Установка для пропитки обмоток электрических машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является упрощение конструкции и расширение технологических возможностей путем расширения технологических возможностей путем расширения номенклатуры пропиточных составов. Установка для пропитки обмоток электрических машин в непрерывно циркулирующих составах без растворителя содержит автоклав 1 с пропиточным блоком, устройство токового нагрева обмоток, смеситель 21, устройство циркуляции состава для пропитки, выполненное в виде трех камер 13, 14, 15 с обратными клапанами 16, 18, узлов управления на основе датчиков уровня 18, 19, 20, редукционных клапанов 33, 34, 35 и запорной арматуры, объединенных через промежуточные реле. Устройство циркуляции выполняет функции насоса. Установка позволяет производить пропитку якорей и роторов составами без растворителя с любыми технологическими характеристиками, включая стиролсодержащие. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
09) (I l) А1 (51)$ Н 02 К 15/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К A ВТОРСКОМ ./ СВИДЕТЕГ)ЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4421470/24-07 (22) 06.05.88 (46) 15.05.90. Бюп. Р 18 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт кранового и тягового электрооборудования (72) Ю.В,Сорокин и И.M.Валитов (53) 621.315(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1367107, кл. Н 02 К 15/12, 1986.
2 (54) УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОПИТКИ ОБМОТОК
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является упрощение конструкции и расширение технологических возможностей путем расширения номенклатуры пропиточных составов. Установка для пропитки обмоток электрических машин в непрерывно циркулирующих составах
3 1564705!
>ез растворителя содержит автоклав 1 пропиточным блоком, устройство то ового нагрева обмоток, смеситель 21, устройство циркуляции состава для пропитки, выполненное в виде трех ка5 мер 13, 14, 15 с обратными клапанами 16, 17, узлов управления на основе датчиков уровня 18, 19,20, редукционных
Изобретение относится к электро15 технике, а именно к электромашино< троению, и может быть использовано для пропитки обмоток электрических машин в составах без растворителей.
Целью изобретения является упроще20
««ие конструкции и расширение техноло«."ических возможностей путем расшире« ия номенклатуры пропиточных составов.
На чертеже показана принципиальная 25 схема установки.
Установка содержит автоклав 1 с опорной плитой 2, цилиндрами 3 для размещения конца вала пропитываемого нзделия 4 и ввода пропиточного состава, кольцевой сборник,5, отводящий
««ропиточный состав из зоны пропитки, ««расположенные на плите 2 приемные сменные кольца 6 (их может быть не(„KoJIbKo) с герметично вставляемым B 1дно, из них ограничительным цилинд35 ром 7 со сборником 8 и отводящими трубами 9, опорное кольцо 10, воспри- .
Нимающее массу изделия и обеспечивающее его строго центричное положение
40 автоклаве, а также герметизирующае внутренние полости изделия от проникновения в них пропиточного состава.
Установка содержит также токосъем-!. йик 11 и изолированн««е шпильки 12 ко- 5
° 45 т.орые служат для нагрева обмотки издеЛия электрическим током, трехкамерный блок в составе промежуточной камеры 13 ! шлюзовой камеры 14, нагнетательной камеры 15, содержащих обратные клаганы 16 и 17 и датчики 18,19 и 20 уровня, 50 смеситель 21 пропиточного состава с мешалкой, два вентиля 22 и 23 дистанционного управления в цепи восполнения — пропиточного состава и два— ручного управления (24 и 25), семь
55 вентилей (26-32) дистанционного управления для газовой среды и три редукционных клапана (33,34 и 35) клапанов 33,34,35 и запорной арматуры, объединенных через ««ромежуточнь«е реле. Устройство циркуляции выполня/ ет функции насоса, Установка позволяет производить пропитку якорей и роторов составами без растворителя с любыми:технологическими характеристиками, включая стиролсодержащие, 1 ил. газового давления. Вентили 22,23,27, 28,29,32 дистанционного управления нормально закрытые, а вентили 26, 30,31 — нормально открытые, Датчики уровня, вентили дистанционного управления (запорная арматура) и редукцил онные клапаны связаны через промежуточные реле с электрической схемой управления (не показана).
Установка в достаточной мере универсальна, так как при условии замены опорного кольца 10,- ограничительного цилиндра 7 с приамным кольцом 6 и токосъемника 1! может быть использована для пропитки любого якоря, р аз мещающе го ся в авто кл ав е, Конструктивной особенностью установки является ее двухъярусное размещение. Трехкамерв«й блок располагается ниже автоклава, по возможности в приямке под автоклавом. Поэтому емкость бака-хранилища невелика, так как определяется только сменной или суточной потребностью в пропиточном составе, площадь, занимаемая установкой, относительно мала.
Установка работает следующим образом.
