Рыхлитель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к строительным машинам и может быть использовано для разработки прочных грунтов. Цель - повышение производительности рыхлителя за счет механизированной установки оптимального по условиям работы расстояния между зубьями. Рыхлитель включает базовую машину 1 с гидроцилиндрами управления 2 и бульдозерным отвалом /БО/ 3. На тыльной стороне БО 3 смонтировано рыхлительное оборудование, содержащие центральный рыхлительный зуб 4 и боковые рыхлительные зубья с наконечниками 6, смонтированные в направляющих /Н/. Причем Н 8,9 зуба 4 закреплены к отвалу жестко, Н боковых зубьев - шарнирно при помощи кронштейнов и пальцев 13. На Н 8 в сквозном замкнутом пазу 16 установлен палец 17, который взаимодействует с зубом 4. С задней стороны Н 8 закреплен кронштейн 18, который охватывает вертикальный вал 19. Верхняя часть кронштейна 18 служит опорой для пружины сжатия 20. Вал 19 посредством шарнирных тяг соединен с Н и имеет выступ, служащий для включения фрикционного тормозного механизма 23. Последний смонтирован на задней стороне Н 9 и состоит из фрикционных накладок, соединенных пружиной растяжения. Накладка соединена тросиком 29 через огибающие блоки 30,31. Для перевода рыхлительных зубьев в рабочее положение гидроцилиндрами 2 поднимают бульдозерный отвал 3. Ограничитель хода каждого зуба взаимодействует с подпружиненной балкой. Когда усилие сжатия превышает силы трения зубьев в Н 8,9, вызванные действием пружин прижима 37, рыхлительные зубья перемещаются относительно отвала 3 вниз. Затем гидроцилиндрами 2 заглубляют зубья в грунт и производят рыхление при движении машины вперед. В рыхлителе обеспечивается установка требуемого расстояния между зубьями. 7 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ае (li) . (51) 5 Е 02 F 5/32 3/76
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
IlPH ГКНТ СССР
1 (61) 1033658 (21) 4346743/3 1-03 (22) 18. 12. 87 (46) 23, 05. 90. Вюл. ¹ 19 (71) Московский гидромелиоративный институт (72) М.И. Калюжный, В.В, Суриков, К.Я. Атриков и JI.Н, Калюжная (53) 624.139 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1033658, кл. Е 02 F 5/32, 1982. (54) PbIXJIHTEJIh (57) Изобретение относится к строительным машинам и м.б. использовано для разработки прочных грунтов.
Цель — повышение производительности рыхлителя за счет механизированной установки оптимального по условиям работы расстояния между зубьями.
Рыхлитель включает базовую машину 1 с гидроцилиндрами управления 2 и бульдозерным отвалом (ВО) 3, На тыльВиЭб
1565977 ной стороне HO 3 смонтировано рыхлительное оборудование, содержащее центральный рыхлительный эуб 4 и боковые рыхлительные зубья с наконечниками 6, смонтированные в направляю5 щих (Н). Причем Н 8,9 зуба 4 закреплены к отвалу жестко, H боковых зубьев — шарнирно при помощи кронштейнов и пальцев 13. На Н 8 в сквоэ- 1О ном замкнутом пазу 16 установлен палец 17, кбторый взаимодействует с зубом 4. С задней стороны Н 8 закреплен кронштейн 18, который охватывает вертикальный вал 19, Верхняя часть кронштейна 18 служит опорой для пружины сжатия 20. Вал 19 посредством шарнирных тяг соединен с Н и имеет выступ, служащий для включения фрикционного тормозного механизма 23.
Изобретение относится к строительным машинам, может быть использовано для разработки прочных грунтов и является усовершенствованием изоб. ретения по авт,св. Р 1033658.
Целью изобретения является повышение производительности рыхлителя за счет механизированной установки оптимального по условиям работы расстояния между зубьями, На фиг. 1 изображен рыхлитель, общий вид, на фиг.2 — вид А на фиг;1, на фиг,3 — вид b на фиг.2; на фиг.4 — сечение В-В на фиг.2, на
Ф фиг. S — фрикционный тормоз в сборе, на фиг,6 — вид Г на фиг.5; на фиг.7 вид Д на фиг.5. 40
Рыхлитель содержит базовую машину 1 с гидроцилиндрами 2 управления и бульдозерным отвалом 3, на тыльной стороне которого смонтировано рыхли. тельное оборудование, состоящее из 45 центрального 4 и боковых 5 рыхлительных зубьев с наконечниками 6 и ограничителями 7 хода вниз. Зубья 4 и 5 смонтированы в направляющих, причем нижние 8 и Верхние 9 направляющие 5О центрального зуба 4 закреплены к отвалу жестко, а нижние 100 и верхние
11 направляющие бовых зубьев 5 закреплены шарнирно с помощью кронштейнов 12 и пальцев 13. В направляющих
8 и 10 установлены пальцы 14 для фиксации зубьев 4 и 5 в рабочем положении при совпадении пальцев 14 с выполненными на задней стороне
Последний смонтирован на задней стороне Н 9 и состоит из фрикционных накладок, соединенных пружиной растя-. жения. Накладка соединена тросиком 29 через огибающие блоки 30, 3 1. Для перевода рыхлительных зубьев в рабочее положение гидроцилиндрами 2 поднимают бульдоэерный отвал 3, Ограничитель хода каждого зуба взаимодействует с подпружиненной балкой. Когда усилие сжатия превышает силы трения зубьев в H 8,9, вызванные действием пружин прижима 37, рыхлительные зубья перемещаются относительно отвала 3 вниз.
Затем гидроцилиндрами 2 заглубляют зубья в грунт и производят рыхление при движении машины вперед. В рыхлителе обеспечивается установка требуемого расстояния между зубьями. 7 ил. зубьев 4 и 5 пазами 15. В сквозном замкнутом пазе 16 на направляющих 8 установлен дополнительный палец 17, который взаимодействует с зубом 4.
С задней стороны направляющих 8 закреплен кронштейн 18, который охватывает вертикальный вал 19, причем верхняя часть кронштейна 18 служит опорой для пружины 20 сжатия. Вал 19 с помощью шарнирных тяг 2 1 соединен с направляющими 11 и имеет сбоку выступ 22, который служит для включения фрикционного тормозного механизма 23, Тормозной механизм 2.3 смонтирован на задней стороне направляющих 9 и состоит иэ фрикционных накладок
24 и 25, соединенных шарнирно и замкнутых пружиной 26 растяжения и .подпружиненный пружиной 27 растяжения собачки 28, Накладка 24 соединена тросиком 29 через огибающие блоки
30 и 31 с пальцем 17, причем блок
30 закреплен на пальце 14 направляющей 8, а блок 31 — на боковой стороне направляющей 9. На передней части рамы базовой машины 1 смонтирован упор 32, рабочая часть которого снабжена вертикальным выступом 33 для взаимодействия с валом 19 и подпружиненной (пружинами 34 сжатия) поперечной балкой 35 для взаимодействия с ограничителями 7 хода. Регулирование усилия сжатия осуществляется с помощью шпилек 36. Удерживаются зубья 4 и 5 в транспортном и рабочем положениях при помощи прижима 37, состоящего из пружин 38 сжатия, балки 39 и регулировочных шпилек 40, Рыхлитель работает следующим об-, раз vM.
Для перевода рыхлительных зубьев
4 и 5 из транспортного положения (расстояние между рыхлительными зубьями максимально, и они занимают крайнее верхнее положение относительно отвала) в рабочее поднимают бульдозерный отвал 3 с помощью гидроцилиндров 2. При этом ограничитель 7 хода каждого зуба взаимодействует с подпружиненной балкой 35, пружины 34 сжимаются, и когда их усилие сжатия превышает силы трения рыхлительных зубьев 4 и 5 в направляющих 8, 9 и
10 и 11, вызванные действием прижима 20
37, рыхлительные зубья 4 и 5 перемещаются относительно отвала 3 вниз до попадания пальцев 14 в пазы 15.
Далее заглубляют зубья 4 и 5 в грунт с помощью гидроцилиндров 2 и производят рыхление при движении машины вперед. При рыхлении пальцы 14 жестко фиксируют зубья от вертикального перемещения. Фрикционный тормозной механизм 23 фиксирует боковые ЗР зубья 5 от горизонтальных перемещений вдоль отвала 3.
Для установки требуемого расстояния между зубьями 4 и 5 бульдозерный отвал 3 зубьями 4 и 5 в рабочем по- 35 ложении с помощью гидроцилиндров 2 поднимают. При этом ограничитель 7 хода каждого зуба взаимодействует с подпружиненной поперечной балкой 35, пружины 34 сжимаются. После того, как их величина сжатия превысит сжатие, необходимое для перевода зубьев в рабочее положение, вертикальный вал
19 начинает взаимодействовать с вертикальным.выступом 33, По мере подь- 45 ема отвала 3 и дальнейшего сжатия пружин 34 вал 19 перемещается отно- носительно кронштейна 18 и тормозного механизма 23 вниз, сжимая пружину
20. При этом тяги 21 сдвигают боковые зубья 5 к центральному зубу 4. Горизонтальное движение зубьев 5 в этом направлении прекращается при полном подъеме отвала 3 или при полном сжатии пружины 34, при этом расстояние между зубьями минимальное. Так как вертикальное усилие при подъеме отвала 3 значительно больше, чем сила трения между фрикционными накладка77 6 ми 24 и 25 и боковой поверхностью вара 19, то его вертикальному перемещению ничто не препятствует.
Установив требуемое расстояние между стойками, отвал опускают и рыхлят грунт. Силы трения между накладками 24 и 25 и боковой поверхностью вала 19 больше, чем усилие сжатия пружины 20 и случайно возникающие нескомпенсированные боковые усилия при резании грунта (передающиеся на вертикальный вал 19 через тяги 21), поэтому обеспечивается фиксация установленного расстояния между рыхлительными зубьями. В случае наезда наконечников 6 боковых зубьев на непреодолимое препятствие, например, небольшой камень, эти зубья имеют возможность обогнуть препятствие и не создавать аварийный режим работы, что повышает надежность работы машины, Конструкция рыхлителя обеспечивает смещение и амортизацию наконечников боковых зубьев от среднего рабочего положения в двух взаимодействующих плоскостях: в вертикальной за счет поворота зубьев 5 относительно пальцев 14 и сжатия пружин 38, в горизонтальной за счет перемещения боковых зубьев вдоль отвала (направляющих 10 и 11 по пальцам 13) и сжатия пружины 20. При взаимодействии боковых зубьев 5 с непреодолимым препятствием под некоторым острым углом возникнет одностороннее нескомпенсированное боковое усилие, которое в случае значительного превышения силы трения между накладками 24 и 25 и боковой поверхностью вала 19 вызывает смещение (огибание препятствия в горизонтальной плоскости) боковых зубьев в сторону действия бокового усилия без поломки конструкции (изменится лишь расстояние между зубьями, которые затем легко вернуть в первоначальное положение). Амортизация ударных нагрузок в двух плоскостях увеличивает долговечность машин, Для установки нового, меньшего, чем предыдущее, расстояния между зубьями отвал с рыхлительным оборудованием в рабочем положении поднимают еще раз вверх, аналогично описанному.
Для установки нового, большего, чем предыдущее, расстояния между стойками базовая машина с опущенными рыхлительными зубьями 4 и 5 движется
1565977 назад, при этом гидроцилиндры 2 в запертом положении. Пазы 15 зубьев
4 и 5 выходят из зацепления с пальца- ми 14, при этом зуб 4 взаимодействует с пальцем 17, который в результате
5 этого перемещается по пазу 16. При этом тросик 29 натягивается и оттягивает фрикционную накладку 24„ что приводит к размыканию фрикционного
10 тормоза 23. Ьульдозерный отвал при. поднимают над поверхностью грунта, и под действием сжатой пружины 20
Вертикальное звено перемещается вверх,. а боковые зубья 5 занимают свои крайние положения (расстояние
15 между зубьями максимально) .
