Устройство для электроэрозионной приработки зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к металлообработке, в частности касается электроэрозионной приработки зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности обработки путем дифференцированного съема припуска по длине рабочей поверхности. Эксцентриковый копир 12 кинематически связан с подпружиненным контактом 13. Выдвижной контакт 13 выполнен в виде резьбового соединения, внутренний элемент которого приводится во вращение храповым колесом со встроенными штырями 40 и собачкой, закрепленной на рычаге, совершающем колебательное движение вокруг оси под действием пружины и электромагнита, управляемого в функции угла поворота колеса. Копир 12 выполнен в виде плоского диска с радиальными пазами, заполненными регулируемыми в радиальном направлении вкладышами, охватывающими по наружному диаметру диска упругой лентой. Выдвижной контакт 13 по мере обработки отводится от копира 12 храповым колесом при вращении по резьбе. Зона обработки сужается, чем компенсируется погрешность радиального биения колеса. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ соЦИАлистических
РЕСПУБЛИК
„„5U „„1565621 (51)5 В 23 Н 9 12 l
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4270091/25-08 (22) 27.04.87 (46) 23.05.90. Бюл. № !9 (71) Ворошиловградский проектно-технологический институт машиностроения им. XXVI съезда КПСС (72) Е. Д. Толстоусов, В. В. Зоря и В. И. Ромашкевич (53) 621.9.048 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 428901, кл. В 23 Н 9/12, 1972. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННОЙ ПРИРАБОТКИ ЗУБЧАТЫХ КО.ЛЕС (57) Изобретение относится к металлообработке, в частности касается электроэрозионной приработки зубчатых колес. Цель изобретения — повышение точности приработки путем дифференцированного съема припуска по длине рабочей поверхности.
Эксцентриковый копир 12 ки нематически связан с подпружиненным контактом 13. Выдвижной контакт !3 выполнен в виде резьбового соединения, внутренний элемент которого приводится во вращение храповым колесом со встроенными штырями 40 и собачкой, закрепленной на рычаге, совершаюп;ем колебательное движение вокруг оси под действием пружины и электромагнита, управляемого в функции угла поворота колеса.
Копир 12 выполнен в виде плоского диска с радиальными пазами, заполненными регулируемыми в радиальном направлении вкладышами, охватывающими по наружному диамс1.— ру диска упругой .пентой. Выдвижной контакт 13 по мере обрабоки отводится от копира 12 храповым колесом при вращении по резьбе. Зона обработки сужается, чем компенсируется погрешность радиального биения колеса. 4 ил.
Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки и, в частности, касается электроэрозионной приработки зубчатых колес.
Цель изобретения — повышение точности приработки путем дифференцированного съема припуска по длине рабочей поверхности обрабатываемого колеса.
На фиг. изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — разрез А — — А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 3.
Устройство оснащено станиной 1, генератором 2 технологического тока, станцией 3 для подачи диэлектрической жидкости, коммутатором и прерывателем тока (не показан), размещенным в корпусе генератора 2 и предназначенным для питания r«1::.aoäa подвижного контакта коммутатора.
Станина несет поворотную 4 и приводную 5 бабки, конструкция шпи1 дельной группы которых выполнена одинаково. Бабка 5 содержит гнездо, состоящее из наружной 6 и внутренней 7 частей, изолированных друг от друга диэлектриком 8 и скрепленных винтами 9 через изолирующую втулку 10. Наружная часть 6 гнезда по(.ажена на конус в шпиндель 11 и несет эксцентриковый копир 12, кинематически связанный с подпружиненным контактом 13, который закреплен на диэлектрическом штоке 14 и возвращается в исходнсе положение пружиной 15. Внутренняя часть 7 гнезда выполнена в виде втулки, в которую установлена конусная оправка 16, заменяемая в зависимости от прирабатываемой детали 17. Внутренняя часть 7 является токопроводником одного из потенциалов технологического тока, подводимого через графитовую щетку 18, помещенную в изолированный от корпуса шеткодержатель 19.
Щеткодержатель 19 и шток 14 подпружиненного контакта. 13 встроены в обойму 20, закрепленнную винтами 21 на корпусе 22 бабки. Прирабатываемая деталь 17 крепится тягой 23 к вращающемуся от прийода (не показан) через п(естерню 24 шпинделю 11. Для исключения утечки технологического тока на корпус 22 предусмотрены изолирующие шайбы 25 — 27. Шайбы 25 и 27 усилены металлическими подкладками 28 и 29.
Подвод диэлектрической жидкости в зону контакта к прирабатываемым зубчатым колесам осу(цествляется от насосной станции 3 через трубопровод 30. Для ограждения зоны приработки предусмотрен кожух 31.
Для сбора отработанной диэлектрической жидкости с продуктами эрозии и возврата ее самотеком в насосную станцию 3 предусмотрен поддон 32.
Регулируемый выдвижной контакт выполнен в виде резьбового соединения, внутренний элемент 33 которого приводится во вращение электромагнитом 34 через подйружиненный рычаг 35, совершающий возвратно-колебательное движение на оси 36 щ)и помощи гружины 37. Один конец рычага несет собачку 38, находящуюся в зацеплении с храповым колесом 39. На последнем закреплены штыри 40, которые передают вращение непосредственно на внутренний элемент 33, содержащий подпружиненный шток 41, через который коммутируется цепь управления технологическим током.
10 Усилие поджатия штока регулируется резьбовым колпачком 42.