На якоре закрепляется опорное кольцо 10 с герметичным уплотнением зазоров, образующихся у задней нажимной шайбы и у вала якоря. Якорь устанавливается в автоклаве 1 на опорную плиту 2. Ограничительный цилиндр плотно вставляется в уплотнительное кольцо 6 опорной плиты 2. К штуцерам приемного--желоба ограничительного цилиндра 7 прикрепляются сливные трубы 9, на коллектор насаживаются теплосъемник 11, после чего автоклав закрывается и установка запускается на пропитку в автоматическом режиме. При этом выполняются следующие операции, Обмотка якоря включается на первую ступень нагрева в режиме, при ко5 156 тором обмотка и сердечник магнито1 провода доводятся до заданных температур. Одновременно с началом нагрева якоря открывается вентиль 28. В автоклаве устанавливается вакуум, который распространяется на промежуточную камеру 13, шлюзовую камеру 14 и нагнетательную камеру 15. За время предварительного нагрева якоря осуществляется вакуумная сушка обмотки.
Пропитка начинается с закрытия вентиля 31 и открытия вентилей 32 и 22.
Вентиль 22 при пропитке постоянно открыт. При этом в нагнетательной камере 15 устанавливается давление Р
Обратный клапан 17 закрывается и пропнточный состав под действием вакуума и давления Р2 устремляется в автоклав и заполняет все сврфодное пространство у якоря. Избыточное количество пропиточного состава сливается в кольцевой желоб ограничительного цилиндра, из которого он попадает на многоходовые спиральные желоба промежуточной иамеры 13, интенсивно охлаждаясь у стенки камеры от циркулирующей в рубашке воды. Далее пропиточный состав проходит через обратный клапан 16 в шлюзовую камеру 14. С появлением здесь пропиточного состава срабатывает поплавковый датчик 19 уровня, который через посредство промежуточного реле закрывает вентиль 28 и открывает вентиль 27. При этом в автоклаве 1 и в промежуточной камере 13 устанавливается давление азота P< . В камере 15 нагнетания продолжает действовать давление сжатого воздуха Р, большее, чем Р, что обеспечивает непрерывность циркуляции пропиточного состава.
Когда уровень состава в шлюзовой камере 14 достигнет установленного верхнего предела, сработает датчик 18 уровня и вызовет закрытие вентиля 30 и открытие вентиля 29, В шлюзовой камере установится давление Р, большее, чем Р, Обратный клапан 16 давлением
Р -P закроется, а обратный клапан 17 давлением Р -Р2 откроется и
-Ъ накопившийся в шлюзовой камере состав возвратится в нагнетательную камеру 15. С опорожнением камеры 15 сработает датчик 19 уровня, который вызовет закрытие вентиля 29, открытие вентиля 30 и состав .вновь начнет на- капливаться в шлюзовой камере 14, Такой автоматический перепуск пропиточ4705 6
40 Пикл пропитки завершается операцией восполнения израсходованного состава в нагнетательной камере. Для этого закрывается вентиль 22 и не накоторое время открываются вентили 23 и 32.
При этом состав начинает перетекать из смесителя 21 и заполняет нагнетательную камеру 15. Когда уровень состава в камере достигает установленно-, го верхнего предела, срабатывает датчик 20 уровня и вызывает закрытие вентиля 23. Таким образом. после каждой пропитки уровень пропиточного.состава в нагнетательной камере автоматически пополняется.
Введенные в схему редукционные
55 клапаны должны быть отрегулированы: клапан 33 — на давление Р„, соответствующее требуемому по условиям пропитки, клапан 34 и 35 — на давле10
35 ного состава из шлюзовой камеры в нагнетательную будет происходить в течение всего периода пропитки. При этом с начала пропитки под вакуумом до ее полного окончания интенсивность циркуляции состава не нарушается и не прерывается, что делает длительность пропитки неограниченной. В начальный период пропитки, когда процесс проникновения пропиточного состава в обмотку можно считать завершенным, осуществляется переход на вторую ступень нагрева обмотки, при которой состав, проникший в обмотку и технологические зазоры пазов, доводится до желатинизации. На этом пропитка прекращается и осуществляется переход на третью ступень нагрева„ Одновременно закрываются вентили 27, 29, 32, открываются вентили 26, 30, 31 и в автоклаве и во всех трех примыкающих к нему камерах устанавливается атмосферное давление.
Оставшийся к этому моменту в шлюзовой камере состав, как и состав, постепенно стекающий с поверхностей других камер и автоклава, возвращается
B нагнетательную камеру. Затем вентиль 26 закрывается и открывается вентиль 28, В автоклаве и в примыканицих к нему камерах вновь устанавливаются вакуум, при котором завершается полимериз ация про питочно го со става в обмотке. С прекращением нагрева якоря закрывается вентиль 28, открываются вентили 26, 30, 31 и во всей системе устанавливается атмосферное давление.
1564705
Ние Р и Р, при которых перепады давления Р— Р„ и Р>- Р обеспечивают
2 четкую работу обратных клапанов шлюзоМой камеры.
Перед длительными перерывами в работе установки, имеющих место, на 1ример при работе в одну или две смеНы, пропиточный состав из нагнета1ельной камеры переводится в смеситель, Для этого открываются вентили 23 и 32 и закрывается вентиль 22. од давлением Р состав переходит з нагнетательной камеры в бак-хранилище. Об окончании процесса судят по
Мрорыву воздушной струи в смесителе, йаблюдаемому через иллюминатор в крышке бака, после чего отключается цепь у правления, все вентили закрываются (la т.ч. 33) кроме нормально открытых 26, 30 и 31 ° При этом возможность
ытекания пропиточного состава из баа исключается.
Для возобновления работы установки необходимо предварительно запол- 25
Нить нагнетательную камеру„ Для этого открывается вентиль 23 и пропиточный состав заполняет камеру до установЛенного уровня, при котором срабатывает датчик 20 уровня, вызывающий за- 30 скрытие вентиля 23. С этого момента установка может быть запущена на прог итку.
Преимущества предлагаемой установКи заключаются в возможности использования всех известных однокомпонентйых пропиточных составов с любыми технологическими характеристиками как медленно полимеризующихся, так и быстРотвердеющих в том числе и стиролсо- 40 держащих; возможности проведения проПитки при предельно малых количествах пропиточноro состава, вовлекаемого в оборот при пропитке с автоматическим восполнением израсходованного 15
Состава за цикл пропитки, что обеспеЧивает весьма высокую обновляемость состава (полная обновляемость за
5-6 циклов пропитки); возможности неограниченной по времени непрерывной 0 циркуляции пропиточного состава без
Применения насоса, функции которого
Выполняет устройство циркуляции; сведении к минимуму возможного ущерба в случае аварийного выхода из строя ус- тановки при внезапном отверждении
Пропиточного состава в смесителе (кох1ичество пропиточного состава в баке
И соответственно его потери невелики, а простой установки не может быть значительным, так как определяется только временем замены вставного бака в смеситель вместе с разъемной мешалкой); высокой надежности эксплуатации, достигаемой за счет: предельно коротких коммуникаций в цепи циркуляции пропиточного состава; полного опорожнения системы от остатков пропиточного состава по окончании работы установки; содержания пропиточного состава в баке-хранилище при температуре, оптимальной по условиям пропитки, а в нерабочие периоды в охлажденном состоянии, при котором процесс старения резко замедляется.
Кроме того, обратные клапаны выполняются пластинчатого типа с Аторо пластовым уплотнением большого проходного сечения, исключающего накопление значительных количеств пропиточного состава над ними; датчики уровня предусмотрены малогабаритные одного исполнения с геркон-магнитными парами, они воздействуют, на вспомогательные реле, осуществляющие необходимые переключения-в схеме управления; смеситель выполняется объемом, рассчитанным на сменную или суточную потребность в пропиточном составе, с вставным баком, устанавливаемым в него с небольшим зазором. Промежуток между основным и выемным баком заполняется теплопроводным веществом, исключающим перенос тепла конвекцией, Установка допускает пропитку не только якорей, но в равной мере и роторов с формованными обмотками.
Число одновременно пропитываемых изделий может быть любым, определяемым вместимостью автоклава.
Формул а изобретения
Установка для пропитки обмоток электрических машин, содержащая автоклав с пропиточным блоком, устройство токового нагрева обмоток, смеситель, соединенный с автоклавом, устройство циркуляции пропиточного состава с насосом и основным узлом управления на основе датчиков уровня, редукционного клапана и промежуточных реле, соединенных с запорной арматурой, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции и расширения технологических возможностей путем расширения номенклатуры пропиточных! 564705
Составитель В.Балыбердин техред M.Äèäûê Корректор И. Муска г
Редактор M,Áàíäóðà
Заказ 1164 Тираж 442 Подписное
Р"ИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óærîðoä, ул. Гагарина,101 составов, установка снабжена двумя дополнительными узлами управления устройством циркуляции пропиточного состава, выполненным в виде сообщающихся между собой через обратные клапаны
5 трех камер — промежуточной, шлюзовой и нагнетательной, число датчиков уровня равно трем, два из них установлены в шлюзовой камере, а один — в нагнетательной, один из дополнительных узлов управления соединен со шлюзовой, а другой — с нагнетательной камерой, при этом промежуточная камера связана с выходом пропиточного устройства, вход которого связан с нагнетательной камерой устройства циркуляции и смесителем, а автоклав и все камеры устройства циркуляции связаны между собой и с основным узлом управления через запорную арматуру.