Свободное перемещени е вала 19 вверх (фиксацию тормоза 23) в разомкнутом состоянии (выключение тормоза) обеспечивает собачка 28, язычок ко20 торой под действием пружины 27 входит в пространство между фрикционными накладками 24 и 25 и. удерживает их в разомкнутом состоянии.
Для включения тормоза (з амыкания накладок 24 и 25) служит выступ 22 на боковой поверхности вала 19„При приближении звена к его крайнему верхнему положению относительно направляющих 8 и 9 под действием сжа-той пружины 20 выступ 22 выталкивает язычок собачки 28 из пространства между накладками 24 и 25 и они замыкаются (тормоз 23 включается). 35
Новое требуемое расстояние между зубьями устанавливают описанным способ ом.
Для установки рыхлительных зубьев 40
4 и 5 в транспортное положение базовая машина 1 с опущенными зубьями
4 и 5 движется назад, гидроцилиндры находятся в плавающем положении. Пазы
15 зубьев 4 и 5 выходят из зацепления 45 с пальцами 14 и под действием своей силы тяжести отвал 3 опускается по зубьям 4 и 5, В транспортном положении зубья 4 и 5 подняты выше кромки ножа бульдозерного отвала 3 и не
50 мешают его работе, а фиксация зубьев
4 и 5 в вертикальной плоскости осуществляется только за счет прижатия их прижимом 37 к внутренней тыльной стороне направляющих 9 и 10 и пальцем
14.
Таким образом, использование предлагаемого рыхлителя позволяет повысить производительность, увеличить срок службы (долговечность) машины и повысить надежность работы машины, Формула и з обретения
Рыхлитель по авт.св. ¹ 1033658, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности за счет механизированной установки оптимального по условиям работы расстояния между зубьями, отвал снабжен кронштейнами, установленными по бокам тыльной стороны отвала в верхних и нижних его частях, пальцами, установленными вдоль отвала, и концами, закрепленными в верхних и нижних кронштейнах, а направляющие зубьев рыхлителя установлены на пальцах с возможностью перемещения боковых направляющих вдоль них, кронштейном,закрепленным на нижней направляющей центрального рыхлительного зуба, валом,выполненным с выступом в верхней его части и установленным в кронштейнах нижней центральной направляющей с возможностью ограниченного перемещения вдоль своей продольной оси и контактирования верхней частью с выступом упора, пружиной, охватывающей вал и нижним концом установленной на кронштейн нижней центральной направляющей, втулкой, установленной над пружиной на вал, тягами, шарнирно соединенными одними концами с втулкой, а другими концами — с верхними боковыми направляющими рыхлительных зубьев, фрикционным тормозным механизмом, установленным на вал над втулкой, выполненным из фрикционных накладок, охватывающих вал и .шарнирно соединенных между собой, противоположные концы которых замкнуты посредством пружины растяже-. ния, из подпружиненной собачки, установленной с возможностью взаимодействия с выступом вала, из гибкой тяги, одним концом соединенный с одной из фрикционных накладок, а другим концом посредством огибающих роликов, установленных на пальцах центральных направляющих рыхлительного зуба, соединена с дополнительным пальцем, которым снабжена нижняя центральная направляющая рыхлительного зуба, и установленным с возможностью перемещения в сквозном пазу, выполненном в этой направляющей между отвалом и рыхлительным зубом, при этом упор снабжен подпружиненной площадкой, установленной с воэ9 1565977 о можностью перемещения вдоль продоль-:имодействии последнего торцовой ной оси центрального зуба при вза- частью с площадкой °
1565977
1565977
22 1Ó
ФМа 7
Редактор М. Бланар
Заказ 1203
Тираж 550
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Составитель Л. Ишукин
Техред Л. Сердюкова Корректор M. Пожо
ФиМ