Наружный элемент 43 резьбово1о соединения центрируется в корпусе 44 и содержит жестко закрепленный установочный лимб 45 и пружину 46, создающую тормозной момент между наружным элементом 43 и корпусом 44 выдвижного контакта, превьппак>ший трение в резьбовом соединении.
Устройство работает следующим Образом.
Зубчатые колеса 17 одеваются на оправки !6 и закрепля Отся тягами 23 в положении соответствия максимального радиального биения диаметра делительной Окружности зубчатых колес 17 эксцентриси-ету копирсв !". Затем зубчатые колеса 17 вместе с копирами 12 и шпинделями 11:: оворачигаются таким образом, что у асток каждого копира 12 с нулевым значением эксцентриситета согмешается со штоком 14.
В ра1ца я за:! 11 i1б 45 вв(3 4, в со1 рико(новение шток 41 выдвижного контакта с подпружиненным контактом 13. Пр.. такой установке во время вращения ".1vpa контактная пара замкнута на !80 Окружгости копира, т. е. на выступающей эксцентричной части копира, и разомкнута на
35 Остальной части Окоужности копира.
Колеса 17 вводятся в за 1еплен11е (1еремешением бабок 4 и 5 на соответствующее базовое расстояние. Устава вливается направление эрозии, т. е. выбирается зуб40 чатое колесо, в основной мере подвергающееся электроэрозионной оиработке. При этом положительная полярность технологического тока должна бы: ь подведена к соответствующему зубчатому колесу, а отрицательная полярность — к сопряженному зубчатому колесу. Затем устанавливают частоту выдачи импульса ток., питающего электромагнит 34, в соответстви и ". зависимостью f= — — —. где t -- шаг резьбоf. N
Vg вого соединения, мм; V - скорость:"еремецеНИЯ РЕГУЛИРУЕМОГО ВЫДВижЯОГС КОНТаКта, КОторин равна -- —, где О --- ";«c: ентг :.чность кон ира 12. м м; f — — вре 1 я электроэрозионной приработки, необ..одH -- 1ос для ликвидации радиального биен11я;ительной
Окружности 1(рирабатыва<,:;! r(.. .у(.-1з-, гго колеса; 7 --- количество ..л 61 е; ;: апового
КОЛЕСа 111Т.
1Ь65б21
Включаются привод насосной станции 3 для подачи диэлектрической жидкости и генератор 2 технологического тока. На каждом обороте прирабатываемого зубчатого колеса контактная пара штока 41 и контакта 13 в момент нахождения подпружиненного штока 14 на выступающей части копира 12 замыкает цепь управления подачи технологического тока от генератора 2 и происходит обработка зубьев зубчатого колеса.
При нахождении контакта 13 с изолирован- 10 ным штоком 14 на впадине копира 12 цепь управления пода- и технологического тока разомкнута и обработка зубьев зубчатого колеса не осуществляется. Так как радиальное биение диаметра делительной окружнос-,5 ти зубчатого колеса плавно увеличивается на четвер-и окружности до максимума, а затем плавно уменьшается на следующей четверти окружности, то и приработка зубьев зубчатого колеса осуществляется на 180 диаметра делительной окруж- 20 ности. В процессе приработки электромагнлт 34 поворачивает рычаг 35 вокруг оси 36, вводя собачку 38 в зацепление со следующим зубом храпового колеса 39. По окончании импульса гока пружина 37 зозвращает рычаг 35 в исходное положение, проворачивая храповое колесо 39 на один зуб.
При этом ведушне штыри 40 вворачивают внутренний элемсн- 33. Шток 41 при этом постепенно удаляется от подпружиненного контакта 13 и соответственно уменьшается 30 участок зубчатого колеса, -подвергающийся электроэрозионной приработке. Обработка продолжае-,ся до тех i!op, пока не разомкнутся шток 41 и контакт 13. Таким образом осуществляется дифференцированный съем металла с прирабатываемого зубчатого коле- З5 е са пропорционально величине биения диаметра делительной окружности. По окончании приработки одного из зубчатых колес меняется полярность технологического тока на противоположную и устанавливается частота подачи импульса тока на регулируемом импульсном прерывателе с учетом величины радиального биения диаметра делительной окружности второго прирабатываемого колеса.
Наличие эксцентрикового копира, регулируемого выдвижного контакта и регулируемого импульсного прерывателя тока позволяет дифференцированно и пропорционально величине радиального биения диаметра делительной окружности зубчатого колеса выполнять съем металла с зубьев, исправляя несоответствия геометрии зацепления зубчатой передачи.
Форщла изобретения
Устройство для электроэрозионной приработки зубчатых колес, содержащее корпус, установленные в нем изолирующие опоры валов колес, привод, щеточные токоподводы, установленные в корпусе с возможностью взаимодействия с валами, и генератор технологического тока, подключенный к токоподводам, отличающееся тем, что, с целью повышения точности приработки путем дифференцированного съема припуска по длине рабочей поверхности обрабатываемого колеса, в устройство введены коммутатор генергтора, эксцентриковый копир, закрепленный на валу колеса и установленный на корпусе с возможностью взаиъ одействия с рабочей поверхностью копира подвижный контакт коммутатора, снабженный приводом перемещения и радиальном направлении.
1565621
Составитель Р. Мельдер
Редактор И. Шмакова Техред И. Верес Корректор И. Муска
Заказ 1186 Тираж 551 Подписное
ВНИИПИ Государственного коми.п та о изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !01