Устройство для охлаждения деталей машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для охлаждения деталей машин, преимущественно опор скольжения. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство для охлаждения деталей машин содержит охлаждающий резервуар, заполненный низкокипящей жидкостью. Резервуар размещен в полости вала с частичным выступанием за его пределы. На наружной поверхности выступающей части резервуара выполнены ребра. Резервуар и полость вала сообщаются посредством длинной и короткой капиллярных трубок. При нагреве вала жидкость циркулирует по капиллярам, охлаждая полость вала. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (gII)g Р 16 С 37/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР! (21) 4290739/24-27 (22) 27.07.87 (46) 15.05.90. Бюл. ¹ 18 (7I) Производственное объединение

"Средаэремэнерго" и Алма-Атинский энергетический институт (72) Н.В.Гулевич, В.А.Стенин и Б.Б.Аспандияров (53) 621.822.5(088.8) (56) Патент ФРГ ¹ 2744918, кл. F 16 С 37/00, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ OX. 1AÆÄÅÈÈß ДЕТА—

ЛЕЙ МАШИН (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для охлаждения подшипников и валов.

Цель изобретения — повышение надежности работы.

На чертеже представлено устройство, продольный разрез.

Устройство для охлаждения подшипника скольжения содержит замкнутый резервуар 1, частично заполненный низкокипящей жидкостью 2. Резервуар 1 размещен « полости 3 цапфы вала 4.

Часть резервуара 1 выступает за пределы вала 4. На ее наружной поверхности выполнены ребра 5. Полость 3 цапфы вала 4 сообщается с замкнутым резервуаром посредством длинной 6 и короткой 7 капиллярных трубок.

Устройство снабжено средством для стравливания воздуха, выполненного в виде капиллярной трубки 8. Один конец трубки 8 расположен в полости 3, а другой — эа пределами вала 4. Ка„„ЯК„,1 564427 А 1

° 2 для охлаждения деталей машин, преимущественно опор скольжения. Цель изобретения — повьппение надежности.

Устройство для охлаждения деталей машин содержит охлаждающий резервуар, заполненный низкокипящей жидкостью, Резервуар размещен в полости вала с частичным выступанием за его пределы.

На наружной поверхности выступающей части резервуара выполнены ребра. Резервуар и полость вала сообщаются посредством длинной и короткой капиллярных трубок. При нагреве вала жидкость циркулирует по капиллярам, охлаждая полость вала. 2 э.п. ф — лы, I ил. пилляр 8 проходит насквозь через замкнутый резервуар 1 и снабжен заглушкой (, для предотвращения заполнения воздухом полости 3.

Наружная поверхность цапфы вала 4 Вива контактирует с антифрикционным слоем ф

9 втулки 10 подшипника скольжения. ф

Втулка 10 размещена в корпусе ll под- „р шипника и зафиксирована в осевом нап- р равлении крышкой 12.

Ю

Устройство для охлаждения деталей машин работает следующим образом.

Перед началом работы из полости 3 и соответственно резервуара 1 через капилляр 8 удаляется воздух. После чего полость 3 и резервуар частично заполняют низкокипящей жидкостью

2 и герметиэируют капилляр 8 посредством заглушки, При вращении корпуса

1) относительно вала 4 между наружной поверхностью цапфы вала 4 антифрикционным слоем 9 втулки 10 происходит разогрев трущихся поверхностей. Цапфа

1564427

9 уо 71 7 12

Составитель А.Бабенко

Редактор А.Долинич Техред М.Ходанич Корректор M.Êó÷åðÿâàÿ

Заказ 1151 Тираж 527 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,101 вала 4 нагревается. Жидкость 2 в по- лости 3 закипает и превращается и пар, который через короткий капилляр

7 давит на охлаждаемую в резервуаре

1 жидкость 2. Длина короткого 7 и длинного 6 капилляров подобраны так, что давление паров в полости 3 на жидкость 2 в резервуаре 1 достаточно для транспортировки охлажденной жидкости

2 по капилляру 6 из резервуара 1 в полость 3. При этом происходит распыление жидкости 2 в полости 3, что позволяет понизить температуру полости

3 и соответственно цапфы вала 4. Это в свою очередь позволяет уменьшить температуру в зоне трения между наружной поверхностью цапфы вала 4 и антифрикционным слоем 9 втулки !О, тем самым повышая надежность работы пары скольжения .

Ф о р м у л а изобретения

1. Устройство для охлаждения дета лей машин, содержащее размещенный в полости цапфы вала охлаждающий замкнутый резервуар, частично заполненный низкокипящей жидкостью, о т и и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено по ! меньшей мере длинной и короткой капиллярными .трубками и средством стравливания воздуха из полости цапфы вала, замкнутый резервуар размещен в полости цапфы вала с частичным выступанием его эа пределы вала и образованием свободной части полости цапфы вала; при этом один конец каждой капиллярной трубки расположен в свободной полости цапфы вала, а другие концы короткой и длинной трубок расположены в замкнутом резервуаре соответственно в части, находящейся в зоне цапфы вала, и в части, выходящей за пределы вала.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а-. ю щ е е с я тем, что на наружной поверхности выступающей части резерву.ара выполнены ребра.

3. Устройство по пп.! и 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что средство стравливания воздуха выполнено в виде капиллярной трубки, проходящей насквозь через замкнутый резервуар, один конец которой расположен в свободной полости вала, а другой — за пределами вала и снабжен заглушкой.