 1 4, разрешается прохождение сигнала по шес- тому входу элемента ЗИ вЂ И 40 счетчика 14, а также работа элементов И
22 и. 23. Далее играющий нажимает на ключ б сброса, в результате чего его выходной сигнал устанавливает в нулевое состояние счетчики 3 и 4 и разрешает прохождение сигналов Tl и Т2 с выходов тактового генератора 7 через элементы 2И-ИЛИ 20 и 21 на входы счетных триггеров 1 8 и 1 9 соответственно, сигналы с выходов которых поступают на первые инФормационные входы дешифраторов 28 и 29 соответственно узла 5 индикации состояния игры (фиг.2) .
Так как частота сигнала Т2 значительно превышает частоту сигнала Тl, а длительность нажатия ключа 6 сброса значительно превышает период следования сигналов Т2, установка триггеров 18 и 19 в одно из положений в момент отнускания ключа 6 сброса имеет случайный характер, что обеспечивает соответствующую установку сигналов низкого уровня на одном из двух первых выходов каждого из дешиФраторов 28 i 29 узла 5 индикации состояния игры. Эти сигналы поступают на соответствующие индикаторы 30 состояния игры, обеспечивая их включение, и на входы шиФратора 1 2 (фиг .3), на выходах которого в зависимости от комбинации входных сигналов Формируется двоичный код одного из чисел 14, 13
156372i
10 или 12. С выходов шифратора сигналы поступают на информационные входы счетчика 13 состояния игры.
По заднему фронту сигнала установ/ 5 ки в момент отпускания ключа 6 сброса срабатывает одновибратор 24, сигнал с выхода которого поступает на вход предварительной установки счетчика
13 состояния игры, обеспечивая запись10 информации, содержащейся на его информационных входах. Таким образом, на выходах счетчика 13 состояния игры устанавливается по случайному за— кону первоначальное исходное число в диапазон чисел от 12 до 14, отображаемое для визуального восприятия на индикаторах 30 состояния игры. В зависимости от информации, содержащейся на выходах счетчика 13 состояния игры, устанавливается триггер 1 5 очередности хода. Так, если исходное число равно 1 2,.на выходе элемента
ИЛИ 25 формируется сигнал низкого уровня, блокирующий элемент И 23 и раз- 25
I решающий работу элемента И 22. Вследствие этого сигнал одновибратора 24, формирующийся в момент замыкания ключа 6 сброса, через элемент И 22 поступит на вход установки триггера 30
15 очередности хода, в результате че— го Hà его прямом выходе сформируется сигнал высокого уровня, который разрешит работу ключа .1 хода игры, включит индикатор 1 6 хода, через элемент
ИЛИ 26 поступит на второй вход элемента И 8 (разрешив тем самым прохожде— ние сигнала по его первому входу) и разрешит прохождение сигнала с первого выхода счетчика 14 через .элемент 4р
2И-ИЛИ 21 на вход счетного триггера 19.
Если исходное число равно 13 или
14, на выходе элемента ИЛИ 25 формируется сигнал высокого уровня, блоки- 45 рующий элемент И 22 и разрешающий работу элемента И 23. Вследствие этого сигнал одновибратора 24 через элемент
И 23 поступит на вход сброса триггера 15 очередности хода, в результате чего íà его инверсном выхбде сформируется сигнал высокого уровня, который разрешит работу ключа 2 хода игры, включит индикатор 17 хода и разрешит прохождение сигнала с первого выхода . счетчика 14 числа через элемент
2И-ИЛИ 20 на вход счетного триггера
18. Кроме того, сигнал высокого уров-, ня с выхода .элемента ИЛИ 25 через элемент ИЛИ 26 поступит на второй вход элемента И 8 и разрешит прохождение сигнала по первому входу элемента И 8.
Пусть исходное число равно 12. В этом случае разрешена работа ключа 1 хода игры. При нажатии играющим ключа
1 хода и ры его выходной сигнал поступит на первый вход счетчика 14 и разрешит прохождение иьпчульсного низкочастотного сигнала Тl с первого выхода тактового генератора 7 по второму входу элемента ЗИ вЂ И 40 счетчика
14 (Фиг.4) на первый вход элемента
И 41 . Кроме того, выходной сигнал ключа 1 хода игры через элемент ИПИ
39 поступит на второй выход счетчика
14 и далее на первые входы индикаторов 9 и 1О выигрыша, запрещая включение этих индикаторов, а также поступит на С вЂ вх триггера 15 очередности хода. Сигнал с выхода элемента ЗИ-ИЛИ
40 через элемент И 41 поступит на первый выход счетчика 14 числа и на информационный вход счетчика 43. Сигнал с первого выхода счетчика 14 через элемент И 8 поступает на вход обратного счета счетчика 13 состояния игры, уменьшая содержимое этого счет— чика, -а также через элемент 2И-ИЛИ 21 поступает на вход счетного триггера
19. С выхода последнего сигнал поступает на первый информационный вход де-. шифратора 29 узла 5 индикации состояния игры и на вход счетчика 4, с выхода которого сигналы пос упают на 2, 3 и 4 входы дешифратора 29. В зависимости от времени нажатия ключа 1 хода игры на вход обратного счета счетчи— ка 13 состояния игры проходят один, два или три импульса, т.е. содержимое счетчика 13 состояния iòðû уменьшается на одну, две или три единицы. В соответствии с этим изменяются сигналы на входах и выходах дешифратора
29 узла 5 индикации состояния игры, обеспечивая визуальный контроль за ходом игры. На первом выходе счетчика
14 числа вне зависимости от длительности нажатия играющим ключа 1 хода игры формируется не более трех импульсов. Это обеспечивается следующим образом. При поступлении на вход счетчика 43 последовательно трех импульсов с выхода элемента И 41 на его выходах Формируется двоичный код числа
"3", т.е. на входах элемента И-HE
44 появляются сигналы высокого. уровня, 1563721
12 обеспечивающие Формирование на выходе элемента И-НЕ 44 сигнала низкого уровня, который запрещает прохожде.ние сигналов по первому входу элемента И 41.
/
При отпускании играющим ключа 1 хода, на выходе элемента ИЛИ 39 Формируется ,сигнал низкого уровня, который через элемент И вЂ” НЕ 42 устанавливает в нуле- 10 вое состояние схему 43 счета, а отрицательным перепадом напряжения, поступающим на С-вход триггера 15 очередности хода, этот триггер устанавливается в "0 . При этом сигнал высо- 15 ,кого уровня с инверсного выхода триг,гера 15 очередности хода включит ин( дикатор 17 хода, разрешит работу ключа 2 хода игры и прохождение сигнала с первого выхода счетчика 14 числа через элемент И-ИЛИ 20 на вход счетного триггера 18.
Так как исходное число равно 12,,,то после хода играющего счетчик 13 состояния игры зафиксирует одно из чисел 11, 10 или 9 в зависимости от того, какое число шагов сделал игра-! ющий. Так как при этом на одном из
;выходов, элемента ИЛИ 25 обязательно будет присутствовать уровень лог."I ", 30 сигнал высокого уровня с выхода элемента ИЛИ 25 через элемент ИЛИ 26 по.ступит на второй вход элемента И 8 и разрешит тем самым прохождение cur,íàëà по первому входу элемента И 8, Для осуществления .хода автомата играющий должен нажать ключ 2 хода игры. При этом сигнал высокого уровня с выхода ключа 2 хода игры поступит на второй вход счетчика 14 и разрешит 40 прохождение импульсного высокочастотного сигнала Т2 с второго выхода тактового генератора 7 по шестому входу элемента ЗИ вЂ И 40 счетчика 14 на первый вход элемента И 41. Кроме того, 45 сигнал высокого уровня с выхода ключа ? хода через элемент ИЛИ 39 счетчика 14 поступит на второй выход счетчика 14 и далее на первые входы индикаторов 9 и 10 Выигрыш", запрещая включение этих индикаторов„ а также на С-вход триггера 1 5 очередности хода. Сигнал с выхода элемента ЗИ-ИЛИ
40 через элемент И 41 поступает на первый выход счетчика 14 и на информационный вход схемы 43 счета. Сигнал с первого выхода счетчика 14 через элемент И 8 поступает на вход обратного счета счетчика 13 состояния игры, уменьшая содержимое этого счетчика, а также через элемент 2И-ИЛИ
20 поступает на вход счетного триггера 18. С выхода последнего сигнал поступает на первый информационный вход дешифратора 28 узла 5 индикации состояния игры и на вход счетчика 3, с выхода которого сигналы поступают на информационные входы дешифратора
28 узла 5 индикации состояния игры.
Таким образом, обеспечивается изменение выходных сигналов дешифратора в соответствии с содержимым счетчика
13 состояния игры. Сигналы с выхода дешифратора последовательно включают соответствукщие индикаторы 30 состояния игры.
