Рабочее колесо лопастного насоса
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение касается конструкций регулируемых рабочих колес лопастных насосов и предназначено в основном для перекачки легкоповреждаемых продуктов. При вращении колеса эластичные упругие лопасти 2 под действием центробежных сил вытягиваются из окон 5, разворачивая при этом втулку 4, преодолевающую сопротивление упругих элементов 3. При прекращении вращения втулка 4 под действием упругости элементов 3 возвращается в исходное положение, а лопасти 2 втягиваются внутрь наружной втулки 4. Эластичность лопастей уменьшает их повреждение при навигации и позволяет перекачивать легкоповреждаемые продукты. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1566091 А 1 (51)5 F 04 В 29 22 15 00 7 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4420118/31-29 (22) 03.05.88 (46) 23.05.90. Бюл. № 19 (71) Ленинградский кораблестроительный институт (72) Ю. П. Сафонов, А. В. Зеленкин, С. Н. Рогов и С. И. Цыбуков (53) 621.671 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1344954, кл. F 04 D 29/32, !986. (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЛОПАСТНОГО
НАСОСА (57) Изобретение касается конструкций регулируемых рабочих колес лопастных
2 насосов и предназначено в основном для перекачки легкоповреждаемых продуктов.
При вращении колеса эластичные упругие лопасти 2 под действием центробежных сил вытягиваются из окон 5, разворачивая при этом втулку 4, преодолевающую сопротивление упругих элементов 3. При прекращении вращения втулка 4 под действием упругости элементов 3 возвращается в исходное положение, а лопасти 2 втягиваются внутрь наружной втулки 4. Эластичность лопастей уменьшает их повреждение при навигации и позволяет перекачивать легкоповреждаемые продукты. 2 ил.
1566091
Формула изобретения
-з
Фиг 7
Сост авит ель В Дев иси вов
Редактор Е. Папп Техред И. Верее Корректор М. Г!ожо
Заказ 1209 Тираж 505 Подпис ное
ВНИИ ПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раусвская наб., д. 4/5
Г1роизводственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Изобретение относится к области насосостроения, а именно к конструкциям рабочих колес и может быть использовано для перекачки легкоповреждаемых продуктов.
Цель изобретения — уменьшение повреждения лопастей за счет кавитационной эрозии и гидравлических ударов и обеспечения возможности перекачки легкоповреждаемых продуктов".
На фиг. 1 иаображеиа конструкция рабочего колеса лопастного насоса, нерабочее положение; на фиг. 2 — то же, рабочее положен ие.
Рабочее колесо лопастного насоса содержит соединенную с валом (не показан) внутреннюю втулку 1, равномерно закрепленные на ней выдвигающиеся лопасти 2 и упругие элементы 3. Колесо снабжено наружной втулкой 4 с окнами 5, охватывающей внутреннюю втулку 1. Втулка 4 установлена с возможностью поворота и связана с внутренней втулкой 1 посредством упругих элементов 3, например пружин. Лопасти 2 выполнены в виде проходящих через окна 5 лент из упругого эластичного материала с утолщениями 6 на внешних торцах.
Рабочее колесо функционирует следующим образом.
В исходном положении (фиг. 1) взаимное расположение внутренней и наружной втулок 1 и 4 строго фиксировано благодаря жесткости упругого элемента 3 (пружины). Рабочие лопасти 2 при этом частично охватывают внутреннюю втулку 1, выступая сквозь окна 5 наружной втулки 4 только своими утолщениями 6, не проходящими через окна 5.
При включении насоса (запуска приводного двигателя) рабочее колесо начинает вращаться, сохраняя свой первоначальный вид и создавая момент сопротивления на валу существенно меньший, чем если бы оно было снабжено обычными жесткими лопастями.
Однако по мере разгона приводного двигателя под действием центробежной силы, пропорциональной квадрату угловой скорости, упругие эластичные лопасти 2 начинают вытягиваться из полости втулки 4 наружу, будучи увлекаемые обладающими более значительной массой утолщениями 6.
При этом втулка 4 начинает смещаться в окружном направлении относительно втулки 1, подвергая упругой деформации элементы 3. К моменту набора приводным двигателем номинальных оборотов все рабочие лопасти 2 приобретают форму, необходимую для нормального функционирования насоса (фиг. 2). С этого момента до отключения насоса лопасти 2 сохраняют необходимую форму и осуществляЬт взаимодействие с жидкой средой, перекачивая ее в нужном направлении.
По мере торможения приводного двигателя величина центробежной силы уменьшается и за счет жесткости элементов 3 лопасти 2 оказываются снова втянутые в наружную втулку 4, которая занимает исходное положение.
Благодаря эластичности лопастей демпфируются гидравлические микроудары, возникающие при кавитации, в результате уменьшается повреждение лопастей. Кроме того, эластичность и упругость лопастей 2 обеспечивает возможность перекачивания легкоповреждаемых продуктов.
Рабочее колесо лопастного насоса, содержащее соединенную с валом внутреннюю втулку, равномерно закрепленные на ней выдвигающиеся лопасти и упругие элементы, отличающееся тем, что, с целью уменьшения повреждения лопастей за счет кавитационной эрозии и гидравлических ударов и обеспечения возможности перекачки легко повреждаемых продуктов, колесо снабжено наружной втулкой с окнами, охватывающей внутреннюю втулку, установленную с возможностью поворота и связанную с последней посредством упругих элементов, а лопасти выполнены в виде проходящих через окна лент из упругого эластичного материала с утолщениями на внешних торцах.