Ввиду того, что частота сигнала
Т2 с второго тактового выхода генератора 7 очень велика, число импульсов, прошедшее на выход элемента
ЗИ-ИЛИ 40 счетчика 14, не зависит от длительности нажатия играющим ключа
2 хода игры и является достаточно большим, а число импульсов, поступивших с первого выхода счетчика 14 через элемент И 8 на вход обратного счета счетчика 13 состояния игры, опред%. ляется в соответствии с алгоритмом Ваше следующим образом. По мере поступления импульсов на вход обратного счета счетчика 13 состояния.игры содержимое счетчика уменьшается. При уменьшении содержимого счетчика до 8 на обоих входах, а следовательно, и на выходе элемента ИЛИ
25, сформируется уровень лог, 0", который через элемент ИЛИ 26 поступит на второй вход элемента И 8 и запретит прохождение сигнала с первого выхода счетчика 14 по первому входу элемента И 8. Таким образом, после хода автомата счетчик 13 состояния игры зафиксирует число 8 независимо от того, какое число им было зафиксирована после предшествующего хода играющего, и независимо от времени нажатия ключа 2 хода игры.
При отпускании играющими ключа 2 хода игры на выходе элемента ИЛИ 39 счетчика 14 -формируется сигнал низкого уровня, который через элемент
ИЛИ-НЕ 42 устанавливает в нулевое состояние счетчик 43 . Кроме того, отрицательным перепадом напряжения, поступающим на С-вход триггера 1 5 очередности хода, этот триггер устанавливается в "l ", разрешая работу клю)56372) 14 ча .1 хода игры и включая индикатор
16 хода.
Далее игра продолжается подобно описанному. В результате каждого цик11 11
5 ла Ход игрока — ход автомата содержимое счетчика 13 состояния игры уменьшается на 4 (если игрок делает один, два или три шага, то автомат— соответственно. три, два или один шаг в соответствии с алгоритмом Hanre).
Таким образом, обеспечивается выигрышная стратегия электронной игры. В результате последнего хода устройства содержимое счетчика 13 состояния игры уменьшается до нуля, в результате чего на всех четырех выходах этего счетчика Формируются сигналы, имею— щие уровни лог . 0", которые обеспечивают Формирование на выходе элемен- 20 та ИЛИ-НЕ 27 сигнала высокого уровня, поступающего на третий вход индикатора 9 выигрыша. На первый вход этога индикатора поступает сигнал низкого уровня с второго выхода счетчика 25
14, а на второй вход — сигнал, имеющий уровень лог."1", с прямого выхода триггера 15 очередности хода. Этот сигнал формируется при установке триггера 15 очередности хода в "1 в ре- 30 зультате поступления отрицательного перепада напряжения, возникающего в момент отпускания ключа 2 хода с второго счетчика 14 на С-вход триггера
15 очередности хода. Входные сигналы, поступающие на индикатор 9 выигрыша, обеспечивают включение этого индикатора, что свидетельствует о выигрыше устройства, 40
При использовании данного устройства двумя играющими ключ устанавливается в положение "1-2, в результате чего обеспечивается блокировка элементов И 22 и 23, запрещая прохож- 45 дение сигнала по шестому входу элемента ЗИ-ИЛИ 40 счетчика 14, и раз— решается прохождение сигнала по третьему входу элемента ЗИ-ИЛИ 40.
Кроме того, сигнал высокого уровня через элемент ИЛИ 26 поступает на второй вход элемента И 8, обеспечивая прохождение сигнала по первому входу элемента И 8. При нажатии одним из играющих ключа 6 сброса его выходной сигнал устанавливает в нулевое состояние счетчики 3 и 4 и разрешает прохождение сигналов Tl u
Т2 с выходов тактового генератора 7 через элементы 2И-ИЛИ 20 и 21 на входы триггеров 18 и 19 соответственно. Сигналы с выходов последних поступают на первые информационные входы дешифра торов 28 и 29 соответственно узла 5 индикации состояния игры (Фиг,2), обеспечивая случайную установку сигналов низкого уровня на одном из двух первых выходов каждого из этих дешифраторов. Эти сигналы поступают на соответствующие индикаторы 30 состояния, обеспечивая их включение, и на .входы шифратора 12 (фиг.3), на выходах которого в зависимости от комбинации входных сигналов формируется двоичный код числа одного из чисел — 14, 13 или 12. С выходов шифратора 12 сигналы поступают на информационные входы счетчика 13 состояния игры. По заднему Фронту сигнала установки в момент отпускания ключа 6 сброса срабатывает одновибратор 24, сигнал с выхода которого поступает на вход предварительной установки счетчика
13 состояния игры, обеспечивая запись информации, содержащейся на его инФормационных входах. Таким образом, на выходах счетчика 13 состояния игры устанавливается по случайному закону первоначальное исходное число в диапазоне чисел 1 2-14, отображаемое для визуального восприятия на индикаторах
30 состояния игры, В данном режиме игры триггер 15
Р очередности хода устанавливается случайно, так как на входах установки (R и S) этого триггера присутствуют поступающие с выходов элементов заблокированных элементов И 22 и 23 сигнаI лы, имеющие уровни лог. 1". В зависимости от того, установится" триггер
15 очередности хода в 0 или в "1" будет разрешена работа того или иного ключа хода и включен соответствующий индикатор хода.
Предположим, что триггер 15 очередности хода установился в "011, т.е. на инверсном выходе этого триггера присутствует сигнал, имеющий уровень лог. 11111. Этот сигнал разрешит работу ключа 2 хода игры, включит индикатор
17 хода и разрешит прохождение сигнала с первого выхода счетчика 14 через элемент И-ИЛИ 20 на вход счетного триггера 18.
При нажатии вторым играющим ключа
2 хода игры сигнал высокого уровня с
1563721
Количество импульсов, проходящих
На вход обратного счета счетчика ) 3 состояния игры, зависит от времени на>патия ключа 2 хода игры и не превышает трех импульсов (что обеспечинается счетчиком 14) .
При отпускании играющим ключа 2 хода игры на выходе элемента И 39
Формируется сигнал низкого уровня, который через элемент ИЛИ вЂ 42 устанавливает в нулевое состояние схему 43, а отрицательным перепадом напря>кения, поступающим на С-вход триг> ера 15 очередности хода, этот триггер устанавливается в 1 ". При этом сигнал высокого уровня с прямого выхода триггера 15 очередности хода включает. индикатор 16 хода, разрешаЕт работу ключа 1 хода игры и прохождение сигнала с первого выхода
50 выхода ключа 2 хода игры I>0cтупит на второй вход счетчика 14 и разрешит прохождение имп>тьсного ниэкочастотнЬго сигнала Т1 с первого выхода тактового генератора 7 по третьему
5 входу элемента ЗИ вЂ” ИЛИ 40 счетчика 14 на первый вход элемента И 41. Кроме того, сигнал высокого уровня с выхода ключа 2 хода игры через элемент ИЛИ
3 счетчика 14 поступит на второй в ход счетчика 14 и далее на первые
Bkopbl индикаторон 9 и 1 0 выигрьппа> з прещая включение этих индикаторов, а также на С-вход триггера 15 очеред!
5 н сти хода. Сигнал с выхода элемента
3 — ИЛИ 40 через элемент и д! поступдет на перека выход счетчика l4 н на информационный вход схемы 43. Сигнал с первого выхода счетчика 14 че1 рез элемент И 8 поступает на вход обратного счета счетчика 13 состояи я игры, уменьшая содержимое этого с4етчика, а также через элемент 2ИМПИ 20 поступает на вход счетного 25 триггера 18. С выхода последнего сиг— нал поступает на первый информационнЫй вход дешифратора 28 узла 5 индикации состояния игры и на вход счетчика 3, с выхода которого сигналы по- 30 ступают на информационные входы дешифратора 28. Таким образом, обеспечивается изменение ныходных сигналов цешифратора н соответствии с содер>пимым счетчика 13 состояния игры. 35
Сигналы с выхода дешифратора последовательно включают соответствующие
>4ндикаторы 30 состояния игры. счетчика 14 числа через элемент 2И—
ИЛИ 21 на вход счетного триггера 19.
Далее нажатием ключа 1 хода игры первый играющий осуществляет свой . ход. Работа устройства н этом случае соответствует описанному при рассмотрении хода играющего в режиме Игрок— автомат . Игра продолжается до тех пор, пока содержимое счетчика 13 состояния игры в результате хода одного из играющих не уменьшится до нуля.
Предположим, что ход, приведший к этому, сделан первым играющим. В результате на всех четырех выходах счетчика 13 состояния игры Формируются сигналы, имеющие уровни лог. "0, которые обеспечивают Формирование на выходе элемента ИЛИ 27. сигнала высокого уровня (1 ),поступаюпуего на третий вход индикатора 1О выигрыша. На первый вход этого индикатора поступает сигнал низкого уровня с второго выхода счетчика 14, а на втоpof» вход — сигнал, имеющий уровень
l1 Т лог. 1, с инверсного выхода триггера 15 очередности хода. Этот сигнал
Формируется при установке триггера
15 очередности хода в "0" в резуль— тате поступления отрицательного перепада напряжения, возникающего н момент отпускания ключа l хода игры, с второго выхода счетчика 14 на С-вход триггера 15 очередности хода. Вход.ные сигналы, поступающие на индикатор
10 выигрыша, обеспечивают включение этого индикатора, что свидетельствует ,о выигрыше первого играющего.
В случае, если играющий не знает механизм алгоритма выигрыша, данное устройство для игры работает в режиме вероятностного исхода игр и оба играющих находятся в равных положениях (вне зависимости от того, какое исходное число зафиксировано счетчиком 13 состояния игры, и от того, кто делает первый ход). Если же один из играющих знает алгоритм Same, c,í может реализовать выигрьппнук стратегию, дополняя до четырех каждый предшествующий ход соперника.
Таким образом, электронная игра обладает широкими функциональными возможностями, обеспечивая проведение игры как двоих играющих, так и одного играющего в режиме автомата, При этом обеспечинается четкая организация игры за счет введения триггера и индикаторов очередности хода, счетчика сос1563721 тояния игры, а также постоянная визуальная индикация состояния хода игры и автоматическая Фиксация и останов игры с одновременной сигнализацией об этом.
Введение новых узлов, элементов и связей между ними, режимов использования устройства при эксплуатации обеспечивает расширение его функциональных возможностей и гибкость управления ходом игры, что в целом повьш ает занимательность игры.
Предлагаемое изобретение повышает занимательность путем использования адаптивного алгоритма игр Баше.
Формула изобретения
Электронная игра, содержащая ключи 2р хода игры, ключ режима игры, клкч сброса, соединенный с входом сброса первого счетчика, подклкченного выхо: дами к информационным входам узла индикации состояния игры, второй счет-; чик, тактовый генератор, соединенный выходом с первым входом третьего счетчика, первый элемент И и блок индикации выигрыша„ о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью повышения зани-30 мательности путем использования адаптивного алгоритма игр Баше, она снабжена шифратором, счетчиком состояния игры, триггерами, элементами логического сложения, одновибратором, вторым и третьим элементами И, триггером очередности хода, индикаторами хода, элементами ИЛИ и элементом
ИЛИ-НЕ, соединенным выходом с первым входом блока индикации выигрыша, вы- 40 ход ключа сброса дополнительно связан с входом одновибратора, первыми входами первого и второго элементов логического сложения и входом сброса второго счетчика, который выходами 45 подключен к дополнительным информационным входам узла индикации состояния игры, связанного выходами с входами шиФратора, который выходами соединен с информационными входами счетчика 50, состояния игры, выход одновибратора
, связан с первыми входами второго и третьего элементов И, входом первого индикатора хода и управляющим вхор счетчика состояния игры, который первым и вторым выходами подключен к входам первого элемента ИЛИ, а третьим и четвертым выходами соединен с первым и вторым входами элемента ИЛИНЕ, выход первого элемента ИЛИ связан с третьим входом элемента ИЛИ-НЕ, первым входом второго элемента ИЛИ и вторыми входами второго и третьего элементов И, которые выходами подключены к информационным входам триггера очередности хода, связанного инверсным выходом с входом первого ключа хода игры, с вторыми входами первого элемента логического сложения и блока индикации выигрыша, прямой выход триггера очередности хода соединен с входом второго ключа хода игры, вторым входом второго элемента И, входом второго индикатора хода, вторым входом второго элемента логического сложения и третьим входом блока индикации выигрыша, выходы ключей хода игры подключены к второму и третьему входам третьего счетчика, который первым выходом связан с входом сброса триггера очередности хода и четвертым входом блока индикации выигрыша, а вторым выходом — с третьими входами первого и второго элементов логического сложения и первым входом первого элемента И, который выходом подключен к синхровходу счетчика состояния игры, дополнительный выход тактового генератора соединен с четвертыми входами первого элемента логического сложения и третьего счетчика, выход ключа режим